Дипломатия и дипломаты периода перестройки и в первый постсоветский период

Назначение в марте 1985 года М. С. Горбачёва на пост генерального секретаря ЦК КПСС положило начало так называемому периоду «Перестройки» в СССР. Кроме изменений во внутренней политике, Перестройка внесла изменений и во внешнюю политику государства. В частности, оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название новое политическое мышление. Ее основные положения предусматривали:

· отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

· признание мира целостным и неделимым;

· отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.

· отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

· посторенние международных отношений на основе баланса интересов и взаимной выгоды, а не соотношения сил.

Поэтому основными приоритетами во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г. стали:

Ø смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

Ø урегулирование региональных конфликтов;

Ø признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

В июле 1985 года был назначен новый министр иностранных дел СССР – Э.А. Шеварднадзе.

Служил в МВД СССР, затем стал Первым секретарем ЦК КП Грузии, после этого находился на посту министра иностранных дел СССР, подал в отставку в 1990 году, затем в ноябре 1991 года вновь возглавил уже МВС, после вернулся в Грузию и стал президентом этой страны в 1995 году, а в 2003 подал в отставку. Умер в июле 2014 года.

На Американском направлении советской дипломатии важно отметить постепенное установление нового равного диалога с лидерами США по поводу сокращения ядерных вооружений и утверждения мирных отношений. Были проведены личные встречи Горбачёва с президентами США:

è 19 ноября 1985 года – встреча с Рональдом Рейганом в Женеве, цель – попытка найти общий язык по вопросу строительства равных отношений. Программа минимум – совместное заявление сторон: отказ от развязывания ядерной войны. (Участвовали дипломаты Корниенко Г. М., Добрынин А. Ф., Бессмертных А. А.)

è 11 октября 1986 года – встреча с Рейганом в Рейкьявике. Переговоры завершились безуспешно.

è Декабрь 1987 года – встреча с Рейганом в Вашингтоне,

Результатом переговоров стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.

è 1 июня 1988 года – встреча с Рейганом в Москве, подписание Договора о ядерных ракетах средней дальности.

è 2-3 декабря 1989 года – встреча с Джорджем Бушем-старшим на Мальте. Заявление об окончании «холодной войны» и о новой эпохе в международных отношениях.

Кроме того, важно отметить деятельность министра ИД Шеварднадзе, который провёл 31 встречу с Шульцем и 10 встреч с Бейкером:

o Апрель 1988 – подписание с госсекретарём США Джорджем Шульцем Декларации о международных гарантиях и Соглашения о взаимосвязи для урегулирования положения, касающегося Афганистана.

o 1 июня 1990 года – в Вашингтоне совместно с госсекретарем США Джеймсом Бейкером подписал соглашение о передаче США акватории Берингова моря по разделительной линии Шеварднадзе — Бейкера.

Наконец, в июне 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), положивший конец периоду конфронтации. В переговорах участвовали советские военные генералы, руководил ими Бессмертных А.А., министр иностранных дел СССР с января 1991 года. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.

СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)

В мае 1987 г. страны-участницы Организации Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций (распущен был лишь ОВД в 1991 году).

На европейском направлении советская дипломатия выдвигала идею Общеевропейского дома, особой формы объединения всех европейских стран.

В январе 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными.

Германская проблема:

o Июль 1987 года – визит в Москву фон Вайцзеккера.

o Июнь 1989 года – визит Горбачёва в Германию.

После проведения переговоров в формате «два плюс четыре» ФРГ, ГДР, СССР, США, Франция и Великобритания 12 сентября 1990 года подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который закреплял объединение Германии, определял её границы и численность вооружённых сил.

В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания холодной войны. Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионе. Выход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

СССР и страны третьего мира

· Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

В частности, данной проблемой занимался Влади́мир Порфи́рьевич Поляко́в, бывший послом в Йемене и Египте, а также начальником Управления стран Ближнего Востока.

· СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

· Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа.

Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г. В Китае в то время послом был Олег Александрович Трояновский, во многом благодаря его усилиям после десятилетий идеологического противостояния потеплели отношения двух стран.

После распада СССР в 1991 году МИД РСФСР принял в ведение дела МИД СССР, министром был назначен А. В. Козырев (окончил МГИМО, работал в центральном аппарате МИД, стал министром, ушел в отставку по личному желанию, был также депутатом Госдумы, затем ушел в бизнес). Он выступил с идеей стратегического партнёрства с Вашингтоном, поэтому во внешней политике большее внимание уделял Западному направлению в ущерб наших интересов в других регионах.

Шли односторонние уступки США, позволение внедрения его в страны СНГ.

В частности, в январе 1993 года Джордж Буш-старший и Борис Ельцин подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, запрещавший использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Однако, хотя договор был ратифицирован обеими сторонами, он не вступил в силу, так как США вышли из договора о ПРО.

В связи с распадом СССР появилась необходимость официально установить дипломатические отношения с появившимися независимыми странами, поэтому были учреждены посольства и консульства для защиты граждан в странах СНГ. Одновременно закрывались учреждения в некоторых странах Африки и Латинской Америки из-за недостатка кадров.

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Он включает в себя статьи о об отказе стран-участниц от вступления в какие-либо военные союзы и проведение консультаций по всем возникающим вопросам по применению военных сил.

Принятая в 1993 году Первая Внешнеполитическая концепция выдвинула основные задачи дипломатии России. В своей деятельности МИД стал больше обращаться к внутригосударственным структурам, был создан Департамент по работе с субъектами РФ, Парламентом и общественными и международными организациями.

Выдвинулись дипломаты:

· Авдеев Александр Алексеевич – был первым заместителем министра, послом в Люксембурге, Болгарии, Франции, потом министром культуры РФ, сейчас посол в Ватикане.

· Рогачев Игорь Алексеевич – 1992-2005 гг. посол в КНР.

· Валерий Васильевич Лощинин – представитель при международных организациях в Женеве сейчас, был послом в Белоруссии.

· Александр Прохорович Лосюков – Восток, Афганистан, островные государства, Япония.

· Григорий Борисович Карасин – Великобритания – сейчас статс-секретарь – заместитель министра

· Николай Николаевич Афанасьевский – посол в Камеруне, Франции, Бельгии, Польше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: