Органы финансового контроля в России. Их задачи, функции, организация

Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономикой и переход на децентрализованные рыночные методы регулирования потребовали разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности.

Задачи государственного финансового контроля в Российской Федерации в общем виде заложены в установленном ст. 28 БК РФ перечне принципов бюджетной системы РФ. Это контроль эффективности и экономности использования бюджетных средств, достоверности бюджета, адресности и целевого использования бюджетных средств.

В новую систему федеральных органов исполнительной власти вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. При этом произведено обособление и перераспределение правотворческой, правоприменительной и контрольной функций указанных государственных органов.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов обязательных для исполнения правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Эта функция закреплена за федеральными министерствами. В компетенцию федерального министерства входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В то же время федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также правоприменительные функции.

Функции ни контролю и надзору подразумевают осуществление действий но контролю и надзору за исполнением установленных законодательством общеобязательных правил поведения. В ходе реализации этих функций допускается издание индивидуальных правовых актов. Эти функции входят в компетенцию федеральных служб. Общеобязательное правовое регулирование федеральная служба осуществлять не вправе.

Правоприменительная функция предполагает издание индивидуальных правовых актов. Правоприменительная функция составляет элемент компетенции федерального агентства. При этом агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору в установленной сфере.

Центральным звеном в системе финансового контроля исполнительной власти является Минфин России. Министерство осуществляет выработку единой государственной финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.

Функциями административного финансового контроля могут наделяться как специально образуемые органы исполнительной власти, так и иные органы исполнительной власти, для которых финансовый контроль является частью их полномочий.

В рамках государственного финансового контроля специфические задачи по обеспечению наполнения доходной части бюджетов, своевременности и правильности расчетов юридических и физических лиц с государством решают налоговые органы.

Особые специфические задачи стоят перед Росфинмониторингом. В последние годы борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма приобрела общемировое значение. Указанная Служба непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в этой сфере и правомочна привлекать к ответственности лиц, нарушающих это законодательство. Основной объект контроля со стороны Службы - операции (сделки) с денежными средствами и иным имуществом1. Росфинмониторинг в пределах своей компетенции наделен широкими полномочиями. В рамках предварительного контроля он должен разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению нарушений соответствующего ее предмету деятельности финансового законодательства. В области оперативного (текущего) и последующего контроля Служба может проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, а также запрашивать необходимые для реализации поставленных перед ней задач сведения. Росфинмониторинг правомочен пресекать факты нарушения законодательства и применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: