МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГТЭУ)
Самарский институт (филиал)
Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике
Выполнена студенткой 1 курса
заочной формы обучения (спец.)
специальности (направления) подготовки
080100.62 «Экономика»
Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Никифорова Анастасия Юрьевна
Научный руководитель:
доцент Ахмеева В.И.
Самара 2014 г.
Содержание
1 Сущность налогов в рыночной экономике….……………………….........3
2 Основные виды и группы налогов……………………………...……...4 - 9
3 Общая система налогообложения и специальные налоговые режимы………………………...….……………………………………...…....10 – 15
|
|
Список использованной литературы………………………………….........16
Сущность налогов в рыночной экономике
Становление рыночной экономики в Российской Федерации изменило структуру источников обеспечения государства финансовыми ресурсами. Основным источником государственных доходов на данном этапе развития экономики являются налоги.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под государственным доходом понимаются финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из различных источников в распоряжение государства, которые позволяют ему решать задачи публичного характера и осуществлять необходимые государственные функции.
Анализируя источники доходов в федеральный бюджет, можно сделать вывод о том, что в последние годы за счет налогов формируется 75 - 80% федерального бюджета.
В ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) определены и закреплены основные принципы налогов:
- всеобщность и равенство налогообложения;
- экономическая обоснованность;
- однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения);
- очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени;
- определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).
|
|
Основные виды и группы налогов
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются на:
- прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
- федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
- налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
- пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
- по целевому назначению налога (общие, специальные).
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические (налогообременитель) и фактические налогоплательщики (налоговый агент) совпадают. Фактический плательщик - получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения и являются обязательными для выплаты каждого гражданина. Они делятся на реальные и личные налоги.
Отличительная особенность данного налога - относительно сложный расчет его суммы. Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.
Косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога.
Как говорил Карл Маркс (1818-1883 гг., немецкий экономист, социолог, философ): «Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению».
Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти и взимаются на территории всей страны. Федеральные налоги имеют следующие отличительные особенности: они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налогов, порядок зачисления в бюджет (или во внебюджетный фонд) определяется законами Российской Федерации. Сумма этих платежей может поступить в федеральный бюджет или в бюджеты другого уровня.
Согласно ст. 13 (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Введение в действие и прекращение действия на территориях субъектов Российской Федерации регламентируются в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
|
|
Налоги субъектов РФ (региональные) - это налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, являющиеся для них обязательными. В зависимости от их особенностей эти платежи разделяются на три группы. Первая группа устанавливается федеральными законами и имеет практически всю атрибутику федеральных налогов. Но конкретный порядок и сроки взимания этих налогов, форма отчетности на территории региона могут отличаться от общепринятых. Органы власти регионов самостоятельно определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, порядок уплаты налогов, налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.
Вторая группа платежей называется факультативными налогами, которые устанавливаются федеральными законами. Однако вводятся они органом представительной власти региона по его усмотрению и только после этого приобретают обязательную силу.
В третью группу включаются налоги, устанавливаемые органами представительной власти региона по собственному усмотрению, но в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 14 (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) НК РФ к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местные налоги - это налоги, которые в основном поступают в местный бюджет. По отношению к вышеуказанным налогам (федеральным и региональным) они имеют некоторые особенности. Часть этих налогов устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Другая часть, не предусмотренная законодательными актами Российской Федерации, определяется законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Все элементы налогообложения устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, в частности с НК РФ, частью первой.
|
|
Согласно ст. 15 (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) НК РФ к местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.
Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.
Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);
- налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст. 53 НК РФ дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);
- налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;
- налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.
Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки: общие, повышенные, пониженные (например, при общей ставке НДС 18% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);
- порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);
- порядок и сроки уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:
- направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
- средства уплаты налога (в рублях, валюте);
- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
- особенности контроля уплаты налога.