Налоговые отношения, понятие и состав

Характеристика налоговых отношений дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой регулируются властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для налоговых отношений характерны следующие признаки:

• налоговые отношения складываются в процессе производства и распределения, а также формирования централизованных (государственных, муниципальных) фондов денежных средств, и поэтому они носят распределительный характер;

• налоговые отношения имеют властный (императивный) характер, исходя из чего государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной этих отношений;

• возникновение, изменение и прекращение налоговых отношений непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты налогового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения.

Налоговые отношения, таким образом, это часть общественных отношений, ограниченная сферой налогообложения и имеющая финансово-экономическую основу.

В составе налоговых отношений можно выделить следующие их виды возникающие:

• в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации;

• в процессе исполнения соответствующими обязанными лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

• в процессе заключения и исполнения налоговых договоров;

• в процессе налогового контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

• в связи защитой прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

• в связи с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые отношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения этого общественного отношения. Более глубокому пониманию сущности налоговых правоотношений способствует рассмотрение их видов. В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первому виду отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. В состав второго вида включены отношения по привлечению к ответственности.

По характеру норм налоговые правоотношения бывают материальными и процессуальными. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, регулирующие порядок назначения и проведения налоговых проверок, порядок обжалования актов налоговых органов и т.п., являются процессуальными.

Исходя из состава ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации и ст. 3 и 4 НК РФ, налоговые правоотношения по субъектному составу можно подразделить на:

• отношения, возникающие между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов, изменения или отмены региональных и местных налогов;

• отношения между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений - по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: