в целях финансового оздоровления деятельности организации

Практика проведения финансового оздоровления организаций различных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

Схема 1. Меры, предусмотренные этой схемой, позволяют повысить эффективность использования основных средств организации и добиться снижения затрат на их создание:

а) мероприятия по повышению эффективности оборудования:

· определение перечня оборудования (инвентаря, приспособлений), не используемого в текущей производственной деятельности или
мало (редко) используемого в производственной деятельности;

· определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов,
поставщиков материалов, комплектующих и т. д., а также среди
предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование;

· продажа излишнего или мало используемого оборудования;

· сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования;

· обмен оборудованием между предприятиями;

· консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;

· если предприятие арендует оборудование, следует изучить возможности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;

· рассмотрение возможности альтернативного использования из лишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.

б) этапы повышения эффективности использования административных, производственных и складских помещений:

Ø определение перечня площадей административного, производственного и складского назначения, мало используемого в текущей хозяйственной деятельности предприятия;

Ø сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем производства;

Ø определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей

Ø продажа излишков площадей административного, производственного и складского назначения;

Ø сдача в аренду излишков площадей административного, производственного и складского назначения;

Ø в случае невозможности продажи/сдачи излишков площадей — проведение работ по их консервации с целью уменьшения текущих энергетических затрат, по их охране, уборке и т. п.;

Ø если предприятие арендует помещения, следует изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него, определить возможности арендовать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях;

Ø рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями и организациями;

Ø рассмотрение вариантов централизации деятельности предприятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью высвобождения дополнительной площади;

Ø сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сторонним организациям.

Схема 2. Этапы сокращения капитальных вложений:

ü остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних рыночных факторов (ситуации), рассмотрение возможности возврата большей части вложенных средств;

ü изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой
денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вложений в связи с изменением внешних обстоятельств;

ü определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию;

ü консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию;

ü переориентирование инвестиционного проекта на новую деятельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др.

Схема 3. Рационализация производственных запасов:

o уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет договоренности о более коротком сроке выполнения заказов на поставку и более равномерном поступлении материалов;

o распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;

o определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образовавшихся от закрытия нерентабельного производства, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т. д.;

o уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресурсов;

o определение круга потенциальных потребителей материальных ресурсов, в первую очередь кредиторов-поставщиков, клиентов-покупателей;

o продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам;

o рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы получить дополнительные средства и снизить издержки хранения;

o определение возможности переработки, восстановления качества залежавшихся запасов с целью их продажи по повышенной цене.

Схема 4. Рационализация производства:

Ø закрытие нерентабельных производств с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей;

Ø сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современной технологии;

Ø повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим переделам;

Ø увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов;

Ø переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов;

Ø прекращение производства продукции «на склад»;

Ø сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж;

Ø прекращение видов деятельности, обслуживающих основное производство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изделий и т. д.), с передачей их специализированным фирмам и др.

Ø всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты

Схема 5. Ускорение оборота денежных средств:

· создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок);

· создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

· применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных
средств от клиентов, с которыми они работают;

· рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженности своему банку (факторинговые операции) или кредиторам;

· рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продукцию организации, их финансового состояния с точки зрения возникновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту, и др.

Схема 6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности:

Ø уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, на
охрану и др.;

Ø внедрение ресурсосберегающих технологий;

Ø упрощение организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала;

Ø введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсов;

Ø осуществление закупок материалов совместно с другими покупателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов;

Ø снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или клиентами, или другими производителями;

Ø сужение своей производственной сферы за счет уступки части
производственного цикла или вспомогательной работы другому
производителю;

Ø сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета, определение сочетаются ли расходы на
рекламу с повышением объема продаж, нахождение наиболее
эффективных видов рекламы, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т. д.;

Ø повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда;

Ø тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками;

Ø сокращение затрат на покупку сырья и материалов;

Ø замена импортных материалов на аналогичную продукцию отечественного производства;

Ø использование менее дорогих компонентов, где это возможно;

Ø внесение конструктивных, технологических изменений в выпускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность перейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы;

Ø внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату единицы продукции;

Ø уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции и др.

Схема 7. Уменьшение оттока денежных средств:

v разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритетности оплаты кредиторской задолженности;

v удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;

v нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве;

Схема 8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

ü определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь (просроченная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.);

ü определение возможности переноса срока оплаты задолженности с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевременной оплаты в будущем и т. д.;

ü погашение задолженности кредитором активами должника (материальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т. д.);

ü рассрочка платежа кредиторам частями;

ü изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

ü индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей одним, своевременная оплата другим);

ü всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной ставки, отсрочка платежа, рассрочка платежа);

ü переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение срока погашения долга.

Схема 9. Улучшение инкассации дебиторской задолженности:

Ø оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиентам;

Ø определение возможности и необходимости погашения дебиторской задолженности продукцией, услугами, товарами дебитора;

Ø переоформление дебиторской задолженности векселями;

Ø оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

Ø систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;

Ø применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т.д.);

Ø продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора.

Схема 10. Реструктуризация банковских кредитов:

· пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке;

· переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;

· заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга).

Схема 11. Увеличение объемов продаж:

Ø проведение маркетинговых исследований и наблюдений за различными оптовыми ценами по аналогичной продукции в данном и соседних регионах;

Ø определение групп продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них;

Ø проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и нахождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпускной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др.

Схема 12. Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж:

· поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

· информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

· формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и т. д.);

· формирование системы послепродажного обслуживания продукции;

· внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. д.);

· развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат;

· обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия и др.

Схема 13. Совершенствование организации управления:

Ø сокращение числа звеньев и уровней управления;

Ø централизация или децентрализация функций управления в зависимости от конкретных условий производства;

Ø разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;

Ø увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации;

Ø создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;

Ø внедрение эффективного информационного обеспечения;

Ø разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия;

Ø внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления);

Ø улучшение производственной и организационной структуры управления и др.

Схема 14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:

· проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий;

· составление налогового календаря;

· внедрение информационных программ по обработке бухгалтерских документов и предоставлению VIР-информации для руководителя.

Схема 15. Реорганизация системы производства и управления:

- разделение организации на ряд самостоятельных фирм;

- выделение наиболее рентабельных производств в самостоятельные организации и ликвидация убыточных производств;

- присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника;

- соединение (слияние) организации с другой, близкой по производству продукции и образование нового юридического лица;

- преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в открытое акционерное общество и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: