Глава V методологические основы эвристического обучения

Хуторской А.В.

Х98 Дидактическая эвристика. Теория и технология креатив­ного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с. ISBN 5-211-04710-9

В монографии налагается оригинальная научно-педагогическая концеп­ция эвристического обучения. Учащимся предлагается открывать знания, сравнивать их с культурно-историческими аналогами, выстраивая при этом индивидуальную траекторию собственного образования.

В основе разработанного подхода — метод Сократа, философские идеи русского космизма и апробированная в многолетнем исследовании техноло­гия эвристического обучения. Рассмотрены методологические, психологи­ческие и дидактические основы эвристического обучения. Систематизирова­ны эвристические формы и методы обучения, в том числе и дистанционные, реализуемые с помощью компьютерных телекоммуникаций.

В книге синтезированы научно-исследовательские данные с описанием практических сторон применения эвристических методов в обучении, что делает ее полезной как для научных работников и педагогов высшей школы, так и для учителей-экспериментаторов.

УДК 37.013 ББК 74.202.4

ISBN 5—211—04710—9 О Хуторской А.В., 2003

© Издательство Московского университета, 2003


--------------------------------------- Оглавление ----------------------------

Введение................................................................................................................... 5

Глава I

ГЕНЕЗИСЭВРИСТИКИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

§ 1. Эвристика в античности................................................................................... 15

§2. Эвристика в науках и изобретательстве......................................................... 21

§ 3. Предпосылки эвристического образования................................................... 27

§ 4. Эвристическое обучение по сравнению с проблемным и развивающим 35

§ 5. Эвристика в современной дидактике.............................................................. 41

§ 6. Инновационная практика обучения................................................................ 50

Глава II

ФИЛОСОФСКАЯ МОДЕЛЬВСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР

§1. Парадигма глобальных изменений в мире и человеке........................................... 58

§ 2. Эвристические ориентиры русского космизма..................................................... 64

§ 3. Философские основания эвристического образования........................................ 73

Глава III

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

§1. Эвристическая образовательная деятельность............................................... 77

§ 2. Методология эвристического познания......................................................... 87

§ 3. Образовательное пространство как эвристическая среда............................. 93

§ 4. Индивидуальная образовательная траектория.............................................. 99

§ 5. Ключевые компетенции................................................................................... 108

Глава IV

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Природа творческих способностей........................................................... 119

§2. Креативные, когнитивные и методологические способности... 127

§ 3. Динамика развития эвристических способностей................................ 139

Глава V

НАЧАЛА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

§ 1. Понятия дидактической эвристики...................................................................... 146

§ 2. Закономерности и принципы эвристического обучения..................................... 150

§ 3. Эвристический компонент образовательных стандартов............................. 158

§ 4. Организация эвристического обучения.......................................................... 171

§ 5. Контроль образовательных результатов............................................................. 182


6 Оглавление

Глава VI

СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ 1. Структура содержания эвристического образования.................................... 195

§ 2. Метапредметное содержание образования..................................................... 205

§ 3. Взаимодействие личностного и культурно-исторического содержания

образования..................................................................................................... 218

§ 4. Содержание образовательных программ....................................................... 226

§ 5. Эвристический учебник................................................................................... 236


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: