Критическое переосмысление политико-дипломатической деятельности России в 90-х годах 20-го века

Распад СССР и создание СНГ в конце 1991 года стали принципиально новой вехой в истории России и МИД. Указ Президента РФ от 18 декабря 1991 года «О внешнеполитической службе РСФСР» предписывал МИД РСФСР принять в ведение и оперативное управление упраздняемое МВС СССР.Министром ИД РСФСР был А. В. Козырев, который находился на этом посту с 11 октября 1990 года. В связи с этим появилась необходимость в структурной перестройке МИД, оптимизации численности сотрудников ЦА и загранучреждений. Поэтому:

· Произошло сокращение штата сотрудников;

· Закрытие загранучреждений внекоторых странах Африки и передача полномочий представительства интересов России в этих странах сотрудникам посольств в соседних государствах;

· Открытие новых загранучреждений в появившихся странах СНГ и бывших странах Югославии и Чехословакии.

В сложившихся новых условиях Россия потеряла былой огромный вес СССР на международной арене, поэтому было необходимо переосмыслить и по-новому строить внешнеполитическую деятельность. Поэтому прежде всего в начале 1993 года была принята Первая внешнеполитическая концепция, которая провозглашала основные задачи МИД:

o Помощь партнёрам по СНГ скорее встроиться в новую систему МО;

o Утверждение собственных позиций на международной арене, возрождение свободного, демократического государства Российской Федерации.

o Построение равноправных и взаимовыгодных отношений со странами СНГ и другими государствами мира.

Внутригосударственные преобразования, демократические и экономические реформы в России также поставили перед МИД новые задачи:

è Необходимость больше уделять внимание работе с внутригосударственными учреждениями: ФС, субъектами, международными и общественными организациями в целях проведения единой линии в отношении иностранных государств. В связи с этим был учрежден Департамент по связям с субъектами Федерации, Парламентом и общественно-политическими организациями (ДСПО);

è Открытие представительств МИД на территории России;

è Работа с Парламентом в сфере законотворчества для решения внешнеполитических задач;

è Борьба с международным терроризмом, наркотиками и организованной преступностью – Департамент по вопросам новых вызовов и угроз (ДНВ);

è Актуализация гуманитарной проблематики – решение вопросов прав человека, гуманитарного и социального сотрудничества, обеспечения прав соотечественников за рубежом, проблемам беженцев и мигрантов, национальных меньшинств – Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Департамент по работе с соотечественниками за рубежом.

СНГ:

региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами РСФСР, Беларуси и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».

21 декабря 1991 года – Алма-Атинская декларация, изложение целей и принципов СНГ:

· сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

· всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

· обеспечение прав и свобод человека;

· сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

· взаимная правовая помощь;

· мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

ОДКБ:

военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ).Он включает в себя статьи о об отказе стран-участниц от вступления в какие-либо военные союзы и проведение консультаций по всем возникающим вопросам по применению военных сил.

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

В целом, внешняя политика первого постсоветского периода была направлена в основном на Запад, на развитие связей с Европой и Америкой, уделялось мало внимания странам других регионов. На посту главы российской дипломатии Козырев пытался кардинально изменить вектор внешней политики России — перейти от отношений мирного противостояния с Западом к отношениям, основанным на союзнических принципах. Однако это у него не получилось: несмотря на усилия Козырева, Россия не стала частью западного мира. Примером развития союзнических отношений с США является Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанный в январе 1993 года Джорджем Бушем-старшим и Борисом Ельциным в Москве. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Однако, хотя договор был ратифицирован обеими сторонами, он не вступил в силу, так как США вышли из договора о ПРО.

Была ясна необходимость диверсифицировать внешнюю политику. Поэтому в январе 1996 года был назначен новый министр ИД РФ – Евгений Максимович Примаков. Он провёл корректировку внешнеполитического курса, выделил новые приоритетные задачи:

· Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности государства;

· Укрепление центростремительных тенденций на территории бывшего СССР, необходимость интеграционных процессов прежде всего в экономической сфере;

· Стабилизация международного положения на региональном уровне, урегулирование межнациональных и межэтнических конфликтов;

· Развитие плодотворных МО, препятствующих созданию новых очагов напряжённости и распространению оружия массового поражения;

Последовали шаги для недопущения усиления НАТО на территории бывших советских республик. В марте 1997 года на встрече с госсекретарём США Мадлен Олбрайт добился подтверждения подписания документов об отношениях России и НАТО. Гарантировалось отказ от размещения оружия США вблизи России. Затем 20-21 марта в Хельсинки (Финляндия) состоялась встреча президента России Бориса Ельцина и президента США Билла Клинтона. По итогам встречи были приняты следующие российско-американские документы:

· Совместное российско-американское заявление по европейской безопасности;

· Совместное заявление о параметрах будущих сокращений ядерных вооружений;

· Совместное заявление по российско-американской экономической инициативе;

· Совместное заявление Президентов России и США в отношении Договора по противоракетной обороне;

· Совместное заявление по химическому оружию.

Также Примаков вёл диалог с руководством Югославии и США по вопросу Косово и деятельности войск НАТО в стране. В 1999 году, будучи председателем правительства, во время полёта на официальную встречу в США, созвонившись с вице-президентом Альбертом Гором и узнав о принятии решения о бомбардировки Югославии, Примаков развернул самолёт и вернулся в Москву.

Активизировались связи со странами Ближнего Востока, Примаков посетил Сирию, Ливан, Египет, Израиль, Иорданию, Палестинскую автономию.

Подводя итоги, можно сказать, что с распадом СССР Россия попала в абсолютно новую систему МО, в которой сумела заново построить внешнюю политику и по-новому наладить связи с различными государствами мира, придерживаясь концепции развития отношений с многополярным миром на основе не только национальных, но и общечеловеческих интересов.

50. Концепция внешней политики России в 2000, 2008 и 2013

До 2008 г. основным внешнеполитическим документом России оставалась утвержденная В.В. Путиным в июне 2000 г. Концепция внешней политики РФ. Поддерживая идеи многополярного мира и увеличения роли ООН в решении мировых вопросов, «Концепция» ориентировала Россию на прагматизм и самостоятельность в мировых делах. Важным положением этого документа была идея о том, что технико-экономическая отсталость российского государства лежит в основе всех его внешнеполитических проблем. Россия своим ближайшим партнером называла Запад, но утверждался такой политический курс, который не встраивал бы Россию в чье-либо политическое русло и в своей внутренней логике основывался бы на утилитарных техниках. Приоритетами для России стали ее отношения со странами СНГ и Балтии, ЕС, США, КНР, Японией и другими крупнейшими мировыми державами.

Однако в дальнейшем концепция 2000г была пересмотрена, и российским президентом был взят курс на некоторые изменения в ней. Так в 2006г Путин выступил перед послами и представителями РФ в МИДе в рамках рабочей встречи. В своей речи Путин сообщил, что Россия, как крупная страна, должна занять более активную позицию на мировой арене. Следующим шагом стала «мюнхенская речь» В.В. Путина в феврале 2007 г., в которой президент России недвусмысленно отверг попытки создания однополярного мира под эгидой США. В завершающем послании президента России Федеральному собранию в апреле 2007 г., в его выступлении перед дипкорпусом в ноябре 2007 г. и на расширенном заседании Госсовета в феврале 2008 г. были высказаны новые идеи по изменению российской внешней политики не только на ближайшее, но и на среднесрочное будущее.

В 2008 году МИД завершил работу над внешнеполитической концепцией страны, которая была утверждена Д. А. Медведевым в июне 2008г.

Основные положения: Важнейшим региональным приоритетом внешней политики страны остались ее отношения со странами СНГ, прежде всего с Беларусью, странами - участниками ОДКБ и ЕврАзЭС.

Со странами НАТО Россия намерена строить равноправные отношения, ставя их в зависимость от готовности альянса «к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия - НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности Российской Федерации, а также обязательств по военной сдержанности». В качестве главных угроз России в начале XXI в. были названы такие внешние проблемы, как терроризм, приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, распространение ОМП и др.

В 2013г концепция снова была обновлена. Обновленная концепция внешней политики РФ, разработанная МИД, учитывает перераспределение баланса сил в мире, финансовый кризис, нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Однако главные принципы внешней политики остаются неизменными, такие как: открытость, предсказуемость, прагматизм, нацеленность на отстаивание интересов РФ.

Таким образом, в общем и целом все три концепции 2000, 2008 и 2013 годов сохраняли основные принципы ведения внешней политики РФ, однако с течением времени они менялись в связи с изменениями на мировой арене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: