Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трёх чтениях. Это традиционно для всех демократических государств

В первом чтении обсуждаются основные характеристики федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции.

Предметом первого чтения являются:

-общая сумма доходов с выделением объема нефтегазовых доходов;

-нормативы распределения доходов между уровнями БС;

- общая сумма расходов;

-верхний предел гос.внутреннего и внешнего долга;

-нормативная величина Резервного фонда;

-объем нефтегазового трансферта;

- условно утверждаемые расходы;

-размер дефицита (профицита).

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении ГосДума может:

- передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основных характеристик федерального бюджета;

-вернуть его в Правительство на доработку (он дорабатывается в течении 20 дней с учетом предложений и рекомендаций и выносится на повторное рассмотрение Думы в первом чтении, ГосДума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней);

-выразить недоверие Правительству РФ (тогда вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после его сформирования).

Предметом второго чтения являются:

-установление перечня главных администраторов доходов;

-бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов в пределах общего объема расходов;

-распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

-программа предоставления гос-ных финансовых и экспортных кредитов;

-программа государственных внутренних и внешних заимствований;

-программа государственных гарантий РФ.

В течение 10 дней комитет по бюджету Государственной Думы готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов рассматриваемым во 2 чтении и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.

Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передаётся в согласительную комиссию.

Предметом третьего чтения являются:

-распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов;

-ведомственная структура расходов федерального бюджета.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления ГосДумой. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о ФБ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации он передаётся для преодоления разногласий в согласительную комиссию. Бюджет считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов ГосДумы.

Если федеральный закон о бюджете на очередной год и плановый период отклонен Президентом РФ, то закон передается в согласительную комиссию. При этом в состав комиссии включается представитель Президента РФ.

3. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи ФБ Президентом РФ.

Исполнить бюджет, значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы казначейства возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами т.е. они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств, в целях исполнения бюджета по расходам, на основании утвержденного бюджета с поквартальной разбивкой и утверждается Минфином РФ. Утвержденная роспись бюджета передаётся на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ. Бюджетная роспись является обязательным документом для практического использования.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти.

Все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

-возврат излишне уплаченных или взысканных сумм, а также % за несвоевременный возврат на излишне взысканные суммы;

-учет доходов бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного Кодекса РФ и предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

-подтверждение денежных обязательств;

-санкционирование оплаты денежных обязательств;

-подтверждение исполнения денежных обязательств (на основе платежных документов).

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном фин. органом в соответствии с БК.

Оплата денежных обязательств за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.

Бюджетный год в РФ завершается 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством до 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах следующего финансового года.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Отчетность может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой, годовой. Осуществляется уполномоченным исполнительным органом. Ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, Правительство РФ представляет в ГосДуму и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, а также отчет об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета в течение 1,5 месяца используя все предоставленные материалы по отчету. Затем 1,5 месяца Гос Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета и заслушивает: доклад руководителя Федерального казначейства, Генерального прокурора РФ, председателя Счетной палаты РФ, председателя Конституционного Суда РФ, председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, председателя Верховного Суда РФ. По итогам рассмотрения отчета Дума принимает решение: либо утверждение отчета о выполнении бюджета; либо отклонение Должностные лица, нарушившие Бюджетный Кодекс РФ несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: