С падением юаньской империи (136В) власть хана ослабла и превратилась в номинальную. Нойонство стремилось к самоуправлению. Хуби (насяедствеиные владения) постепенно превратились а омч (собственность). В Монголии образовалось 2 класса: господствующие феодалы и угнетенные зависимые араты. Феодалам - чингизидам - подчинялась служилая знать (потомки тысячников). Крупные феодалы были ханскими вассалами (участие в съездах, несение службы в судебных, административных органах, военная служба). Опираясь на свои уделы, феодалы стремились к самостоятельности, отказывались выполнять обязанности, что вело к междоусобицам и раздробленности. Усиливалось угнетение аратов, которые потеряли последние права (выдавать замуж дочерей, давать или брать в долг). В среде самих аратов тоже шла дифференциация: хорошие люди (зажиточные чиновники), средние люди (зажиточные нечиновники), черный люд (бедняки). В послеюаньскую эпоху все восточные монголы разделялись на 6 тумэнов, еще 4 тумэна составляли ойраты. Слово «тумэн» стало употребляться и для обозначения больших владений (улусов) безотносительно выставляемого войска. Улус распадался на группы айлов, которые стали называться стоками. Ополчения стоков составляли особые воинские части.
|
|
Но при том, что феодальные княжества все больше становились похожи на отдельные государства, шла ожесточенная борьба за власть еще не потерявших надежду на повторное завоевание Китая феодальных группировок. В 1370 году лагерь Тогон-Тэмура (всемонголъский хан) был разгромлен китайцами, спасся его сын Аюшридара, в том же году провозглашенный ханом. 1372 год - Мин вторгается в Монголию, разбивает хана. 1380 - китайские войска разрушают
Каракорум (столицу Монголии). 1388 - Тогус Тэмур (1378-1388) был убит в снова проигранном монголами сражении. Так война и кончилась.
С этого момента начались еще более усилено вестись затянувшиеся надолго междоусобные войны между западными и восточными феодалами. Ругались из-за торговых путей. Страна фактически распалась на 2 части со своими правителями (блин, неужели нельзя нормально развалиться? И вообще, вся эта лажа весьма и весьма напоминает проклятую Римскую империю).
Феодальная раздробленность более 320 лет продолжала составлять основу политической жизни общества. Несмотря на усиление кн-в, фигура хана, пытавшегося восстановить какое-то влияние центра (восст. тысячной системы), все еще стояла в центре политической системы Мдаголия до конца XVI в. Новая административная организация страны окончательно оформилась при Даян-хане (1460-1543). Он наделял своих сыновей (11) отоками, т.е. людьми из числа албату вместе с их имуществом, скотом, пастбищными территориями с правом передачи по наследству. Аймаки были большими феодальными землевладениями и состояли га нескольких стоков. Появилось новое подразделение - хошун (военная единица, которую выставлял отек). Даян-хаи сделал их опорой в борьбе с сепаратизмом, одаривая всем, кроме земли.
|
|
Преемники хана пытались сохранить >< восстановленное единство. Но создание Тумэн-ханом (1553-1593) центрального правительства, куда вошли представители большинства монгольских княжеств, скоро развалилось, т.к. не соответствовало экономическим условиям страны (владения были экономически независимы).
В 15-17 вв. монгольское общ-во состояло из 2 классов; господствовавших феодалов и угнетенного зависимого аратства. До середины 16 в. главой общества был великий хан. Даян-хаи шесть тумэнов Восточной Монголии разделил на правое и левое крыло, и, сделав сына своим соправителем, стал править левым крылом. (Читайте в билетах по Монголии: «Римская империя возвращается»). Он осуществлял контроль за сбором податей. Но власть хана ослабла, и многие феодалы стали возводить себя в титул императора... простите, хана. В конце 16 и в 17 вв. в Монголии их было уже около 9.
Самым высоким титулом после соправителя был титул царевича-наследника престола. Но и они плодились с большой скоростью. Потомки братьев Чингисхана носили почетный высокий титул едка.® Далее шли феодалы - тайджи, тоже каким-то местом связанные с Чингисханом и поэтому имеющие право на частную собственность. Зависимые араты стали именоваться албату - обязанные выполнять повинности - албу. Повинности были частные (в т.ч. расходы на торжественные события в семье феодала и выпас его скота) и roc-венные, причем последние имели также форму почтовой повинности (снабжение продовольствием проезжающих чиновников, князей, ханов), военной, охотничьей.
В ходе борьбы ойратских и халхаских феодалов с начала 15 века стали выдвигаться ойратские. (Эсен - первый министр (1440 - 1455) ~ развитие торговли с Китаем и военные действия, после которых пошли переговоры, договор 1450 г., затем погиб в междоусобице; Даян-хан (1479-1543), мирные отношения с Китаем после которого продлились 1488-1500 г.).
После смерти Даян-хана единство опять стало разваливаться. Наиболее заметную роль в истории Монголии второй половины 16 века сыграл Алтан-хан (1507-1582). Попытался военным путем объединить страну. Во внутренней политике происходили: упрочнение экон. Положения, поощрение земледелия, градостроительства, ремесла, культуры. Опять из-за проблем в торговле воевал с Китаем, заключил мирный договор 1551 г.
До конца осуществить планы Алтын-хану не удалось. А проявившиеся в конце 16 века тенденции к образованию единого гос-ва в 17 веке были устранены маньчжурским завоеванием. Тем не менее был сдвиг в культуре - монах Дзонхава (1357-1419) принес в Монголию буддизм-ламаизм, заменивший шаманизм. Церковь ламаистская учила, что человек, принявший сан ламы, стоит выше остальных. 1578 г.: признание на совете феодалов Соднамжалцан (1543-1588) далай-ламой на совете феодалов. Распространение ламаизма сопровождалось сдвигами в области культуры. При этом церковь с самого начала выступила как одно из звеньев гос. системы Монголии.
Превратилась в крупнейшего феодального собственника. Ламство росло, в результате чего сократилось число рабочих рук, тормозилось воспроизводство населения. Такая тротная лажа в Монголии облегчила маньчжурам ее завоевание. Тем не менее на юго-востоке они натолкнулись на сильное сопротивление Чахарского ханства, где правил праправнук Даян-хана Лигдан-хан. 1625 - карательная экспедиция против князей, подчинившихся маньчжурам. 1634 - Лигдан-хан, оставленный союзниками, терпит поражение. После этого маньчжурский хан Абахай провозглашен ханом Монголии (1636). В конце 16- начале 17 в. на западе Монголии образовалось отдельное монгольское государство, игравшее важную роль в политической жизни того времени. Но в гос-ве быстро образовался экономический кризис, т.к. не с кем было вести торговлю. Опять усиливается борьба кн-в. Усиливается род Чорос, представитель которого Хара-хула постепенно подчинял других князей, превращаясь в хана Западной Монголии, В 20-ЗОх гг. 17 века от Джунгарии откочевали несколько феодальных владений, в т.ч. будущие калмыки. В Джунгарии остался Батур-хунтайджи (1635-1653), пытавшийся объединить все силы гос-ва для борьбы с маньчжурами. Ламаизм в Джунгарии появился только в 20-х гг. 17 века.
|
|
В то время как Южная Монголия уже была провинцией Цинской империи, Северная Монголия постепенно начала утрачивать самостоятельность. Помощь выживанию Монголии оказывала Россия, т.к. она была заинтересована в существовании страны как единого гос-ва. Шла непрерывная неограниченная торговля с Монголией. Потом Монголию таки захватили маньчжуры. Больше ничего про это не написано,