Социальная неэффективность монополии

Вэкономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.

Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста, как и кривая ры­ночного спроса на продукцию совершенно конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие может продать любой объем продукции по существующей (и не зависящей от его поведения) рыночной цене. Следовательно, совершенно конкурентное предприятие, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достигнуть этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Разумеется, он не может изменять объем выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.

Анализ совещенной конкуренции и монополии позволил нам разобраться в некоторых деталях механизмов функционирования рынков. Однако в реальной экономике рынки включают в себя элементы обеих предельных структур и, следовательно, не могут быть полностью описаны в рамках лишь одной из этих моделей. Типичная фирма сталкивается с конкуренцией, но отнюдь нет такой интенсивной, чтобы фирма в точности подпадала под описание принимающей цену фирмы. Типичная фирма обладает в некоторой степени властью над рынком, но не такой значительной чтобы описать ее в рамках модели монополии. Другими словами, типичная фирма в экономике - несовершенно конкурентная фирма.

Обычно выделяют два типа несовершенно конкурентных рынков:

1. Олигополия - рынок с несколькими поставщиками, каждый из которых предлагает продукцию, подобную или идентичную продукции других участников рынка.Один из примеров такого рынка - рынок теннисных мячей. Другой пример - мировой рынок сырой нефти: несколько ближневосточных стран контролируют значительную долю мировых запасов энергоносителей.

2. Монополистическая конкуренция- модель, описывающая структуру рынка, на котором имеется значительное число фирм, поставляющих сходную, но не идентичную продукцию: ринки художественной литературы, кинофильмов, компакт - дисков или компьютерных игр. На ринке монополистической конкуренции каждая фирма обладает монополией на изделия, которые она производить, но множество других фирм выпускают подобные товары и стремятся завоевать доверии тех же самых покупателей.

Конкурентная отрасль производит в точке, где цена равна предельным издержкам. Монополизированная отрасль производит в точке, где цена выше предельных издержек. Следовательно, если фирма ведет себя скорее как монополия, чем как конкурентная, в общем случае цена будет выше, а выпуск — ниже, чем при чистой конкуренции. По этой причине в отрасли с монополистической структурой благосостояние потребителей обычно бывает ниже, чем в отрасли с конкурентной структурой.

Монополия производит объем выпуска меньше конкурентного и потому является неэффективной по Парето.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: