Конечно, натренировать можно все что угодно, если выбрать нужную практику. Практика может быть очень простой: например, вы ежедневно выделяете пять минут для разговора с коллегой или членами семьи и в течение этих пяти минут полностью отдаете им свое внимание, действительно слушаете их. Важно не воспринимать эмпатию как хитрый прием, который позволяет добиться нужного результата. Это не какая-то психологическая техника – это ваша способность слушать собеседника и устанавливать с ним связь.
Отмечали ли вы разный уровень эмпатии в разных культурах или разных компаниях?
В общем, да. Во всяком случае, со всей определенностью могу сказать, что в некоторых организациях, с которыми я работал, эмпатия развита лучше. Например, в авиакомпании Virgin Atlantic все сотрудники – от руководства до бортпроводников – обладают большей эмпатией, чем сотрудники других компаний. Это часть культуры Virgin Atlantic. Или, скажем, в Швеции детей обучают эмпатии в школе. В других культурах это заметно меньше. В частности, англичане обычно стесняются своих эмоций. В других странах недостаток эмпатии может быть обусловлен чувством уязвимости – люди считают, что они должны быть сильными и стойкими, и это настолько важно для них, что многие путают эмпатию со слабостью. Я наблюдал такое в консервативных русских компаниях. Но воспринимайте это лишь как повод для размышления – я не очень хорошо знаком с общей ситуацией в России.
|
|
Опубликовано в журнале «Свой Бизнес». №116 (ноябрь 2012). Вы можете приобрести печатную версию в интернет-магазине shop.glc.ru или цифровую версию для iPad в App Store.
СПРАВКА