Специфика подготовки психологов в России

Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуще­ствлялась на отделениях психологии в рамках философских факуль­тетов. Студентов, получавших профессиональное психологическое образование, было сравнительно немного.

Первые факультеты психологии в нашей стране были открыты в 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных универси­тетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском уни­верситете. В 1987 г. в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; в университетах республик СССР было еще 11 фа­культетов.

С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей потребностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы. На этих курсах осуществляется переподготовка специалис­тов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психоло­га. Во многих высших учебных заведениях были организованы новые психологические факультеты. Этот процесс особенно ускорился с 1993 г. В 1997 г. в России было уже 90 факультетов.

Наибольший опыт психологического образования имеется в ста­рейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петер­бургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во мно­гих других высших учебных заведениях. Крупными психологичес­кими центрами становятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск.

Государственные органы и психологические организации раз­рабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и квалификации психологов. Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих ли­цензию, которая выдается Министерством образования и дает учебному заведению право вести обучение студентов по программам под­готовки психологов. При выдаче лицензии министерство учитывает качество разработанной программы обучения, имеющиеся препо­давательские кадры, наличие обучающих ресурсов в виде учебной литературы и других учебных материалов. Однако лицензия сама по себе еще не дает учебному заведению права выдавать диплом государственного образца. Лицензия только разрешает вести обра­зовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. Государственная аккредитация означает право высше­го учебного заведения выдавать диплом государственного образца.

Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность.

Кроме того, российское высшее психологическое образование, как и американское, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях.

Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и коррекционную;
экспертную и консультативную;
учебно-воспитательную;
научно-исследовательскую;
культурно-просветительную.

На старших курсах студенты могут получить дополнительную специализированную подготовку в той области, которая их интересует. Специализация является частью специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более глубоких профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности. Наименование специализации развивает наименование основной специальности. Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер:

1. Общая психология.
2. Психология личности.
3. Социальная психология.
4. Политическая психология.
5. Психология менеджмента.
6. Юридическая психология.
7. Психология труда и организационная психология.
8. Клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью).
9. Психофизиология.
10. Специальная психология.
11. Психология развития и акмеология.
12. Педагогическая психология.
13. Психологическое консультирование.
14. Психология социальной работы.
15. Спортивная психология.

Предметная профессиональная подготовка по дисциплинам специализации организуется в объеме от 500 до 2000 часов. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается.

2. Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и психология" -предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

коррекционно-развивающую;
преподавательскую;
научно-методическую;
социально-педагогическую;
воспитательную;
культурно-просветительную;
управленческую.

3. Обучение по специальности «022700 — Клиническая психология» -предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, Позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

− диагностическую;

− экспертную;

− коррекционную;

− профилактическую;

− реабилитационную;

− консультативную;

− научно-исследовательскую;

− культурно-просветительную;

− учебно-воспитательную.

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической специальности, например:

030900 — Дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»);
031900 — Специальная психология (с присвоением квалификации «Учитель-психолог»);
032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).

В случаях, когда психология является дополнительной специальностью в учебной программе, объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин значительно меньше. В этом случае выпускники лучше подготовлены к работе по основной специальности, чем по дополнительной.

Психология существует в российском высшем образовании также в качестве направления подготовки бакалавров и магистров.

521000 — бакалавр психологии (2-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО);
521000 — магистр психологии (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО).

Большой опыт организации таких образовательных программ накоплен в Российском государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском университете.

В России существуют также высшие учебные заведения, предлагающие различные формы заочного, вечернего или очно-заочного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.

Технические средства, используемые на лекции – мультимедийное сопровождение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: