Раздел «природное окружение. Экологическое воспитание»

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Умение объяснять экологические за­висимости, уста­навливать связи и взаимодействия человека с приро­дой 1. Диагностическое упражнение «Составь цепь питания». Материал: предметные картинки, с помощью которых можно соста­вить цепь питания (например: яст­реб, мышь, зерно; косуля, трава, тигр; волк, заяц, кора дерева; цап­ ля, комар, лягушка). 2. Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?». Материал: условные обозначе­ния правил поведения в лесу или художественное слово 1. Задание: рассмотри картинки и составь цепи питания. Объясни, что произойдет, если нарушить данную цепь. Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар. 2. Задание: рассмотри карточки с условны­ми обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила? Примечание. Можно задать уточняющие во­просы: 1. Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу? 2. Как сохранить живые цепочки в природе? 3. Что будет, если исчезнут все цветы? 4. Что будет, если исчезнут все деревья? Что будет, если исчезнут все птицы? 3 балла — ребенок без затруднений состав­ляет цепь питания, объясняет экологиче­ские зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодейст­вия человека с природой. 2 балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих во­просов. 1 балл — ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при ак­тивной помощи взрослого; имеет представ­ления о правилах поведения в лесу, но не мо­жет пояснить связи и взаимодействия че­ловека с природой даже по уточняющим вопросам
Умение ухажи­вать за растения­ми в уголке природы Наблюдения детей во время де­журства. Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?» Оборудование уголка: опрыски­ватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие Задания: 1. Рассмотри большие картины и ответь на в о п р о с: - Что изображено на этих картинах? (Луг, по­ле, сад, лес.) 2. Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изобра­жением луга и т. д. 3 балла - безошибочно определяет растения леса, луга, сада, поля. 2 балла - имеет представление о растительности леса, сада, поля, луга, но при вы­полнении задания допускает ошибки (на­пример: путает растения луга и поля). 1 балл - имеет слабые представления о рас­тительности. При выполнении задания допускает большое количество ошибок,___________________________ требует дополнительных инструкций и наводящих вопросов
Представления ре­бенка о различных природных объек­тах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе 1. Беседы о воде, о воздухе, о почве. Материал: фотографии, картин­ки с изображением различных во­доемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением дея­тельности человека (работа фаб­рик, заводов); необдуманных по­ступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д. 2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе». Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшин­ки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов Вопросы: - Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной? - Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит? - Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода? - Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрач­ность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,) - Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? - Почему нужно бороться за чистоту воздуха? - Как ты думаешь, что такое почва? Какие бы­вают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам, не вытаптывать травы, не уплотнять почву? 2. Задание: рассмотри внимательно картин­ки. Помести в белую рамку животных, оби­тающих в воздухе; в голубую рамку - обитате­лей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле 3 балла — ребенок имеет полное представ­ление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выпол­няет задания дидактической игры и уста­навливает причинно-следственные связи. 2 балла - отвечая на вопросы педагога, до­пускает ошибки, некоторые вопросы вызы­вают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов ус­танавливает простейшие причинно-следст­венные связи. 1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвеча­ет односложно, допускает большое количе­ство ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей
Знания о растительности леса, луга, сада, поля 1. Дидактическая игра «Что где растет?». Материал: большие карты с изо­бражением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изобра­жением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, ма­лина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гре­чиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан). 3. Дидактическое упражнение «Этажи леса». 3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?» Задания: 1. Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно. 2. Назови очень высокие деревья в лесу, дере­вья средней высоты, низкие деревья, кустар­ники, низкие растения леса. Какие деревья на­зывают хвойными, а какие лиственными? На­зови лекарственные растения. 3. Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле? 3 балла - ребенок имеет достаточно пол­ные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ. 2 балла - имеет достаточные знания о рас­тениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга. 1 балл — имеет слабые представления о рас­тениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распреде­лении растений по месту их произрастания
Знания о птицах, домашних и ди­ких животных, Красной книге 1. Дидактическая игра «Кто где живет?». Материал: карточки с изображе­нием среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изобра­жением птиц. 2. Дидактическая игра «Перелет­ные и зимующие птицы». 3. Материал: картинки с изображе­нием птиц. 4. Дидактическое упражнение «На­зови домашних, диких животных». Материал: предметные картинки с изображением домашних и ди­ких животных. 5. Беседа об охране животных Задания: 1. Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, лас­точка, гусь, цапля) и распредели их в соответ­ствии со средой обитания. 2. Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие пти­цы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока, галка, соловей, жаворонок, щегол.) 3. Перечисли "известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верб­люд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, ло­шадь). Объясни, почему их так называют. 4. В о п р о с ы: - Почему необходимо охранять диких живот­ных и растения? - Как называется место, предназначенное для охраны животных? - Как называется документ, куда занесены ис­чезающие виды растений и животных? 3 балла - ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает оши­бок при определении зимующих и перелет­ных птиц. Называет достаточное количест­во домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и класси­фикации перелетных и зимующих птиц. На­зывает достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классифи­кацию. Имеет представления о Красной книге. 1 балл - ребенок имеет слабые представле­ния о среде обитания птиц, перелетных и зи­мующих птицах. Допускает большое коли­чество ошибок при выполнении всех зада­ний
Знания о природе родного края 1. Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край». Материал: предметные картинки с изображением растений, кото­рые можно встретить в родном крае и не растущих там. 2. Дидактическая игра «Они не должны погибнуть». Материал: изображения птиц, насекомых, растений, животных, охраняемых в области и неохра­няемых Задания: 1. Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата. 2. Рассмотри картинки и выбери виды птиц (насекомых, растений, животных), охраняемых в области 3 балла - ребенок имеет представления природе родного края, правильно класси­фицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор. Хорошо знает виды птиц, насекомых области, в том числе тех, которые занесены в число охраняемых. 2 балла- при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор. Знает не все растения, охра­няемые в области. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает

Высокий уровень — 16-18 баллов, средний уровень - 10—15 баллов, низкий уровень - 6-9


РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

НАЧАЛО ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

КОНЕЦ ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: