Проблемы профориентации молодежи в современной государственной политике

Для правильного выбора профессии необходима государственная система профессиональной ориентации молодежи. В данном контексте, профориентацию можно рассматривать как комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей к тем или иным профессиям или их группе и желания трудиться по ним.

Абсолютное большинство авторов, занимающихся профориентацией молодежи, сходятся во мнении, что в современной России нет единой государственной системы профориентации молодежи. Н.Н. Лукин связывает это с переходом к рыночной экономике и политикой невмешательства в сферу экономической деятельности. Службы занятости занимаются профориентацией безработных, а школьники, как правило, предоставлены в выборе профессии сами себе. Профориентацией молодого человека, заканчивающего школу, как правило, занимаются отдельные энтузиасты (например, учителя психологии в школе, социальные педагоги и т.д.).

Для подготовки высококвалифицированных специалистов профессиональная ориентация необходима. В этом процессе должно участвовать не только государство, но и рыночные структуры, что поможет вывести профессиональную ориентацию на соответствующий уровень для развития экономики страны [11].

Чтобы профессиональная ориентация существовала как единый механизм, необходима достаточно хорошо подготовленная нормативно-правовая база. В России такая база отсутствует. Кроме того, государство играет слишком малую роль в управлении и планировании трудовых ресурсов. Вопросу профессиональной ориентации молодежи незаслуженно уделяется слишком мало внимания, так, только в 1980-х годах ошибки граждан в выборе профессии ежегодно «стоили» государству более 11 млрд. рублей.

Основными регуляторами правовых отношений в области профессиональной ориентации являются такие нормативны акты:

ü Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 годы от 29.01.2005 года, в котором для развития рынка труда и содействия занятости населения предлагается создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда40;

ü ФЗ «О занятости населения в РФ» закрепляет право на бесплатную профориентацию через службу занятости как одно из основных прав граждан в области содействия трудовой занятости;

ü Постановление Министерства труда РФ от 29.08.1995 года «Об утверждении основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения»;

ü Постановление Министерства труда РФ от 27.09.1996 года «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ», в котором дано понятие профориентации, названы ее цели, задачи, направления и методы, названы органы, занимающиеся профориентацией, определена их компетенция, приведен минимум бесплатных профориентационных услуг и т.д.;

ü Конвенция МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 года, согласно которой государства обязаны сделать более широкую профориентацию доступной детям, молодежи и взрослым, включая лиц с физическими и умственными недостатками;

ü Рекомендации МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 года.

В принципе, нормативно-правовая база профессиональной ориентации по объему не так и мала, дело стоит только за ее выполнением. В законе о занятости право на профессиональную ориентацию дается всем гражданам на бесплатной основе в органах службы занятости, но такую услугу предоставляют и другие органы и организации, в том числе государственные и муниципальные, но в законе это не отражено. Кроме того, список предоставляемых профориентационных услуг в Положении 1996 года значительно заужен, потому что распространен только на определенные категории граждан, кроме профинформирования. Такие несоответствия не приносят пользы функционированию профриентационной системе. Вряд ли целесообразно, не столько в плане соблюдения всех прав и свобод граждан, сколько для настоящего и будущего России, лишать права на бесплатную профориентацию в полном объеме все категории населения во всех государственных органах и организациях, оказывающих профориентационные услуги. Так же, наблюдается недоработанность нормативных актов в этой области. Например, согласно Положению, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительный перечень профориентационных услуг.

Еще одной проблемной стороной в этом вопросе является то, что система профориентации в нашей стране возникает из разрозненных профориентационных мероприятий и искусственно возрастающего числа служб, предоставляющих профориентационные услуги, что приводит к снижению качества их работы.

Большое значение необходимо уделять профориентации молодым людям с ограниченными возможностями. Для более успешной реабилитации профессия инвалида должна соответствовать не только их физическим возможностям, но и их психологическим особенностям. Таким молодым людям свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, общая пассивность и другие личностные особенности. Но для многих характерна и недооценка тяжести своего заболевания. В коррекционной школе для лиц с отклонениями в умственном развитии города Архангельска была внедрена система профессиональной ориентации, целью которой является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания. Она предназначена для учащихся 7-9 классов. В программу входит профессиональное просвещение, психологическое изучение и классификация профессий, пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников, изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, индивидуальные консультации с целью оказания помощи в выборе профессии и профессиональные пробы [9].

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что правовая база, регулирующая профориентационную систему не совершенна, она нуждается в развитии и доработке. Необходимо взаимодействие всех органов и организаций, оказывающих услуги по профессиональной ориентации молодежи, для более эффективной их работы. В связи с введением во всех общеобразовательных школах профильного обучения необходимо в школах вводить должность специалиста по профессиональной ориентации. В противном случае профильное обучение старшеклассников не будет столь эффективным, как это предполагается. Профориентация молодых инвалидов должна занять соответствующее, не последнее место, в реабилитационных мероприятиях для них. Это позволит сделать профессиональную реабилитацию молодых инвалидов более адекватной и полной. Профессиональная ориентация распространяется на большие слои молодежи и по этому необходим достаточно высокий уровень ее организации. Но в нашей стране это не учитывается и по этому профориентации молодежи, незаслуженно, уделяется слишком мало внимания со стороны государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: