Идея справедливости Августина

Справедливое государство — христианское государство.

Цель государства состоит в:

- служении церкви;

- насильственном приобщении к христианской церкви, искоренении ересей вооруженным путем. Источником зла является ересь. Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех, кто выступал против церкви;

- поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно - явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них.

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помощь Церкви и борьба с ересью. Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

Вывод:

Значение философии Августина Блаженного:

1) уделено большое внимание проблеме истории, что являлось редкостью для того времени;

2) Церковь, часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи, была объявлена властью наряду с государственной, а не элементом государства;

В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической силой и нуждалась в систематизации своего учения. Она нуждалась в теоретическом и философском обосновании своей идеологии. Отсюда понятен успех и большой авторитет Августина, которые он как крупнейший философ и теолог имел и в последующие столетия.

3) Обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

4) выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

5) С Августина Блаженного началась традиция различия светской и духовной власти.

Таким образом, Августин оказал большое воздействие на последующее развитие политических идей Западной Европы. Вплоть до XII в. политическая теология Августина господствовала в христианской мысли.


[1] средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: