Тема 4. Правовое положение прокуроров и следователей и антикоррупционные требования к их служебному поведению

1. Права и обязанности прокуроров и следователей. Прохождение прокурорами и следователями службы.

2. Антикоррупционные требования к служебному поведению прокуроров и следователей.

1. Права и обязанности прокуроров и следователей. Прохождение прокурорами и следователями службы.

Понятие «прокурор» используется в разных значениях:

1) как понятие, обозначающее должностное лицо, возглавляющее соответствующую прокуратуру (начиная от Генерального прокурора РФ до прокурора района и приравненного к нему прокурора специализированной прокуратуры);

2) как понятие, используемое в значении, содержащемся в определенном нормативном акте. Так, понятием «прокурор» в соответствии с ч. 31 ст. 5 УПК охватываются Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии со ст. 54 Закона о прокуратуре прокурор — это Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Полномочия прокурора закреплены как в Законе о прокуратуре (например, ст. 1, 9.1, 18, 19, 20, 22 и др.), так и в других законах (например, в ст. 37 УПК РФ).

Согласно Закону о прокуратуре и Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

В соответствии с законодательством федеральным государственным служащим называется гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Порядок приема на службу, установление и продолжительность испытательного срока, а также условия и порядок прохождения, приостановление и прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры регулируются Законом о прокуратуре, Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, приказами Генеральной прокуратуры РФ от 12.03.2008 № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением», от 11.11.1996 № 66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации», от 29.01.1999 № 8 «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системе прокуратуры Российской Федерации», от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Лицо, впервые поступающие на должность прокурорского работника, зачисляется на соответствующую должность без присвоения классного чина и на период испытательного срока (от трех до шести месяцев, который может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев) выполняет возложенные на него обязанности. Условия обеспечения службы, которые включают выдачу служебного удостоверения, гарантии материального и социального обеспечения, правила ношения форменной одежды, меры правовой и социальной защиты, определяются Законом о прокуратуре.

Этим же актом регулируются основания и порядок перевода прокурорских работников по службе, вопросы служебной дисциплины, проведения служебного расследования, применения мер взыскания и поощрения; а также основания прекращения службы, основания и порядок увольнения прокурорских работников, их восстановления в должности, классном чине и на службе в органах прокуратуры.

Закон о прокуратуре, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ТК РФ регулируют трудовые отношения работников органов прокуратуры. На это направлены и приказы Генеральной прокуратуры РФ от 02.02.2006 № 4 «О мерах по реализации в органах прокуратуры Российской Федерации требований законодательства о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации», от 16.10.2006 № 92 «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с законом контракт на замещение должности федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры может заключаться с гражданином:

ª на неопределенный срок;

ª на определенный срок;

ª на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Военные прокуроры подпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числе они поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495. Однако и здесь право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры.

На государственную службу согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, в силу чего прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ.

Законом о прокуратуре установлены дополнительные требования к гражданам, назначаемым на должности прокуроров. К таким условиям и требованиям относятся: гражданство РФ, наличие высшего юридического образования, необходимые профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст.

Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.

В качестве исключения закон допускает назначение на должности помощников прокуроров прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур лиц, обучающихся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончивших третий курс указанных образовательных учреждений.

При приеме на службу в органы прокуратуры особое внимание уделяют профессиональным и моральным качествам и воспитанию работников в духе неуклонного соблюдения требований закона, интересов личности, общества и государства, профессиональной этики. Это закреплено в Законе о прокуратуре и приказе Генеральной прокуратуры РФ «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации».

Служебная деятельность требует от прокурорского работника наличия самых различных знаний и навыков. Обычно отмечается профессиональная грамотность, качество выполнения служебных обязанностей, объем специальных знаний и умение применять их на практике, профессиональный опыт. При установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской системе. Время от времени профессиональные качества подтверждаются в ходе аттестации.

На должность прокурорских работников назначаются лица, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре при назначении на должность прокурора кандидат проходит медицинское освидетельствование. На службу в органы и учреждения прокуратуры не может быть принято лицо, имеющее в соответствии с заключением медицинской комиссии заболевание, которое препятствует выполнению должностных обязанностей, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья (наличие психического заболевания, отсутствие либо значительное снижение жизненно важной функции: зрения, слуха и др.).

На службу в прокуратуру вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Ограничения по возрасту бывают там, где необходимо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом.

В ряде случаев гражданам могут отказать в приеме на службу в органы прокуратуры. В Законе о прокуратуре указаны причины, по которым введены ограничения.

Так, на службу в органы и учреждения прокуратуры РФ не может быть принято и находиться на указанной службе лицо, имеющее гражданство иностранного государства. Непредоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти – прерогатива исключительно граждан нашей страны.

Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

1) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

3) имело или имеет судимость;

4) имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (поскольку родственные связи могут существенно повлиять на принятие решений, а также не позволят в полной мере оценить компетенцию принимаемого прокурорского работника);

6) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

В том случае, если гражданин РФ отвечает всем требованиям, установленным Законом о прокуратуре, и не имеет ограничений, он принимается на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. На должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, в исключительных случаях Генеральный прокурор РФ вправе назначать лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Для серьезного улучшения работы по формированию ядра кадров, повышения профессионального мастерства сотрудников Законом о прокуратуре введены испытания при приеме на службу в органы прокуратуры. Срок испытаний установлен в шесть месяцев. Кандидаты зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности. Руководитель органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу, определяет продолжительность испытания. Оно может быть сокращено или продлено в пределах шести месяцев по соглашению сторон.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам.

При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

Следует, однако, иметь в виду, что Законом о прокуратуре установлено, что испытанию не подлежат лица, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, впервые принимаемые на службу в органы прокуратуры.

Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности, в целях повышения их квалификации, укрепления дисциплины.

Аттестование — это управленческая кадровая процедура, осуществляемая в соответствии с требованиями закона и специальных нормативных правовых актов, издаваемых Генеральным прокурором РФ, по установлению квалификационной оценки работников органов прокуратуры путем изучения их профессиональных и моральных качеств в целях определения их служебного соответствия, перспектив должностного продвижения и принятия соответствующих управленческих кадровых решений.

На основе аттестации решаются вопросы, связанные с присвоением работникам первоначальных классных чинов, досрочным присвоением классных чинов, а в органах военной прокуратуры — воинских званий, а также классных чинов (воинских званий).

Порядок проведения аттестации регулируется приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2012 г. № 242 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».

Статьей 40.2 Закона о прокуратуре предусмотрено, что на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных служащих.

Так, в частности, прокурорскому работнику запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Прокурорский работник обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" специально закрепляется, что за несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 41.7 Закона о прокуратуре. При этом в акте о применении к работнику взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается настоящая статья.

Статья 41.9 Закона о прокуратуре предусматривает, что работник в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

- непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

- непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

- участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

- осуществления работником предпринимательской деятельности;

- вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

При этом руководитель органа или учреждения прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры.

Статья 41.10 Закона о прокуратуре закрепляет порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.

Понятие следователя закреплено в Федеральном законе от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и УПК РФ.

Согласно Закону о СК РФ (ст. 4), для целей данного Федерального закона под следователем понимается следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист.

В соответствии с УПК РФ следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь является процессуально самостоятельной фигурой: при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Полномочия следователя указаны в ст. 38 УПК.

Права следователя СК РФ закреплены в ст. 7 Закона о СК РФ:

1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;

2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы.

На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законом о СК РФ. Должности в военных следственных управлениях Следственного комитета, военных следственных отделах Следственного комитета могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с учетом особенностей, предусмотренных законом о СК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в Следственный комитет или ее прохождению и подтвержденное заключением медицинского учреждения, данным в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Равно как на прокурорских работников, так и на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также соответственно Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В целях определения соответствия сотрудников Следственного комитета замещаемой должности и уровня их квалификации проводится их аттестация (порядок аттестации регулируется Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 18 октября 2007 г. N 31 "Об утверждении Положения об аттестации прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации").

В соответствии с ч. 2 ст. 30 закона о СК РФ сотрудник Следственного комитета может быть уволен со службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством (за исключением военнослужащего), по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию, а также по инициативе руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета в случае:

1) достижения предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете;

2) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

3) нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета;

4) несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, связанных с прохождением службы в Следственном комитете и установленных статьей 17 закона о СК РФ, а также возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

5) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

6) отказа от представления сведений или представления заведомо ложных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

7) наличия заболевания, препятствующего прохождению службы в Следственном комитете, подтвержденного заключением медицинского учреждения.

Сотрудник Следственного комитета подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия сотрудником Следственного комитета мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления сотрудником Следственного комитета сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия сотрудника Следственного комитета на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления сотрудником Следственного комитета предпринимательской деятельности;

5) вхождения сотрудника Следственного комитета в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Сотрудник Следственного комитета, являющийся руководителем следственного органа Следственного комитета, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия сотрудником Следственного комитета, являющимся руководителем следственного органа Следственного комитета, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ в закон о СК РФ введена ст. 30.1, устанавливающая, что за несоблюдение сотрудником Следственного комитета ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 28 закона о СК РФ (вплоть до увольнения).

Детальный порядок применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения регламентирован ст. 30.3 Закона о СК РФ. При этом при применении мер дисциплинарной ответственности за данные проступки следует обеспечить комплексный системный подход и учитывать и положения смежного законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции. К примеру, согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ "О противодействии коррупции" непредставление сведений о доходах является правонарушением, влекущим освобождение от занимаемой должности, увольнение с государственной службы. Соответственно, представляется, что при выявлении такого факта может использоваться не любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 28 Закона о СК РФ, а только увольнение из Следственного комитета.

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, совершенные сотрудником Следственного комитета, регулируется ст. 30.3 Закона о СК РФ. При этом привлечение к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков осуществляется с учетом ряда особенностей. Основаниями для применения взыскания являются:

- доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего следственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), если названный доклад направлялся в эту комиссию.

2. Антикоррупционные требования к служебному поведению прокуроров и следователей.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" установлено, что к таким должностям относятся:

- В прокуратуре Российской Федерации:

а) заместители Генерального прокурора Российской Федерации;

б) прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур;

в) прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур;

г) начальники:

главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;

отделов прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;

д) старшие прокуроры и прокуроры:

главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

управлений и отделов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;

е) советники, старшие помощники, старшие помощники по особым поручениям, помощники и помощники по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации;

ж) помощники по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

з) старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;

и) старшие помощники и помощники прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;

к) руководители (директора, ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации;

л) заместители лиц, замещающих должности, указанные в пунктах "б" - "г" и "к".

- В Следственном комитете Российской Федерации:

а) первый заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководитель Главного военного следственного управления;

б) руководители:

главных управлений, управлений, отделов, отделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации;

главных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;

межрайонных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации; следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, округам и районам в городах и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным отделам Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам;

управлений, отделов и отделений главных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; отделов и отделений следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; отделений специализированных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;

в) советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники и помощники по особым поручениям Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

г) старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям:

заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

руководителей главных следственных управлений;

следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;

руководителей межрайонных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, округам и районам в городах и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным отделам Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам;

д) старшие следователи-криминалисты, следователи-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи, старшие инспекторы и инспекторы, старшие эксперты и эксперты, старшие ревизоры и ревизоры, старшие специалисты и специалисты следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

е) заместители лиц, замещающих должности, указанные в пункте "б".

Во исполнение подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" принят приказ Генпрокуратуры РФ от 31.08.2009 N 287 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

Порядок представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется приказом Генпрокуратуры России от 25.03.2010 N 126 "Об утверждении Положения о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

В приказе, в частности, устанавливается, что соответствующие прокурорские работники представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

Прокурорские работники и федеральные государственные гражданские служащие органов и учреждений прокуратуры, замещающие соответствующие должности, представляют в соответствующие кадровые подразделения ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения:

- о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

- о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

О наличии объективных причин, препятствующих представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, федеральный государственный служащий письменно сообщает в кадровое подразделение соответствующего органа или учреждения прокуратуры.

В случае непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть назначен на должность федеральной государственной службы, а федеральный государственный служащий подлежит привлечению в установленном порядке к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности федеральной государственной службы и увольнения из органов и учреждений прокуратуры.

В случае непредставления по объективным причинам федеральным государственным гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Факт непредставления по объективным причинам прокурорским работником сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей подлежит рассмотрению на комиссии, образуемой руководителем соответствующего органа или учреждения прокуратуры. В состав комиссии, численность которой должна быть не менее пяти человек, включаются прокурорские работники кадрового подразделения, работники, осуществляющие функции обеспечения собственной безопасности, а при необходимости - прокурорские работники других подразделений.

Порядок уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений регулируется Приказом Генпрокуратуры РФ от 06.05.2009 N 142.

В соответствии с этим Приказом прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации уведомлять руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации обо всех случаях непосредственного обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанным лицам другими физическими лицами.

О факте обращения и направлении уведомления прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим в устной форме необходимо информировать непосредственных руководителей подразделений или курирующих заместителей руководителя соответствующего органа либо учреждения прокуратуры.

Проверку доводов следует проводить в течение тридцати суток со дня поступления соответствующего уведомления. В случае необходимости и при наличии оснований срок проверки может быть продлен по рапорту начальника инспекторского управления Главного организационно-инспекторского управления соответственно первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим вопросы кадров.

Результаты проверки с выводами и предложениями необходимо докладывать соответственно первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации или заместителю Генерального прокурора, курирующему вопросы кадров, которым осуществлять последующий доклад Генеральному прокурору Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" принят приказ Генпрокуратуры России от 10.09.2010 N 344 "О комиссиях органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".

Порядок уведомления сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета Российской Федерации представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений установлен Приказом Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 11.

В приказе, в частности, устанавливается, что:

1). Уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью сотрудника и гражданского служащего СК России.

2). Работник СК России, которому стало известно о факте обращения к иным сотрудникам или гражданским служащим СК России в связи с исполнением ими служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, вправе уведомить об этом представителя нанимателя с соблюдением процедуры, определенной настоящим Порядком.

3). Конфиденциальность уведомления и сведений, содержащихся в уведомлении, обеспечивается представителем нанимателя (работодателя) и должностными лицами СК России, уполномоченными осуществлять прием, регистрацию уведомлений и проверку содержащихся в них сведений.

4). Уведомление представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к работнику СК России каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений оформляется рапортом.

5). Проверка сведений, содержащихся в рапорте, проводится в течение 30 дней, начиная с даты его регистрации в журнале.

6). К проведению проверки сведений, содержащихся в рапортах, могут привлекаться работники СК России (по согласованию с их непосредственными руководителями), запрашиваться необходимые материалы и пояснения, осуществляться взаимодействие с органами МВД России и ФСБ России.

7). Результаты проверки оформляются докладной запиской, которая не позднее чем за 3 дня до истечения установленного срока проверки представляется Председателю Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителю, курирующему кадровую работу, либо заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления, либо руководителю территориального следственного органа СК России.

8). Исходя из результатов проверки, управление собственной безопасности Главного организационно-инспекторского управления, отдел обеспечения собственной безопасности и служебных проверок Главного военного следственного управления, отделы обеспечения собственной безопасности, старшие помощники (помощники) руководителей по вопросам безопасности следственных органов СК России принимают меры, направленные на предупреждение коррупционного правонарушения, пресечение вмешательства в деятельность Следственного комитета Российской Федерации.

9). В случае выявления в ходе проверки сведений, содержащихся в рапорте, обстоятельств, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, материалы проверки в установленном порядке направляются для проведения процессуальной проверки в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Приказом Следственного комитета РФ от 18.05.2011 N 92 утвержден порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете Российской Федерации.

В этом приказе, в частности, устанавливается, что:

1). Гражданин при назначении на должность федеральной государственной службы, федеральной государственной гражданской службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

2). Государственный служащий представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в двух экземплярах:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: