Признаки научной работы

Можно выделить следующие признаки научности процесса и результатов работы в определенной предметной области: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность терминов.

Если в какой-либо работе, даже очень интересной и полезной для практики, отсутствует установка на получение знаний о том или ином изучаемом объекте (познавательная цель) - эту работу нельзя отнести к числу научных. То же можно оказать в том случае, если в ней нет следов применения методов науки, и не соблюдается однозначность терминов. Однако несоответствие представленного сочинения признакам научности вовсе не свидетельствует о его второсортности. Яркое художественное или публицистическое произведение представляет не меньшую, а большую ценность, чем заурядная научная работа. Нужно только разобраться в том, к какому жанру принадлежит выполненная работа. Хуже всего, когда автор претендует на научность, а признаки принадлежности к науке в его произведении отсутствуют.

Еще раз обратимся к этим признакам, чтобы представить их в виде конкретных ориентиров и критериев оценки работы исследователя, входящих в состав ее методологического обеспечения.

Первый признак - характер целей, которые мы ставим.

Цель может быть практической или познавательной. Так преподаватель, ведя предмет, может учить и воспитывать учащихся. Если при этом он получает знания о том, какие приемы в этом плане, в данных обстоятельствах дают у пего лучший результат, по еще не наука. Такое знание – стихи йно-эмпирическое. Если же ставится научно познавательная цель выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода обучения пли формы проявления воспитательной функции самостоятельной работы, это цель познавательная, и полученное знание идет в сфер}" педагогической науки.

Второй признак - выделение специального объекта исследования.

Выше объект избранной нами науки был определен как образование, то есть сама педагогическая деятельность. Объект педагогического исследования лежит в той же сфере. Исследуется всякий раз какой то участок этой деятельности, Объектом может быть, например, обучение учащихся ситуативной речи на иностранном языке, по не сама ситуативная речь. Или формирование преподавателем у младших школьников гуманистических отношений в учебно-воспитательном процессе, но не сами школьники.

Третий признак - применение специальных средств познания. Преподаватель применяет методы практической деятельности обучения и воспитания, приемы, организующие формы, материальные средства: компьютеры, таблицы, кинофильмы и т.п. Исследователь использует методы науки: экспериментирование, моделирование, сознание гипотез и т.д. Четвертый признак - однозначность терминологии. Это непременное требование к научному познанию. Разумеется, привести всю науку к однозначности принудительным способом невозможно. В ходе ее развития содержание понятий непрерывно обогащается, разветвляется. Это закономерный процесс. Но в рамках одного научного труда: дипломной работы, диссертации, монографии, статьи и т.д. Автор обязан точно определить главные понятия и придерживаться этих определений до конца. Без специальной оговорки он не имеет права употреблять термины в разных значениях. Уместно в связи с этим привести общие логические правила научного изложения, которые так или иначе соотносятся с требованием однозначности: основные понятия, утверждений должны быть явно определены независимо от знания их читателем, собеседником или оппонентом; при оценке истинности суждений. Следует пользоваться только определениями, которые дал тот, кто их предложил, не подменять их своими представлениями; выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: