Второй этап в развитии французского реализма(1848-1870)

Главные изменения в эпохе, отразившиеся в творчестве писателя:

- это метаморфоза буржуазии, потеря ею своего прогрессивного характера;

- это декабрьский переворот 1851 года, который стал «позорной страницей» в истории Франции.

Эти события существенно повлияли и на литературу – появился новый тип героя:

а именно, на смену исключительным персонажам, из которых даже самые отрицательные герои были привлекательны, пришли обычные (средние) герои.

Общество, которое определяло судьбу ярких литературных героев, теперь заменила среда, которая во многом определяет характер героя.

Этот процесс в литературе был назван движением от «героя к человеку». Его Флобер остроумно определил: «История вши меня интересует больше, чем история Александра Македонского».

В своем романе «Госпожа Бовари» Флобер поставил следующие цели:

- описать новый тип буржуа (аптекарь Омэ);

- показать эволюцию молодого человека в новых условиях (Шарль Бовари):

- проследить судьбу романтика в эпоху «триумфального разложения нравов»(ЭммаБовари).

Еще одной новой тенденцией в литературе стал отказ от подробного бальзаковского описания эпохи. Акцент сделан на частной жизни обычного человека.

Все вышеперечисленные изменения свидетельствуют о формировании во французской литературе нового этапа - этапа зрелого реализма.

Гюстав Флобер(1821-1880) –

Сам себя он называл «человеком-перо». Судьба Флобера во многом определила его писательскую судьбу. Сын провинциального врача. «Литература была его единственной возлюбленной, его главной привязанностью», - писали о нем современники.

Написал немного, завершенных романов всего 3: «Госпожа Бовари»; «Саламбо»;«Воспитание чувств».Кроме того, ему принадлежат еще и ряд повестей и рассказов.

Над каждым из своих романов работал по 5 лет. Его творчество - пример чудовищного писательского трудолюбия: работал над одной фразой по несколько недель. В силу этого каждая фраза Ф. имеет огромное значение.

Раннее творчество Флобера – романтическое. Первое произведение – 3 тома «Записок безумца», созданные в традициях «неистовой школы». Свое отношение к романтизму Ф. определил так: «Все мы были красными романтиками… Всем лучшим, что есть во мне, я обязан романтизму…»

Флобер ненавидел современную действительность, которая вызывала у него глубокое отвращение. Свою эпоху он охарактеризовал «как ощущение цвета плесени».

Главными качествами современной эпохи Ф. считал пошлость и меркантилизм, которые не могут породить ни яркую личность, ни сильные страсти. Скептически относился к любым революциям. Спасение в этом мире видел в науке, искусстве и человеческом разуме.

Позиция писателя ярко проясняется через его известное выражение «башня из слоновой кости». Оно имеет у Ф. два значения:

- убежище поэта в этом мире;

- символ отчуждения Поэта от Общества. Из писем Флобера: «поднимемся повыше в нашу башню из слоновой кости… Там порою холодновато, не правда ли? …зато видишь ясное сияние звезд и не слышишь больше болванов…» (индюков).

Как писатель-новатор Флобер придерживался теории «безличногоискусства». Их субъективности он противопоставлял свою «безличность», сравнивая себя с богом:

«В моем представлении об Искусстве художник должен скрывать свои чувства и обнаруживать свое присутствие в произведении в той же мере, в какой Бог проявляется в природе».

Важно иметь в виду, что одной из важнейших литературных тенденций того времени было огромное внимание к литературной форме произведения. Флобер максимально стремился к тому, чтобы выразить свою идею через форму произведения,стал мастером детали икомпозиции. Он многому научился у писателей бальзаковской школы. На их материале он создал совершенно новое по качеству произведение.

Это роман

«Госпожа Бовари» (1856,1857)

Суд над писателем, оправдание, обвинения в безнравственности. В Англии, например, этот роман был долго запрещен.

Обратимся к истории создания романа. В 1850-е годы во Франции широко обсуждалась «женская» тема, которая в обществе рассматривалась с разных точек зрения: юридической, социальной, философской, художественной. Были взгляды либеральные (прославлявшие свободу чувств женщины, ее свободу распоряжаться собой) и консервативные (осуждавшие, например, адюльтер, доказательство – суд над романом).

Флобер решает дать новую трактовку женского вопроса: он создает роман о женщине вообще, опираясь на литературный опыт своих предшественников.

Новаторство Флобера:

Во-первых, он представил читателю новое освоение известногоромантического сюжета«одна женщина и трое мужчин», который ввел в литературу В.Гюго.

В творчестве романтиков этот сюжет обычно разворачивается следующим образом - молодая женщина выходит замуж за человека, которого она не любит (причины разные). Она пытается найти свое счастье, увлекается мужчиной, который ее обманывает. Но чаще всего, мы видели счастливый конец – героиня находит свое счастье (Ж.Санд «Индиана»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: