Понятие естественной монополии

Иозеф Шумпетер считает: естественная монополия-это отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу субъективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состояние проводить товар с более низкими издержками, нежели несколько более низких фирм. Для естественной монополии характерно снижении средних издержек производства с лечением при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.

Q*
1/2 Q*
D
LAC
LAC
Q
Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией[6].

Рис. 2. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.

Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночной спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.

Из рис. 2 видно, что естественная монополия может произвести количество товара Q* с меньшими средними затратами» чем это могут сде­лать две фирмы» каждая из которых произведет 1/2 Q*. В таких условиях конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца привело бы к росту затрат.

В качестве примера естественных монополий обычно приводят водо-, газо- и энергоснабжение, проводную телефонную связь, почтовую службу, канализацию, железные дороги, трубопроводный транспорт и некоторые другие отрасли. Строго говоря, наличие возрастающей отдачи от масштаба на всем протяжении линии спроса — условие достаточное, но не необходимое для существования естественной монополии. Естественная монополия может иметь место и при убывающей отдаче от масштаба[7].

АС1
АС2
Q
P


Рис.3. Преимущество существования единственной фирмы в отрасли.

На рис.3 линия AC1 представляет собой кривую средних затрат единственной фирмы в отрасли. Предположим, спрос на продукцию растет и число фирм увеличится до двух. Мы знаем, что при выпуске продукции с минимальными средними затратами каждая фирма должна производить одно и то же количество продукции, и, следовательно, предельные затраты двух фирм должны быть равны. Соответственно кривую затрат двух фирм (АС2) можно построить, удвоив уровень выпуска для каждой точки АС.

Если объем спроса превысит естественная монополия более невыгодна и на рынке должны работать две фирмы (возникает естественная дуополия). Ключевым параметром здесь является субаддитивность функции затрат. Наличие у функции затрат свойства субаддитивности показывает, что весь объем производства может быть произведен с меньшими затратами единственной фирмой.

Перейдем теперь к случаю многопродуктовой естественной монополии. Этот тип предприятия гораздо более распространен, чем рассмотренная выше естественная монополия с единственным продуктом. Если наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой естественной монополии, то для многопродуктовой фирмы возрастающая отдача не является ни необходимым, ни достаточным аргументом в пользу отнесения фирмы к числу естественных монополистов.12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: