Согласно п. 5 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, бухгалтерская отчетность может представляться организацией непосредственно или через своего представителя; направлена почтовым отправлением с описью вложения или передана в электронном виде. Допускалось представление бухгалтерской отчетности в электронном виде - при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности.
В новом Законе о бухгалтерском учете такая возможность не прописана. Более того, ч. 8 ст. 13 специально оговорено, что дата составления отчетности определяется по дате подписания бумажной версии форм отчетности.
Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее руководителем субъекта, а не утверждения собственниками. Данное положение важно для соблюдения сроков представления отчетности в государственные органы, поскольку устраняет существующие в настоящее время нестыковки по срокам ее представления (в течение 90 дней по окончании года), которые приходятся на более раннее время, чем сроки ее утверждения.
|
|
Кроме того, наличие подписи главного бухгалтера не является обязательным.
Появление новой законодательной нормы, вероятно, обусловлено желанием законодателя минимизировать возможность внесения последующих изменений в формы отчетности, составленные в электронном виде. Тем не менее формат представления бухгалтерской отчетности в электронном виде утвержден совместным приказом Минфина России и ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-6/87@ (приказ вступил в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за отчетный период 2011 г.).
Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
В настоящее время создается Единая межведомственная информационно-статистическая система, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 26.05.2010 N 367.
Пунктом 4 названного Положения установлено, что доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе. Из нормы ч. 4 ст. 18 нового Закона о бухгалтерском учете следует, что, в общем случае пользование государственным информационным ресурсом, объединяющим данные бухгалтерской отчетности экономических субъектов, будет платным. Из этого можно сделать вывод, что указанный государственный информационный ресурс будет формироваться и функционировать вне рамок названной Единой межведомственной информационно-статистической системы.