Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий

Доктор педагогических наук И.Я. Лернер предложил систему общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но и развитие познавательных способностей учащихся и их творческих потенций, эмоций, интересов. Эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой лежит самостоятельность и творческая активность учащихся в познании. Выделен информационно-рецептивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания учащимися новой готовой информации.

Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Педагог отбирает и конструирует задания, а ученик выполняет и отрабатывает способ применения знания способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия но и обобщенные (одно и то же задание для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). При организации репродуктивно-вариативной познавательной деятельности формируются обобщенные знания, способы деятельности, а значит, и способность использовать их оперативно в разных условиях.

Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает учащегося в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты – выводы делают ученики; педагог ставит гипотезу выдвигают ученики). Эвристический или частично поисковый метод является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.

Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей. Это общедидактические методы, которые могут быть использованы при обучении любому содержанию, в том числе

изобразительной деятельности. И.Я.Лернер отметил, что метод реализуется через систему приемов. Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядно образного отражения окружающего мира. Рассмотрение этих методов важно, особенно во взаимосвязи их с общедидактическими. Предпочтение отдается наблюдению и обследованию. Оба метода были разработаны применительно к изобразительной деятельности Н.П.Сакулиной. Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания – формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.

Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.

Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), природы (деревья, кусты, цветы, животных). При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. То есть обследованием – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: