Общая система налогообложения и специальные налоговые режимы

Общая система налогообложения (ОСН) – традиционная система налогообложения, при которой организациями в полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются все общие налоги.

При применении общего режима налогообложения необходимо исчислять и уплачивать основные налоги:

- НДС;

- налог на имущество организаций;

- налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей);

- НДФЛ.

Полный перечень налогов, плательщиками которых может являться юридическое лицо или предприниматель, установлен статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.

При выборе ОСН необходимо уплачивать налоги и взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам:

- НДС - 0% (льготная ставка, которая применяется только в определенных НК случаях – в основном при экспорте товаров); 10% (льготная ставка, которая применяется при реализации особых видов товаров: некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий); 18% (основная ставка, которая действует в большинстве случаев);

- налог на прибыль – 20% (основная ставка налога на прибыль действует с 01 января 2009 г., также установлены специальные ставки налога на прибыль – 0%, 9%, 10%, 15%);

- налоговые ставки налога на имущество организаций устанавливаются региональными законами в пределах 2,2% от среднегодовой стоимости облагаемого налогом имущества (от остаточной стоимости имущества определяемой за минусом износа), либо в определенных случаях от инвентаризационной стоимости;

- НДФЛ в 2014 г. - 13% (применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ – 9%, 15%, 30%, 35%).

Страховые взносы в 2014 году в ПФ, ФСС, ФФОМС:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 22%;

- страховой взнос с фонда оплаты труда в Фонд социального страхования (ФСС) - 2,9%;

- страховой взнос с фонда оплаты труда в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1%.

Налоговая отчетность при применении ОСН должна сдаваться в установленные сроки и заполняться в соответствии с НК РФ.

Если организация или индивидуальный предприниматель не определились с возможностью применения какого-либо из специальных налоговых режимов (за исключением ЕНВД), то "по умолчанию" должны осуществлять налогообложение своей предпринимательской деятельности в соответствии с общим режимом.

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

- патентная система налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в соответствии с действующим законодательством применяется только предприятиями-сельхозпроизводителями. Принадлежность предприятия к категории «сельскохозяйственный производитель» и возможность применять данный налоговый режим строго регламентируется Налоговым Кодексом (ст. 346.2 п.2).

Согласно ст.346.1 пп.3 применение ЕСХН освобождает сельскохозяйственное предприятие от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДС (за исключением случаев предусмотренных законодательством, в том числе при ввозе товаров на территорию РФ), а индивидуальных предпринимателей - от уплаты налога на доходы физических лиц.

Сельхозпроизводители применяют пониженную налоговую ставку 6% с разницы между полученными доходами и произведенными расходами, а также пониженные страховые взносы с начислений сотрудникам (27,1% в 2013-2014 году).

Кроме того, применение ЕСХН не ограничено величиной дохода в абсолютных величинах в отличие от другого спецрежима - упрощенной системы налогообложения, где величина дохода за налоговый период не должна превышать 60 млн. рублей.

С другой стороны, применение ЕСХН накладывает на сельхозпроизводителей ограничения по деятельности, которые обусловлены требованиями действующего законодательства, а также сложившейся конъюнктурой на рынке сельхозпродукции.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.

Для применения УСН необходимо выполнение определенных условий:

- количество сотрудников меньше 100 человек;

- доход меньше 60 млн. рублей;

- остаточная стоимость меньше 100 млн. рублей.

Отдельные условия для организаций:

- доля участия в ней других организаций не может превышать 25%;

- запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы, и (или) представительства;

- организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ).

Для упрощённой системы налогообложения налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем или организацией объекта налогообложения.

При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%. Налог уплачивается с суммы доходов. Какое-либо снижение этой ставки не предусматривается. При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие - доходы за полугодие и т. д.

Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода. При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 %. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий.

При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.

ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ):

- розничная торговля;

- общественное питание;

- бытовые, ветеринарные услуги;

- услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

- распространение и (или) размещение рекламы;

- услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;

- услуги по временному размещению и проживанию;

- услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;

- услуги стоянок.

Уплата ЕНВД освобождает налогоплательщиков от ряда налогов и дает возможность совмещать с другими налоговыми системами одновременно.

Налогоплательщики ЕНВД имеют право уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на суммы платежей (взносов) и пособий, которые были уплачены в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

Патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно.

Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате (п. 10, п.11 ст.346.43 НК РФ):

- налог на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

- н алог на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

- НДС ( за исключением НДС, подлежащего уплате: при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения; при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ).

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.12.2011 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

4. Постановление от 12 августа 2010 г. N 621 «О создании на территории самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа».

5. Федеральный закон от 15.08.00 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (ред. от 31.12.02 г.).

6. Абрамов М.Д. Налоговая система и модернизация России // Россия и современный мир. - 2010. - N 4. - с.79-91.

7. Леонова Е.Д. Формирование налоговой культуры как стратегическое направление модернизации налоговой системы в России / Е.Д.Леонова, И.А.Митрофанова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 10. - с.65-69.

8. Новрузов А.Т. Краткая история становления имущественного налогообложения в Российской Федерации и некоторые направления его развития на современном этапе // Государство и право. - 2008. - N 9. - с.105-109.

9. Орлова Е. Налог на имущество организаций в 2014 году // Налог. вестник. - 2014. - N 1. - с.29-40.

10. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. - 2008. - N 1. - с.70-79.

11. Старицына К.А. Налоговый учет в бюджетных учреждениях // Бух. учет. - 2010. - N 8. - с.83-85.

12. Харисов И.Ф. Налоговая политика России в кризисный период // Финансовое право. - 2009. - N 9. - с.26-29.

13. Ходов Л.Г. Государственное регулирование
национальной экономики: учебник / Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2009. - 620 с.

14. Научный журнал «Молодой ученый», статья «Федеральные налоги как основа налоговой системы экономически развитых стран мира», опубликовано в журнале № 7 (54), июль 2013 г.

15. Закон Самарской области от 6 марта 2014 года №22-ГД «О реструктуризации задолженности муниципальных учреждений, учредителями которых являются органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Самарской области, по обязательным платежам в областной бюджет».

16. Информационно-правовой портал «Правительство России», [Электронный ресурс] http://government.ru/

17. Информационно-правовой портал «Федеральная налоговая служба», [Электронный ресурс] http://www.nalog.ru/

18. Некоммерческая интернет-версия системы «Консультант Плюс», [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/

19. Электронный журнал «Главбух», [Электронный ресурс] http://www.glavbukh.ru

20. Информационно-правовой портал «Гарант», [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: