Хуторской А.В.
Х98 Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с. ISBN 5-211-04710-9
В монографии налагается оригинальная научно-педагогическая концепция эвристического обучения. Учащимся предлагается открывать знания, сравнивать их с культурно-историческими аналогами, выстраивая при этом индивидуальную траекторию собственного образования.
В основе разработанного подхода — метод Сократа, философские идеи русского космизма и апробированная в многолетнем исследовании технология эвристического обучения. Рассмотрены методологические, психологические и дидактические основы эвристического обучения. Систематизированы эвристические формы и методы обучения, в том числе и дистанционные, реализуемые с помощью компьютерных телекоммуникаций.
В книге синтезированы научно-исследовательские данные с описанием практических сторон применения эвристических методов в обучении, что делает ее полезной как для научных работников и педагогов высшей школы, так и для учителей-экспериментаторов.
|
|
УДК 37.013 ББК 74.202.4
ISBN 5—211—04710—9 О Хуторской А.В., 2003
© Издательство Московского университета, 2003
--------------------------------------- Оглавление ----------------------------
Введение................................................................................................................... 5
Глава I
ГЕНЕЗИСЭВРИСТИКИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
§ 1. Эвристика в античности................................................................................... 15
§2. Эвристика в науках и изобретательстве......................................................... 21
§ 3. Предпосылки эвристического образования................................................... 27
§ 4. Эвристическое обучение по сравнению с проблемным и развивающим 35
§ 5. Эвристика в современной дидактике.............................................................. 41
§ 6. Инновационная практика обучения................................................................ 50
Глава II
ФИЛОСОФСКАЯ МОДЕЛЬВСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР
§1. Парадигма глобальных изменений в мире и человеке........................................... 58
§ 2. Эвристические ориентиры русского космизма..................................................... 64
§ 3. Философские основания эвристического образования........................................ 73
Глава III
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
§1. Эвристическая образовательная деятельность............................................... 77
§ 2. Методология эвристического познания......................................................... 87
§ 3. Образовательное пространство как эвристическая среда............................. 93
§ 4. Индивидуальная образовательная траектория.............................................. 99
§ 5. Ключевые компетенции................................................................................... 108
Глава IV
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
|
|
§ 1. Природа творческих способностей........................................................... 119
§2. Креативные, когнитивные и методологические способности... 127
§ 3. Динамика развития эвристических способностей................................ 139
Глава V
НАЧАЛА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ
§ 1. Понятия дидактической эвристики...................................................................... 146
§ 2. Закономерности и принципы эвристического обучения..................................... 150
§ 3. Эвристический компонент образовательных стандартов............................. 158
§ 4. Организация эвристического обучения.......................................................... 171
§ 5. Контроль образовательных результатов............................................................. 182
6 Оглавление
Глава VI
СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ 1. Структура содержания эвристического образования.................................... 195
§ 2. Метапредметное содержание образования..................................................... 205
§ 3. Взаимодействие личностного и культурно-исторического содержания
образования..................................................................................................... 218
§ 4. Содержание образовательных программ....................................................... 226
§ 5. Эвристический учебник................................................................................... 236