Монголия XIV-ХVIIвв

С падением юаньской империи (136В) власть хана ослабла и превратилась в номинальную. Нойонство стремилось к самоуправлению. Хуби (насяедствеиные владения) постепенно превратились а омч (собственность). В Монголии образовалось 2 класса: господствующие феодалы и угнетенные зависимые араты. Феодалам - чингизидам - подчинялась служилая знать (потомки тысячников). Крупные феодалы были ханскими вассалами (участие в съездах, несение службы в судебных, административных органах, военная служба). Опираясь на свои уделы, феодалы стремились к самостоятельности, отказывались выполнять обязанности, что вело к междоусобицам и раздробленности. Усиливалось угнетение аратов, которые потеряли последние права (выдавать замуж дочерей, давать или брать в долг). В среде самих аратов тоже шла дифференциация: хорошие люди (зажиточные чиновники), средние люди (зажиточные нечиновники), черный люд (бедняки). В послеюаньскую эпоху все восточные монголы разделялись на 6 тумэнов, еще 4 тумэна составляли ойраты. Слово «тумэн» стало употребляться и для обозначения больших владений (улусов) безотносительно выставляемого войска. Улус распадался на группы айлов, которые стали называться стоками. Ополчения стоков составляли особые воинские части.

Но при том, что феодальные княжества все больше становились похожи на отдельные государства, шла ожесточенная борьба за власть еще не потерявших надежду на повторное завоевание Китая феодальных группировок. В 1370 году лагерь Тогон-Тэмура (всемонголъский хан) был разгромлен китайцами, спасся его сын Аюшридара, в том же году провозглашенный ханом. 1372 год - Мин вторгается в Монголию, разбивает хана. 1380 - китайские войска разрушают

Каракорум (столицу Монголии). 1388 - Тогус Тэмур (1378-1388) был убит в снова проигранном монголами сражении. Так война и кончилась.

С этого момента начались еще более усилено вестись затянувшиеся надолго междоусобные войны между западными и восточными феодалами. Ругались из-за торговых путей. Страна фактически распалась на 2 части со своими правителями (блин, неужели нельзя нормально развалиться? И вообще, вся эта лажа весьма и весьма напоминает проклятую Римскую империю).

Феодальная раздробленность более 320 лет продолжала составлять основу политической жизни общества. Несмотря на усиление кн-в, фигура хана, пытавшегося восстановить какое-то влияние центра (восст. тысячной системы), все еще стояла в центре политической системы Мдаголия до конца XVI в. Новая административная организация страны окончательно оформилась при Даян-хане (1460-1543). Он наделял своих сыновей (11) отоками, т.е. людьми из числа албату вместе с их имуществом, скотом, пастбищными территориями с правом передачи по наследству. Аймаки были большими феодальными землевладениями и состояли га нескольких стоков. Появилось новое подразделение - хошун (военная единица, которую выставлял отек). Даян-хаи сделал их опорой в борьбе с сепаратизмом, одаривая всем, кроме земли.

Преемники хана пытались сохранить >< восстановленное единство. Но создание Тумэн-ханом (1553-1593) центрального правительства, куда вошли представители большинства монгольских княжеств, скоро развалилось, т.к. не соответствовало экономическим условиям страны (владения были экономически независимы).

В 15-17 вв. монгольское общ-во состояло из 2 классов; господствовавших феодалов и угнетенного зависимого аратства. До середины 16 в. главой общества был великий хан. Даян-хаи шесть тумэнов Восточной Монголии разделил на правое и левое крыло, и, сделав сына своим соправителем, стал править левым крылом. (Читайте в билетах по Монголии: «Римская империя возвращается»). Он осуществлял контроль за сбором податей. Но власть хана ослабла, и многие феодалы стали возводить себя в титул императора... простите, хана. В конце 16 и в 17 вв. в Монголии их было уже около 9.

Самым высоким титулом после соправителя был титул царевича-наследника престола. Но и они плодились с большой скоростью. Потомки братьев Чингисхана носили почетный высокий титул едка.® Далее шли феодалы - тайджи, тоже каким-то местом связанные с Чингисханом и поэтому имеющие право на частную собственность. Зависимые араты стали именоваться албату - обязанные выполнять повинности - албу. Повинности были частные (в т.ч. расходы на торжественные события в семье феодала и выпас его скота) и roc-венные, причем последние имели также форму почтовой повинности (снабжение продовольствием проезжающих чиновников, князей, ханов), военной, охотничьей.

В ходе борьбы ойратских и халхаских феодалов с начала 15 века стали выдвигаться ойратские. (Эсен - первый министр (1440 - 1455) ~ развитие торговли с Китаем и военные действия, после которых пошли переговоры, договор 1450 г., затем погиб в междоусобице; Даян-хан (1479-1543), мирные отношения с Китаем после которого продлились 1488-1500 г.).

После смерти Даян-хана единство опять стало разваливаться. Наиболее заметную роль в истории Монголии второй половины 16 века сыграл Алтан-хан (1507-1582). Попытался военным путем объединить страну. Во внутренней политике происходили: упрочнение экон. Положения, поощрение земледелия, градостроительства, ремесла, культуры. Опять из-за проблем в торговле воевал с Китаем, заключил мирный договор 1551 г.

До конца осуществить планы Алтын-хану не удалось. А проявившиеся в конце 16 века тенденции к образованию единого гос-ва в 17 веке были устранены маньчжурским завоеванием. Тем не менее был сдвиг в культуре - монах Дзонхава (1357-1419) принес в Монголию буддизм-ламаизм, заменивший шаманизм. Церковь ламаистская учила, что человек, принявший сан ламы, стоит выше остальных. 1578 г.: признание на совете феодалов Соднамжалцан (1543-1588) далай-ламой на совете феодалов. Распространение ламаизма сопровождалось сдвигами в области культуры. При этом церковь с самого начала выступила как одно из звеньев гос. системы Монголии.

Превратилась в крупнейшего феодального собственника. Ламство росло, в результате чего сократилось число рабочих рук, тормозилось воспроизводство населения. Такая тротная лажа в Монголии облегчила маньчжурам ее завоевание. Тем не менее на юго-востоке они натолкнулись на сильное сопротивление Чахарского ханства, где правил праправнук Даян-хана Лигдан-хан. 1625 - карательная экспедиция против князей, подчинившихся маньчжурам. 1634 - Лигдан-хан, оставленный союзниками, терпит поражение. После этого маньчжурский хан Абахай провозглашен ханом Монголии (1636). В конце 16- начале 17 в. на западе Монголии образовалось отдельное монгольское государство, игравшее важную роль в политической жизни того времени. Но в гос-ве быстро образовался экономический кризис, т.к. не с кем было вести торговлю. Опять усиливается борьба кн-в. Усиливается род Чорос, представитель которого Хара-хула постепенно подчинял других князей, превращаясь в хана Западной Монголии, В 20-ЗОх гг. 17 века от Джунгарии откочевали несколько феодальных владений, в т.ч. будущие калмыки. В Джунгарии остался Батур-хунтайджи (1635-1653), пытавшийся объединить все силы гос-ва для борьбы с маньчжурами. Ламаизм в Джунгарии появился только в 20-х гг. 17 века.

В то время как Южная Монголия уже была провинцией Цинской империи, Северная Монголия постепенно начала утрачивать самостоятельность. Помощь выживанию Монголии оказывала Россия, т.к. она была заинтересована в существовании страны как единого гос-ва. Шла непрерывная неограниченная торговля с Монголией. Потом Монголию таки захватили маньчжуры. Больше ничего про это не написано,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: