Редакторская подготовка научно-популярных изданий

Теоретические основы популяризации научных знаний

Современная наука это мощная производительная сила общества. Ее роль постоянно возрастает. Для современной науки характерны две противоречивые тенденции: с одной стороны, это дифференциация науки, с другой стороны, интеграция науки. Преобладающей является вторая тенденция (интеграция науки). На стыке нескольких наук возникли промежуточные пограничные науки, такие как: химическая физика, физическая химия, физико-химическая биология, биотехнология и т.д. Процесс системного накопления знаний о мире и человеке наблюдался уже в глубокой древности. Распространение научных знаний началось еще в дописьменную эпоху и осуществлялось средствами фольклора. Доведение знаний до людей с давних пор считалось важной и почетной задачей. В античную эпоху популяризацией науки занимались известные мыслители, такие как: Платон, Эпикур, Цицерон и другие. В эпоху Средневековья, одним из наиболее активных популяризаторов науки был Галилео Галилей, наиболее известен его трактат «Диалог». В этом произведении Галилей стремится защитить научный взгляд на картину мира. Известным популяризатором науки был Майкл Фарадей. Его книга «История свечи» до настоящего времени является образцом популяризации научно-технических достижений. Глубокий след в деле распространения научных знаний оставили великие русские ученые: Ломоносов, Менделеев, Тимирязев, Мечников, Бутлеров и другие. Свое отношение к популяризации и внедрению прогрессивных научных идей высказывали русские просветители 19 века: Герцен, Белинский, Писарев, Добролюбов и другие. Велика роль в деле распространения научных знаний академика Сергея Ивановича Вавилова. Он выдвинул ряд требований к научно-популярному изданию:

1_освещение новейших открытий, отражающих современное состояние науки

2_показ процесса открытий и условий, в которых они сделаны

3_предельная ясность и занимательность изложения

4_четкость выводов

Редакционно-издательская деятельность Вавилова была чрезвычайно многогранна: им было написано свыше 150 книг и научно-популярных статей. С.Е. Вавилов имел непосредственное отношение ко многим периодическим научно-популярным изданиям. Он был председателем редакционной коллегии журнала «Природа», членом редакционных коллегий журналов «Наука и жизнь» и «Знание». С 1933 по 1953 годы Вавилов возглавлял комиссию Академии Наук СССР по изданию научно-популярной серии «Итоги и проблемы современной науки».

Читательская аудитория научно-популярных изданий

В настоящее время существует две концепции в подходе к читательской аудитории научно-популярных изданий. Первая концепция принадлежит Лазаревичу. Согласно этой концепции по образовательному уровню аудитория научно-популярных изданий делится на четыре группы:

1_малоподготовленные читатели

2_читатели, которые непрофессионально, как любители интересуются определенной областью науки

3_специалисты высокой квалификации другого профиля

4_специалисты смежного профиля

Вторая концепция была разработана специалистами кафедры Издательского дела и Редактирования МГУП. Согласно ей читательскую аудиторию научно-популярных изданий можно разделить на две группы:

1_читатели, не являющиеся специалистами; эта группа является массовой

2_специалисты из смежных отраслей

Принципы популяризации научных знаний

Существует четыре принципа популяризации научных знаний:

1_нучная глубина

2_осмысление материала

3_доступность изложения

4_занимательность изложения

Принцип научной глубины предполагает информацию о последних достижениях науки. Он требует рассмотрения основных понятий и законов науки, систематизации данных, мысль должна идти от явления к уяснению его сущности, к определению его взаимосвязи с другими явлениями. В научно-популярном произведении должно быть сообщение о методе исследования. Это имеет не только познавательное значение, но также мировоззренческое и практическое значение. Метод познания не адекватен методу изложения результатов исследования. Научное изложение (модель специалист-специалисту) предполагает информационную компрессию засчет исключения описания подробностей поиска, личностных моментов и т.д. Популярное изложение (модель специалист-неспециалисту) предполагает необходимость рассмотрения метода исследования, проб и ошибок, личностных моментов в работе исследователя и т.д. При этом нельзя ограничиваться лишь сообщением данных науки. Необходимо осмысление материала, интерпретация идей и теорий.

Принцип осмысления материала обязателен для популяризации, так как содержание произведения составляет не только результаты исследования, но и сам процесс их получения, причем, взятый неизолированно, а как звено в цепи человеческого знания, как орудие преобразования природы. Соблюдение принципа осмысления данных науки, предопределяющее сплав фактической и интерпретаторской сторон популяризации, исключает как простую фактографичность, так и беспочвенную деклоративность изложения.

Принцип доступности подразумевает соответствие изложения особенностям аудитории. Автор научно-популярного произведения должен рассказать о науке не упрощая ее и в то же время не перегружая изложение труднодоступным материалом. В этом состоит основная трудность, преодолеть которую удается лишь наиболее одаренным пропагандистам науки. Доступность достигается двумя средствами:

1_конкретностью

2_последовательностью

К любому популярному произведению можно предъявить следующие требования:

- освещение научного материала с точки зрения неспециалиста

- последовательность и конкретность изложения

- стройность композиции

Нельзя просвещать помимо воли аудитории, поэтому популяризация должна заинтересовать читателя, увлечь его на путь дальнейшего изучения предмета.

Принцип занимательности в рамках популяризации науки имеет два аспекта: содержательный и формальный. Доминирующее значение, как правило, имеет содержательный аспект. Но долгую жизнь произведению о науке дает лишь синтез обоих аспектов. Новизна сообщения это важный и обязательный фактор произведения о науке. Интерес к научно-популярному произведению определяется, в первую очередь, его содержанием, актуальностью и практическим значением рассматриваемой проблемы. В основе сюжета научно-популярных произведений лежит не описание результата деятельности ученых, а показ борьбы за его достижение. Популяризатор это не переводчик с языка науки на язык обыденности. Академик Вавилов, опираясь на собственный опыт и историю популяризации, отмечал, что «создать популярную книгу это не значит, прочитав две специальные книги, написать третью. Надо непременно вложить что-то новое».

Функции популяризации

Издания научно-популярной литературы знакомят читателей-неспециалистов с историей и современным состоянием науки и техники. Научно-популярные издания выполняют три функции:

1_информационная (информативная)

2_мировоззренческая

3_практическая

Типообразующим параметром специалисты считают лишь совокупность данных признаков, так как каждая из этих функций по отдельности свойственна изданиям других видов.

Особенностями современного периода популяризации науки является, во-первых, утрата ею ограниченности адресата, во-вторых, неоднородность аудитории, которая резко различается по психологии и образовательному уровню. Очень важно также, что у различных групп неодинакова мотивация интереса к научно-популярным сочинениям. Контакт автора с читателем возможен лишь при условии соответствия предмета изложения внутренним запросам аудитории.

Виды научно-популярных изданий

В числе научно-популярных произведений есть такие, которые могут быть отнесены к тому же жанру, что и научные произведения. Это монография и статья. На основе жанра научно-популярной монографии (ГОСТ 7.60-2003) осуществляется создание издания, которое так и называется научно-популярная монография (и жанр и издание). Как и во всякой монографии, в научно-популярной должны быть изложены сведения по одной проблеме, по одной теме. Например: какое-то открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, вопросы становления и развития науки. Примером такого издания может служить книга академика Кириллина, выпущенная издательством «Наука» - «Страницы истории науки и техники». В этой научно-популярной монографии освящен широкий спектр вопросов истории развития науки и техники с древних времен до наших дней. При рассмотрении основных вех истории развития науки нельзя игнорировать самих творцов науки: ученых, исследователей, конструкторов и т.д. Соответственно, появляется другая разновидность научно-популярной монографии – биографическая. В биографическом произведении освещается жизнь ученого, показано формирование его мировоззрения, дается характеристика его вклада в науку. Примерами могут быть научно-биографические монографии, посвященные академику Андрею Дмитриевичу Сахарову и Альберту Энштейну. Таким образом, научно-популярная монография имеет две разновидности:

1_собственно научно-популярная монография

2_научно-биографическая монография

ЗАДАНИЕ_1: Билеты на сайте ed-education1.narod.ru.

Наряду с научно-популярной монографией широкое распространение имеют научно-популярные журналы и сборники научно-популярных произведений.

Научные журналы это, прежде всего: «Наука и жизнь», «Природа», «GEO», «Вокруг света», «Национальная география», «Nature», «Science». Эти журналы содержат статьи и материалы об основах наук, о теоретических и экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности. Их функциональное назначение служить распространению научных знаний и самообразования, способствовать формированию научного мировоззрения и расширению кругозора читателя, популяризировать достижения науки, техники, культуры и искусства. Научно-популярные журналы публикуют также материалы практического, развлекательного и литературно-художественного содержания. Это подчеркивает их широкую читательскую аудиторию.

Научно-популярный сборник составляется, прежде всего, из статей, очерков, выдержек из официальных документов. Примером может служить научно-популярный сборник, выпущенный в 1992 году издательством «Современник» - «Сеятели и хранители, открытия и судьбы». В двух томах собраны материалы об основателе русской агрохимии Болотове, о первом отечественном агрохимике-практике Энгельгарте, о естествоиспытателе Тимирязеве и о генетике Николае Вавилове.

ЛЕКЦИЯ_3 28.09.2011

Научно-популярные издания (продолжение)

Работа редактора над содержанием научно-популярного произведения

Этот процесс в работе редактора можно разделить на две составляющие:

1_редактор должен дать оценку научности содержания

2_редактору необходимо оценить приемы отображения содержания, которые обеспечивают популяризацию (принципы популяризации)

Научность содержания предполагает соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требованиям, которые предъявляются к фактам научным. Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, которые относятся к соответствующей отрасли знания. Научность содержания предопределяет выбор и использование приемов популяризации.

Эти приемы направленны на облегчение понимания и восприятия материала, а также на активизацию творческого мышления читателя. При рассмотрении средств популяризации редактор исходит из того, что есть у автора. Замысел, концепция, отбор определенных элементов и связь между ними, а также способы освещения темы, варианты раскрытия понятий и т.д. Отбор фактического материала должен осуществляться с оптимальной точки зрения. Стремление автора привести как можно больше сведений, хотя бы вскользь сказать о множестве различных фактов обычно вредит содержанию научно-популярного произведения. Читатель распыляет свое внимание и теряет главное. В результате произведение не достигает своей цели. Гораздо важнее сказать о немногих фактах, но полно и ясно. Из всей совокупности фактов следует выбрать главные, наиболее яркие. В научно-популярном произведении используются три способа изложения материала:

1_описательный

2_повествовательный

3_объяснительный (проблемно-аналитический)

Выбор того или иного способа изложения зависит от особенностей содержания, от целевого назначения и читательского адреса издания. Но главное – это творческие способности автора.

При описательном способе изложения анализ проблем и явлений иллюстрируется заранее подобранными схемами. При таком изложении материала издание способствует исключительно количественному накоплению информации читателем.

Повествовательный способ связан с использованием творческого метода популяризации и рассчитан на активное восприятие читателем. Сущность труда автора как популяризатора заключается в переработке информации, в выявлении соответствия между принципами максимально эффективного восприятия текста и законами науки.

Проблемно-аналитический способ предполагает интерпретацию научных фактов, при этом автор научно-популярного произведения вносит субъективную оценку этих фактов. В одном случае это может быть новая точка зрения на рассматриваемую проблему, в другом случае – обоснование перспектив развития той или иной области науки.

В процессе создания научно-популярного произведения происходит переоценка фактов, переосмысление уже известных суждений, устанавливаются новые связи между явлениями, раскрываются неизвестные аспекты рассматриваемых теорий. Эффективным приемом популяризации является описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала. Использование средств конкретизации облегчает восприятие текста научно-популярного произведения (перцептивность). Изложение материала в научно-популярном произведении достигает цели при соблюдении принципа «от известного к неизвестному». Автору научно-популярного произведения. Не следует отпугивать читателя с первых страниц сложностью тем. Рекомендуется вести изложение от простого к сложному. В научно-популярном произведении важно не ограничиваться объяснением явлений, событий, а создавать общую картину, показывать роль данного факта в общем процессе познания. При работе над текстом научно-популярного произведения редактор должен помнить, что между содержанием и формой существует неразрывная связь. Понятие, факт, образ в зависимости от целевого назначения, тематики и проблематики издания могут выступать и как объект популяризации, и как прием изложения, и как способ передачи авторской мысли. Такие требования к научно-популярному сочинению, как конкретность и последовательность изложения, вообще могут быть реализованы только в непосредственном, неразрывном единстве содержания и формы. Авторская индивидуальность в научно-популярном произведении выступает не как одно из свойств текста, а как структурно-системный признак непосредственно и необходимо связанный с определением занимательности конкретного произведения. Критерий авторской индивидуальности дает возможность редактору определить, чем обусловлено и насколько целесообразно применение отдельных композиционных элементов: лирических отступлений, философских размышлений, примеров из жизни и т.д. Данный критерий позволяет более обосновано и требовательно оценить изобразительно-выразительные средства языка, заметить, отражают ли лирические отступления подлинную оригинальность мыслей и чувств автора. Наличие в произведении индивидуальной авторской позиции придает рассуждениям завершенность, становится важным средством развития повествования, придает изложению необходимую динамичность. Умение автора дать свою оценку фактам и явлениям, его стремление познакомить читателя со своим взглядом на науку – все это относится к необходимому условию занимательности научно-популярного произведения.

Широко используемый прем популяризации это авторские отступления. Основное их назначение это создание пауз в подаче информации. Не нарушая логической последовательности изложения авторские отступления вносят в повествование динамизм, эмоционально его насыщают. Отступления автора это способ выражения его позиции, способ отношения к предмету описания средства оценки научных положений и разнообразных фактических данных. Обычно авторские отступления выделяются особой эмоциональностью, они позволяют вызвать должную реакцию читателя на излагаемые сведения. Эмоциональность в авторских отступлениях достигается использованием восклицательных предложений, которые передают чувства автора и выражают отношение к предмету изложения. Авторские включения непосредственно обращены к читателю. Для них типично использование личных местоимений «вы» и «мы», императивных глаголов, глаголов 1 лица множественного числа, вопросов, адресованных читателю и предполагающих его согласие или несогласие. Автор может использовать различные формы подачи материала: письмо, диалог с читателем, разного рода рассуждения. Иногда автор высказывает предполагаемую точку зрения читателя для того, чтобы в последствии ее опровергнуть.

Работа редактора над языком и стилем научно-популярного произведения

Типологические признаки научно-популярных изданий предполагают языковые особенности изложения. Чем менее подготовлена аудитория, тем большая степень доступности и занимательности необходима. Это, в свою очередь, требует соответствующих средств для выражения и объяснения научного содержания. Основные требования к языково-стилистическому оформлению популярного изложения были сформулированы русскими просветителями 19 века. Все они сохраняют свою актуальность и в наши дни. Признавая простой и увлекательный язык несомненным достоинством произведения о науке, они резко осуждали попытки некоторых авторов приспособить изложение к народному употреблению просторечных слов и выражений. Они требовали простоты изложения, понимая ее, как выражение ясности мысли. В популярном произведении не должно быть расплывчатых формулировок, пространных перечислений, поскольку они затрудняют восприятие научного материала.

При редактировании научно-популярных произведений необходимо стремиться приблизить их язык к обыкновенному и всем понятному. Следует исключать общие рассуждения, подробности и упрощать сложные синтаксические конструкции. Простота это важная, но не единственная черта научно-популярного произведения. Наибольший успех у читателя имеют те произведения, которые увлекают красотой описания, говорят о науке художественно, ярким языком. Категоричнее других эту мысль выразил Писарев: «Популяризатор непременно должен быть художником слова». Редактор научно-популярного произведения помогает автору находить слова яркие и запоминающиеся, которые точно выражают понятия. Редактору необходимо избегать как трафаретов, так и искусственной цветистости изложения. Редактору необходимо помнить, что язык научно-популярного произведения должен обладать точностью произведения научного, яркостью произведения художественного и быть понятным читателю, на которого рассчитано будущее издание.

Стиль научно-популярных произведений не может существовать безотносительно к типологическим особенностям научно-популярных изданий. Цель научного произведения – возможно наиболее точно, адекватно передавать смысл сообщения. Цель популяризации – не только передавать новые знания, но и убеждать читателя в его истинности и социальной значимости, помочь усвоить его и использовать в своей деятельности. Особенности популярного изложения определяются не только содержанием сообщения, но и в значительной мере особенностями читателя. Научное издание обращено к аудитории численно ограниченной и, как привило, профессионально однородной. Популяризация всегда рассчитана на расширение аудитории и, как следствие этого, она связана с поиском средств, в том числе речевых, для установления контакта с читателем. Арсенала речевых единиц научного стиля здесь явно недостаточно, поскольку научно-популярное произведение призвано нести информацию читателю-неспециалисту. Редактор должен учитывать, что при популяризации модифицируются, часто превращаясь в свою противоположность, такие черты научного стиля, как отвлеченность и обобщенность, безобразность и скрытая эмоциональность, объективность и безличностность изображения. В научно-популярном произведении, в соответствии с требованием конкретности изложения, цепочка конкретизации часто включает слова, которые обозначают образы. Вводимые в научно-популярное произведение понятия конкретизируются разными средствами, например: уточняется время, место действия, источник сообщения и т.д. Экспрессивно-эмоциональные элементы пронизывают лексический и синтаксический строй популярного изложения. Экспрессивно-эмоциональные элементы могут присутствовать и в научном изложении, однако они не являются стилеобразующими, поскольку научное изложение ориентировано на логическое восприятие. Функции словесной образности, в частности метафоры, в научном и научно-популярном изложении также неодинаковы. Научная проза широко использует языковую метафору, которая имеет устойчивый характер и не вызывает у читателя каких-либо образов или эмоционально окрашенных ассоциаций. Такая метафора используется в строго повторяющихся функциях, в частности описание объекта исследования, оценка сделанного. Языковая метафора допускает однозначное толкование. В научно-популярном произведении метафора обычно служит целям конкретизации понятий. Она помогает читателю найти аналогии среди понятий, которые ему привычны. Метафора имеет также эстетическое значение. Благодаря ей понимание к читателю приходит как прозрение, и информация долго хранится в памяти. Личностный аспект отбора и изложения материала это неотъемлемая черта изданий о науке. Эта черта привносится в научно-популярные произведения сознательно. Этой цели можно достигнуть лишь использовав все многообразие лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств. Это является главной, глубинной чертой научно-популярного стиля.

Большое значение в научно-популярном произведении в качестве элементов лексики играют термины. редактор должен точно знать, каким образом вводить термины в научно-популярное произведение:

1_давая определение термина, автор может привести несколько известных читателю примеров

2_знакомя читателя с новым названием, автор не приводит полного определения, а называет лишь самые характерные признаки понятия

3_значение специального понятия иногда расшифровывается как бы мимоходом, в скобках или одним-двумя словами

4_термины, не имеющие широкого распространения, сообщаются в скобках

5_рассматривая явление, автор не называет его сразу, как бы заставляет читателя самому вспомнить термин

Работая над языком научно-популярного произведения необходимо освобождать его от штампов, которые обедняют в целом язык произведения. Бедность языка это одна из причин безликости многих произведений о науке. Характерным примером является использование без надобности канцелярских оборотов речи, например: мы видим теперь, что …; мы уже знаем, что …; мы установили, что … В некоторых произведениях можно встретить ставшие стандартными украшения стиля, например, если речь идет о нефти, то ее называют черным золотом; если речь идет о машине, то ее называют стальным помощником и другие.

Точному и образному раскрытию содержания научно-популярного произведения способствуют разного рода иллюстрации. Наиболее часто используемый в научно-популярных произведениях вид иллюстраций это научно-познавательные. Они наглядно, при помощи зрительного образа поясняют текст и облегчают знакомство с понятиями, о которых идет речь.

Аппарат научно-популярного издания

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы индентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве. Аппарат призван представить издание читателю, сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием. Научно-популярное издание должно не только предоставить читателю новые научные знания, но также помочь ему понять их и овладеть ими. Характер аппарата научно-популярного издания, как и других изданий, всегда связан с содержанием произведения. Однако есть свои общие принципы и особенности, которые касаются процесса подготовки аппарата для научно-популярного издания. В научно-популярном издании аппарат выполняет двойную функцию: с одной стороны, он объясняет и систематизирует содержание издания, с другой стороны, аппарат намечает пути дальнейшего изучения предмета. В научно-популярных монографиях, темой которых является биография ученого (научно-биографические), могут быть указаны его основные работы. Это делается не для того, чтобы отослать читателя к первоисточникам научного творчества ученого, а для того, чтобы показать его вклад в науку. В монографиях, посвященных описанию путешествий могут быть приведены аналогичные сведения. Кроме того, в таких изданиях иногда необходимо делать примечания, касающиеся жизни, быта, обычаев народа, среди которого оказывается исследователь. Возможны также указатели географических названий или иные элементы аппарата, которые дополняют и поясняют основной текст. Готовя научно-популярное издание редактор должен согласовать с автором состав и структуру аппарата, а также оформление издания. К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды аппарата, которые способствуют объяснению и систематизации материала и намечают пути дальнейшей самостоятельной работы читателя. От редактора требуется также принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: