Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, мыслительные операции обобщения и классификации, учащихся с нарушениями интеллекта.
Оборудование: 7 карточек с изображениями четырех предметов, три из них относятся к одной родовой группе, а один лишний, т.е. относится к другой группе (Приложение №2, 3)
Ход исследования:
В методике школьникам предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. Каким общим словом можно назвать вместе три остальные предмета?».
Обработка результатов:
Количественная обработка данных:
0,5 баллов – ребенок получает, за каждый правильно выделенный лишний предмет на карточке.
0,5 баллов – ребенок получает, за правильно названное обобщающее слово на карточке.
Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную карточку – 1 балл.
|
|
А – сумма баллов за правильно выделенное лишнее слово.
Б – сумма баллов за правильно выделенное обобщающее слово
(А+Б) - общее количество баллов.
Выводы об уровне развития:
7 – 6 баллов - высокий уровень;
5,5 – 4,5 баллов – средний уровень;
3 и ниже баллов – низкий уровень.
Методика №3 «Классификация»
Цель: изучить процессы классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта.
Оборудование: картинки по 4 шт. для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты) (Приложение № 4).
Ход исследования:
Школьнику даются картинки и следующая инструкция: «Разложи картинки по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят одна к другой». Всего используется 29 картинок для классификации, по 4 в каждой группе. «Назови выделенные группы картинок»
Обработка результатов:
Количественная обработка данных:
0,4 балла – ребенок получает за правильно выделенную группу картинок, если одной из четырех картинок не хватает в группе, то производится вычитание 0,1 балла из общих – 0,4.
Выводы об уровне развития:
3,2 – 2,9 баллов – высокий уровень;
2,8 – 2,5 баллов – средний уровень;
2,4 и ниже баллов – низкий уровень.
На основании полученных данных по трем методикам составляются таблицы, в которых можно проследить динамику и соотношения уровней развития операций классификации и обобщения, учащихся с нарушениями интеллектуального развития.