Язык глухонемых

В патопсихолингвистике изучаются речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем — в основном это особенности речи у глухих и глухонемых. Есть две разновидности языка глухонемых — жестовый и буквенный. Для жестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Особые обозначения действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемых в русском языке однокорневыми словами (чистыйчиститьчисто); в ряде случаев отсутствуют обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доитьмолоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мытьсябаня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью. В рамках патопсихолингвистики можно также говорить о речевых нарушениях при умственной отсталости — олигофрении. Для детей с ранними органическими нарушениями характерно недоразвитие или отсутствие речи. В последнее время большое внимание уделяется излечению детей с расстройствами внимания (ADD — attention defecit disorder), при которых снижена способность удерживать внимание на содержании речи.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Когда появилась психолингвистика?

2. В чем различие между лингвистикой и психолингвистикой?

3. Сравните три определения психолингвистики. Какому вы отдаäèте предпочтение?

4. Назовите причины появления психолингвистики.

5. Почему психолингвистика междисциплинарна?

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

1. Что такое язык по Гумбольдту?

2. Ограничивает ли язык понимание мира?

3. Что такое понимание речи по А.Потебне?

4. Назовите три аспекта языковых явлений (по Л.Щербе) и расскажите об их взаимосвязи.

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ

1. Оперируя термином "критический возраст для освоения языка" опишите условия, при которых герой Р.Киплинга Маугли мог стать полноценным человеком?

2. Назовите основные периоды в освоении речи ребенком.

3. Почему существует корреляция между физическим развитием ребенка и освоением языка?

4. Можно ли говорить, что ребенок создает свою, "промежуточную грамматику"? Приведите примеры.

5. Что такое pivot-грамматика?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: