Определение и основные характеристики стратегии

Что касается теоретической базы стратегического менеджмента, на данный момент наблюдается отсутствие консенсуса по поводу точного определения термина, так как это явление многогранное и варьирующееся в зависимости от сферы деятельности организации. Например, это может зависеть от жизненного цикла продукта – в индустрии моды он очень короток, поэтому здесь стратегия имеет краткосрочный характер, следовательно, не может быть тождественной стратегии, допустим, в сфере изготовления предметов роскоши.

Х. Минтцберг, изучавший феномен стратегии в практике менеджмента организации, сравнивал стратегию с мамонтом, который слишком велик, чтобы охватить его целиком. Поэтому один охотник, т.е. ученый, поймавший великана за хвост, описывает его как что-то длинное и гладкое. Другой, схвативший мамонта за ухо, утверждает, что он плоский и обширный по площади. Чтобы объединить эти версии, Минтцберг предложил модель «5 П», включающую пять основополагающих характеристик стратегии:

* план или сознательно разработанный образ действий;

* позиция или определение места организации в среде;

* перспектива или траектория движения организации к цели;

* паттерн или схема, алгоритм, обычный образ действий;

* проделка или уловка, стратагема, маневр, используемый с целью перехитрить конкурента.

Б. Де Вит и Р. Мейер, пытаясь в своей книге «Синтез стратегии» всеобъемлюще описать «мамонта», предложили несколько определений с позиции разнообразных подходов:

* Стратегия – это средство для достижения целей и задач организации;

* это направление развития, которого организация должна придерживаться для выполнения своей миссии;

* это концепция, которая связывает воедино операционные функции и деловую активность организации с внешней средой;

* это направление долгосрочной деятельности организации, которое позволяет достичь конкурентного преимущества через конфигурацию организационных ресурсов в условиях изменяющейся среды для удовлетворения потребностей рынка и целевых аудиторий;

* это концепция, которая определяет, чем является и в каком направлении развивается бизнес в контексте долгосрочных планов;

* это порядок, возникающий из хаоса, который помогает организации контролировать среду, находить стабильность в условиях, когда отдача среды может пошатнуть хрупкий баланс бизнес-системы.

Из различных определений и подходов к понятию стратегии можно выделить его основные характеристики. Есть, по крайней мере, три параметра, по поводу которых мнения ученых совпадают.

Во-первых, под стратегией подразумевается общее направление, а не набор конкретных тактик. Это также и не простой план, поскольку, в отличие от планов, являющихся относительно краткосрочными алгоритмами действий, подразумевает более долговременную перспективу, общее позиционирование компании в среде и общее направление работы. Благодаря обобщенному характеру формулирования стратегии, она охватывает все иерархические уровни и операционные функции.

Во-вторых, стратегия касается взаимоотношений организации со средой. Стратегический менеджмент отличается от операционного менеджмента вниманием к возрастающей значимости средовых влияний на организацию и необходимостью со стороны руководства иметь дело с этими вопросами. Задачей стратегии является определение конкурентной среды и формулирование ответов на возможности и угрозы, которые открываются перед организацией. Системный подход рассматривает среду не как статичное окружение компании – это динамично развивающиеся образования, контактирующие с организацией как с открытой системой. Именно из среды черпаются ресурсы компании, и туда же уходит ее продукт. Для поддержания баланса в этой системе как раз требуется определенная стратегия, которая, как нить Ариадны, поможет не потерять курса в лабиринте бизнеса. Коммуникация играет особую роль в этой системе – ей отводится роль пограничника, мембраны, достаточно эластичной, чтобы приспособиться к среде, но и достаточно крепкой, чтобы оградить организацию от натиска среды.

В-третьих, многие авторы приходят к мысли, что стратегия является комбинацией спланированных и стихийных решений. С одной стороны, логическое мышление стратега, рациональный выбор, анализ и планирование лежат в основе выбора курса развития компании. С другой стороны, сиюминутные проблемы, вопросы, кризисы, требования среды вынуждают организацию к осуществлению гибкого подхода, предполагающего быстрое реагирование, постоянную смену тактик, переоценку бюджета и временных рамок. Чтобы не сбиться с курса в условиях средовой нестабильности, которая является ее нормальным состоянием, требуется формулировать стратегию в общих чертах, оставляя наиболее волатильные вопросы на момент воплощения этой стратегии в реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: