Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся: 1) уроки физ. культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физ. культура явл. обязательным предметом; 2) спортивно-тренеровочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта. Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физ. качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий, используемые для оперативного управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительны, одно- и многопредметные по содержанию.
3) Соревновательные формы занятий, т.е. формы физ-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе опред. победитель, место. Физ. или технич. подготовленность.
|
|
Классификация:
1. по целевой направленности:
— общего физ. воспит.:
а) общего физ. воспит.;
б) общей физ. подготовленности.
— специализированного физ. воспит.
а) спортивной тренировки;
б) прикладной физ. подготовки;
в) занятия с лечебной направленностью.
2. по предметному содержанию:
— комплексные;
— предметные (видовые)
3. по основным сторонам содержания (по решаемым задачам):
— по динамическим задачам:
а) с образовательной направ.:
- вводные;
- изучение нового и совершенствование;
- контрольные;
- комплексные.
— по воспитательным задачам:
б) с воспитательной направ.:
- избирательные;
- многосторонние;
- контрольные.
— по оздоровительным задачам:
в) с оздоровительной направ.:
- общеразвивающие;
- компенсаторные;
- восстановительные.
г) комбинированные уроки, где решаются все три группы задач.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физ. воспит. относительно постоянной по составе учебной группой занимающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три основ. части: подготовительную – необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для ОДА к предстоящей основной работе. Основную – обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физ. и личностных качеств. Заключительную – предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия. Структура:
|
|
Подготовительная часть. Задачи:
1. организация учащихся
2. обучение строевым упр.
3. функциональная подготовка организма к предстоящей нагрузке.
Содержательность и последовательность упр.:
1. Упр. на внимание;
2. Строевые упр.;
3. Упр. в ходьбе и беге;
4. Общеразвивающие упр.
5. Подготовительные упр.
6. Скоростные упр.
Основная часть. Задачи:
1. формирование физкультурных знаний;
2. формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
3. Силовые упр., упр. на гибкость, упр. на выносливость.
Заключительная часть. Задачи:
1. физиологически оправданное завершение урока
2. создание предпосылок к следующим занятиям.
Содержательность и последовательность упр.:
2. Регуляционные упр.: на дыхание; на расслабление.
3. Упр. на внимание.