Образовательные технологии

Раздел «История русской литературы XIX века (третья треть)» представляет собой сочетание лекционного курса, лабораторной и самостоятельной работы студентов. В качестве активных форм обучения предлагается использовать различные формы лекций.

Лекция-пресс-конференция (Темы: «Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Драматургия А. П. Чехова»).Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, записать его и передать преподавателю (например, «Почему Л. Н. Толстой начинает свой роман фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? Какое контекстуальное значение она приобретает?», «Как интерпретирован образ Анны Карениной в кинематографе?», или «Почему сегодня все ведущие театры страны ставят пьесы А. Н. Чехова?», «Насколько актуальна драматургия А. П. Чехова для современного театрального искусства?»). Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Выбранные для такого типа лекций темы позволяют связать литературу середины XIX века с сегодняшним днем (в этом плане не случайно взяты два различных по уровню восприятия современным читателем автора: отмечается устойчивость интереса к творчеству А. П. Чехова и Л. Н. Толстого (что «визуализируется» киноверсиями и театральными постановками). Прочитанные в виде пресс-конференций лекции позволят изменить традиционные представление о творчестве писателей и актуализировать индивидуальное видение при прочтении их произведений.

Проблемная лекция (Тема: «Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») предполагает постановку проблемы в форме вопроса, для решения которой нет готового алгоритма. В отличие от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. Проблемная лекция строится таким образом, что познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Здесь участвуют мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление обучающихся, вызывает их познавательную активность.

Каждая лекция, независимо от вида и содержания, оснащена мультимедийным сопровождением: презентацией в соответствии с тематикой лекции.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1. усвоение студентами теоретических знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Для лекции-беседы можно использовать все разделы дисциплины (планируется проведение подобной лекции по теме «Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»»). Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: