Анализ деятельности БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» по социальной адаптации детей-инвалидов

Развитие государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации предусматривает создание нового типа учреждений, основным направлением которых является проведение мероприятий по комплексной реабилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями для максимально полной их социализации для жизни в семье и обществе [21;48].

Итак, в 2005 году в г. Чебоксары начало свою работу БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является ведущим учреждением Чувашии по оказанию медицинской и социальной помощи детям-инвалидам. На базе центра внедрены современные профилактические, лечебные и реабилитационные технологии для детей с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Спектр услуг, предоставляемых центром реабилитации, достаточно широк – от консультаций до программ по обучению самообслуживанию и адаптации в окружающей среде.

В 2009 г. веден в эксплуатацию новый корпус центра, построенный в рамках федеральной и республиканской программ «Дети России» и «Дети Чувашии».

БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» – это государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются[65].

Основными задачами Центра являются:

- выявление детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, с созданием компьютеризированной базы данных;

- работа на основании типовых базовых программ ИПР;

- проведение социально-реабилитационной работы с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;

- оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, в организации проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- обеспечение реализации ИПР и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и др. учреждений.

В Центре функционируют 5 отделений:

· отделение диагностики и разработки индивидуальных программ реабилитации;

· отделение медико-социальной реабилитации;

· отделение психолого-педагогической коррекции;

· отделение социальной адаптации и профориентации;

· стационарное отделение.

Наибольшую практическую значимость в борьбе с детской инвалидностью представляет 1 ) отделение диагностики и разработки программ индивидуальной реабилитации. Оно создается для осуществления выявления и учета детей и подростков с ограниченными с ограниченными возможностями, проживающих в Чувашской республике, проведения диагностики, определения реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза и разработки индивидуальной программы реабилитации. В отделении, по показаниям, проводится медикаментозное лечение, динамическая проприоцептивная коррекция в лечебных костюмах «Гравитон», «Адели» и др.

Основными задачами отделения являются:

- выявление и учет семей с детьми и подростками с ограниченными возможностями, проживающих на территории Чувашской Республики с целью расширения зоны обслуживания и своевременного информирования их о деятельности Центра;

- создание компьютеризированной базы данных о детях-инвалидах и их семьях с учетом всех негативных факторов социального неблагополучия и объема оказанной Центром реабилитационной помощи;

- проведение диагностики, определения исходного уровня здоровья, определение реабилитационного потенциала и разработка индивидуального маршрута реабилитации и реабилитации;

- оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий по индивидуальной программе;

- содействие в организации госпитализации нуждающихся детей-инвалидов в лечебно-профилактические учреждения Республики;

- организация оказания медицинских услуг не только детям-инвалидам, но и членам их семей, в том числе методами нетрадиционной медицины;

- консультирование родителей по вопросам планирования семьи, психо-сексуального развития детей и подростков, по вопросам здорового образа жизни (гигиена питания, жилища, избавление от вредных привычек);

- ведение в отделение ставки психотерапевта.

По окончании диагностики и разработки программ индивидуальной реабилитации оценивается эффективность комплексной реабилитации, выдается выписка с рекомендациями с указанием срока следующего курса реабилитации, т.е. 2)отделения медико-социальной реабилитации, где осуществляют реабилитацию в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий. С 2009 г. внедрено водолечение – как в виде гидромассажных, вихревых, жемчужных ванн, так и лечебная гимнастика в бассейне.

Следующим отделением является отделение 3)психолого-педагогической коррекции. Специалисты отделения проводят психологическую и педагогическую диагностику и коррекцию детей, развивая их личность, обеспечивают возможность получения общего среднего образования в период прохождения детьми курса реабилитации. Специалисты отделения владеют современными методиками и технологиями реабилитации детей, адаптируют, разрабатывают и внедряют в работу новые методы и программы. Отделение оснащено современным оборудованием: коррекционно-диагностический комплекс «Зазеркалье» (для обучения навыкам саморегуляции), сенсорная комната, логопедический тренажер «Дэльфа -130», "Дэльфа-142", силовые и кардио- тренажеры для детей разного возраста, тренажеры Гросса,панель для лазания "Скалодром". С 2009г в отделении функционирует кабинет монтессорипедагогики, зал Саунд-Бим (музыкальный луч).

Как уже ранее говорилось, следующим структурным подразделением центра является 3)отделение социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции. Оно создается для оказания детям и подросткам, имеющим отклонения в умственном или физическом развитии квалификационной психолого-социальной и социально-педагогической реабилитации.

Специалисты отделения проводят психологическую и педагогическую диагностику и коррекцию детей, развивая их личность, обеспечивают возможность получения общего среднего образования в период прохождения детьми курса реабилитации. Специалисты отделения владеют современными методиками и технологиями реабилитации детей, адаптируют, разрабатывают и внедряют в работу новые методы и программы. Отделение оснащено современным оборудованием: коррекционно-диагностический комплекс «Зазеркалье» (для обучения навыкам саморегуляции), сенсорная комната, логопедический тренажер «Дэльфа -130», "Дэльфа-142", силовые и кардио- тренажеры для детей разного возраста, тренажеры Гросса,панель для лазания "Скалодром". С 2009г в отделении функционирует кабинет монтессорипедагогики, зал Саунд-Бим (музыкальный луч)[65].

Еще одним отделением является 4) отделение социальной адаптации и профориентации.

Социальная адаптация предполагает формирование начальных необходимых навыков самообслуживания и освоение жизненно важного пространства, ознакомление с профессиями через игровые формы (ролевые игры или создание бытовых ситуаций), освоение начальных трудовых навыков, ориентацию на определенный вид надомного труда, что в конечном итоге должно обеспечить практическую готовность детей-инвалидов к самостоятельной жизни и значительно расширить их социальное пространство.

Специалисты отделения осуществляют социально-бытовую и социально-средовую адаптацию, предпрофесиональную подготовку, помогая ребенку формировать навыки, необходимые в повседневной жизни и для дальнейшей интеграции его в общество. В отделении работают: изостудия (пальчиковая живопись, техника набрызга, живопись, соленое тесто, гарденотерапия), кабинеты креативной терапии (бумажная, тканевая аппликации, аппликации из кожи, бисероплетение, работа с шелковыми лентами, с кожей, шерстью, вязание, обучение рукоделию) столярная мастерская (выжигание, подделки из дерева), библиотека. С 2009 года функционирует студия социально-бытовой адаптации, оснащенная современными бытовыми приборами и вспомогательными средствами реабилитации, театральная студия (пальчиковый театр, теневой театр, кукольный театр, театрализованные игры, инсценировки сказок, спектакли), зал лечебной хореографии. Специалисты активно сотрудничают с учреждениями культуры, образования (экскурсии, социокультурные мероприятия, мастер-классы).

В связи с тем, что одним из приоритетных направлений деятельности центра является комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями (в том числе детей-инвалидов), не менее важным является и 5) стационарное отделение, основной задачей, которой является реализация индивидуальных программ реабилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного и дневного кратковременного пребывания в условиях центра с организацией учебного процесса.

В отделении созданы условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

В реабилитационный центр, принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие отклонения в состоянии здоровья, физическом или умственном развитии.

В течении дня в Центре проходят реабилитацию 110 детей, в том числе 30 детей с круглосуточным пребыванием (круглосуточный стационар и группа «Мать и дитя»), 20 – с пребыванием в дневном стационаре и 60 детей амбулаторно. Средняя продолжительность курса реабилитации составляет 21 день, в течении которого дети получают услуги: медико-социальные, социально-педагогические, социально-бытовые, психолого-педагогические, социально-экономические, социо-культурные, социально-правовые.

На учете на 2014г состояло 2809 детей с ограниченными возможностями, в том числе 2083 ребенка - инвалида, 726 детей с прогнозом на инвалидность, проживающих в Чувашской Республике[61;34].

Табл.4

Показатели движения детей в динамике на 2010-2014г.

Период Состоит на учете Прошло реабилитацию
     
     
     
     
     

По данной таблице виден рост числа детей, состоящих на учете и прошедших реабилитацию в период от 2010 по 2014 годы. Если в 2010 году стояло на учете 2219 детей, а прошло реабилитацию 1363 ребенка-инвалида, то в 2014 состояло на учете 2809, прошло реабилитацию 1617детей. По сравнению с 2013 годом в 2014 прошло реабилитацию на 9,4% больше ребенка инвалида, а в сравнении с 2011 и 2012 годами – на18% и 14%. Удельный вес детей-инвалидов, охваченных в 2014г реабилитационными услугами, составляет 66,4% от общего числа детей, состоящих на учете в Центре (2013г – 62,6%).

Таким образом, за данный период виден рост как состоящих на учете так и прошедших реабилитацию детей. Это более наглядно можно наблюдать на рисунке № 1.

Рисунок№1.

Показатели движения детей в динамике на 2010-2014г.

В половозрастной структуре в динамике 2010-2014гг превалируют мальчики (в среднем составляют 58,8%), а девочки составляют 41, 2%. (Рисунке №2).

Рисунок № 2.

Половозрастной структуре в динамике 2010-2014гг.

В реабилитационном центре предоставляются такие виды услуг как социально-экономические социально-медицинские социально-психологические социально-педагогические социально-бытовые социально-правовые. За 12 месяцев 2014 году в рамках комплексной реабилитации было оказано 547 794 услуги.

Табл.5

Динамика видов оказанных услуг

Виды услуг: Оказано услуг
         
социально-экономические 2 739 2 076 2 253   2 347
социально-медицинские 211 282 219 097 191 171 198 410 222 630
социально-психологические 13 288 14 152 15 369 13 341 11 629
социально-педагогические 78 112 74 292 75 236 101 167 165 508
социально-бытовые 60 838 63 335 67 795 115 837 134 547
социально-правовые 10 225 11 270 12 024 12 987 11 133
всего: 376 484 384 222 363 848 442 658 547 794

В соответствии с табл. 5 видно, что в динамике за 5 лет отмечается рост как общего числа услуг, оказываемых специалистами, так и по некоторым видам услугам, так и в сравнении со средними показателями за 5 лет. Наибольший рост за последние два года (2013-2014гг) отмечается по социально-педагогическим и социально-бытовым услугам. А по социально-психологическим услугам в 2014г отмечается небольшое снижение, что связано с работой психологов в течение года на неполную ставку.

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» соответствует лучшим мировым стандартам по применяемым технологиям, квалификации и потенциалу специалистов: врачи педиатры, неврологи, психотерапевт, физиотерапевт, врач ЛФК, медсестры кабинета ФТЛ, массажа, палатные медсестры, ЛФК; педагоги логопеды, социальные педагоги, психологи, инструктора по труду, руководители физвоспитания, воспитатели, «монтессори»-педагог. Наличие подобного комплекса специалистов позволяет составить полную характеристику психического, физического и нравственного здоровья ребенка-инвалида, установить причины имеющихся проблем и предложить необходимые виды психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Использование различных программ, реализуемые в ходе деятельности учреждения (арт-терапия, сказкотерапия, трудовая терапия) – помогают добиться создания атмосферы, способствующей адаптации детей и обстановки, помогающей коррекции отрицательных эмоций.

Основными направлениями реабилитации являются:

• медико-социальное (полное или частичное восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма);

• кинезотерапевтическое (восстановление оптимальной двигательной активности, мобильности, функциональных возможностей);

• психолого-педагогическое (формирование сенсорных эталонов, развитие речи, коррекция и развитие высших психических функций, определение и развитие уровня интеллекта, личностных и коммуникативных связей);

• рекреационная адаптация (социально-бытовая, социально-средовая, социокультурная, социально-правовая);

• творческая реабилитация (развитие творческой инициативы, воображения, эмоциально-волевых качеств, развитие мелкой моторики рук и координации движений);

• семейная реабилитация (повышение компетентности родителей в вопросах медицинского и педагогического сопровождения детей в рамках «Школы родителей», Школы правовых знаний», обучение знаниям и навыкам реабилитации, психологическая поддержка).

Медико-социальная реабилитация предполагает использование технологий и методов восстановительной терапии таких, как:

• динамическая проприоцептивная коррекция в рефлекторно-нагрузочных костюмах: «Гравитон», «Адели», и нейроортопедическом РПК «Атлант», тренажеры для ходьбы фирмы «Rifton», вертикализаторы;

• аппаратная физиотерапия: магнитотерапия, лазеротерапия, электростимуляция, электрофорез, теплолечение, небулайзерная ингаляция, электрогрязь, ингаляции кристаллами «Легран», фонофорезпелоида;

• спелеотерапия;

• озокерито и парафинолечение;

• гидротерапия и гидрокинезотерапия (гидромассажные ванны, жемчужные ванны, вихревые ручные и ножные ванны, бассейн с установками гейзер, водопад, гидромассаж и сауна);

• фитотерапия;

• методы нетрадиционной медицины (Су-Джок, иглотерапия).

Успешно развивается высокотехнологичная помощь детям, страдающим ДЦП. В условиях Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования г. Чебоксары освоены методики коррекции костно-мышечной системы, в том числе при детском церебральном параличе.

Недавно разработанная методика лечения путем нервно-мышечной активации мышц направлена на стимуляцию полностью или частично дезактивированных мышц. Лечение состоит из специально-подобранных упражнений и приемов и дает быстрый и долговременный результат при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, характерными проявлениями которых являются.

Этот вид терапии успешно используется для улучшения активности детей. Метод лечения помогает при большинстве заболеваний опорно-двигательного аппарата.

С целью оказания медико-социальной реабилитации и в рамках реализации «Национальной стратегии действия в интересах детей» в 2014 внедрено 30 современных методик, программ комплексной реабилитации, охвачено 2964 ребенка, положительная динамика отмечена в 84,2% случаев. За сравнительный период 2010-2014 годы отмечается положительная динамика числа внедренных современных методик диагностики, восстановительного лечения, технологий психолого-педагогической реабилитации, социально-бытовой адаптации, творческой, социокультурной и социально-средовой реабилитации. Показатели эффективности внедрения инновационных технологий составляют выше среднего (более 80%).

В рамках реализации «Национальной стратегии действия в интересах детей» в учреждении реализуются следующие социальные проекты:

1. «Лекотека - территория игры» за период реализации проекта приняло участие ребенок-инвалид и 383 семьи; привлечено волонтеров (педагогический отряд «Росинка», студенты РГСУ, центр молодежных инициатив); проведено 110 занятий с родителями по формированию навыков ухода в домашних условиях (771 чел), 105 творческих мастер-классов для детей и родителей, 54 познавательно-досуговых мероприятия.

2. «Даун-центр» – программа информационно-методического сопровождения родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

2. «Танцуют все» – реализуется с сентября 2013г на базе центра совместно с музыкальной школой №3. Программа проекта ориентирована на детей 6 - 13 лет и рассчитана на длительный срок реализации (в течение 5 лет). Детей, участвующих в проекте (37 человек), не только будут обучать основным танцевальным движениям, пластике, умению владеть своим телом, но и познакомят с историей и культурой танца, его разновидностями: народным, современным, историческим танцем.

3. «Программа раннего вмешательства» – программа ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (от 8 месяцев до 3 лет), включающая медицинскую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям[60;38].

Семейная реабилитация является важным и необходимым звеном реабилитационного процесса.

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, строиться с учетом интересов и потребностей родителей в медицинской и педагогической реабилитации в рамках «Школы родителей» по следующим направлениям:

· организация психолого-педагогического, санитарно-гигиенического и культурологического всеобуча (доведение до родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребенка, его воспитания, создание дома полноценных условий и необходимой родительской поддержки для развития способностей)

· ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления коррекционной работы с детьми;

· организация обмена опытом семейного воспитания, конкретных приемов формирования у детей положительных личностных и физических качеств, представлений и привычек здорового образа жизни;

· проведение праздников, вечеров досуга, игр и занятий с детьми при активном участии членов семей, совместных акций Центра и семьи по воспитанию здорового, социально адаптированного и счастливого ребенка.

В целях повышения интереса и овладения родителями опыта организации активного досуга для всей семьи в центре регулярно проводятся мероприятия социокультурной реабилитации (празднично-развлекательные мероприятия, выставки, спортивно-оздоровительные мероприятия).

Таким образом, можно сказать, что КУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» играет значительную роль в жизни многих детей-инвалидов и их семей. Здесь проходят реабилитацию тысячи детей с ограниченными возможностями, которыми нужна целенаправленная социально-педагогическая поддержка, направленная на оказание психологической, медико-социальной помощи. И эта поддержка, в свою очередь, осуществляется данным центром

Применение различных форм и методов социальной адаптации в Центре способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки. Созданные детьми-инвалидами творческие работы и их признание окружающими, повышают его самооценку и уровень его самопризнания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: