Микрорайонный
— местонахождение: жилой микрорайон города
— размер торговой зоны данный микрорайон, обслуживает людей проживающих в 5-10 минутах пешеходной доступности
— осуществляет продажу товаров повседневного спроса (продукты питания, лекарства и т.п.) и бытовых услуги (те, в которых возникает ежедневная потребность у покупателей прилежащей торговой зоны)
— якорем является супермаркет, другие значимые арендаторы – аптека, видео-аудио кассеты, химчистка, медкабинет и пр.
Районный
— местонахождение: близость к автомагистралям и районному центру города
— размер торговой зоны – население до 10 минут езды от него (до 15 минут – зона пешеходной доступности)
— предлагает ассортимент товаров длительного пользования и специализированных товаров
— якори: продуктовый или универсальный магазин, супермаркет, крупный магазин-склад
Межрайонный
— месторасположение: центральная часть города, близость к общегородским центрам притяжения или автомагистралям, имеющим потоки из нескольких районов города
|
|
— размер торговой зоны – население ближайших районов в диапазоне 10-30 км (до 25 минут - пешеходная доступность, до 20 минут – зона транспортной доступности)
— обычно включает молл, крытую торговую галерею типа «пассаж» с искусственным климатом, модные товары, центр развлечений, мультиплекс
— число якорей – от 2-х на 50-70% площадей
Городской
— местонахождение: вблизи крупной магистрали города
— размер торговой зоны – от 10-50 км (до 40 минут – зона транспортной доступности)
— предлагает многолинейность товарных категорий по каждой группе товаров, представленные известными российскими и зарубежными брендами
— якорями выступают три и более универмагов полного ассортимента. Они могут занимать 50-70% всех арендных площадей. Другие значимые арендаторы – гипермаркеты, крупные специализированные магазины, центр развлечений, мультиплекс
Городские и Межрайонные торговые центры привлекают покупателей тем, что они предлагают большой ассортимент товаров и услуг, не отличаются по своим функциям, их различие состоит только в размерах торговой зоны. В соответствии с концепцией продаж торговые центры можно разделить на следующие типы:
Специализированные
— представляют собой магазин или группу магазинов, предлагающих группу товаров определенной тематики, например товары для дома, строительные и отделочные материалы, мебель и др.
Галереи
— это совокупность магазинов одежды, обуви и аксессуаров.
Стоковые центры
— объединяют ряд монобрэндовых компаний. Товар в них обычно предлагается с большой скидкой.
Групповое размещение характеризуется тем, что торговые точки имеют общую клиентуру и находятся рядом одна с другой или в тесном соседстве. Группа — это два и более близко расположенных продавцов розничной торговли, имеющих общую клиентуру при минимальных усилиях.
|
|
Совместная группировка большого числа магазинов, торгующих товарами одного и того же ассортимента, способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей.
Общественно-торговые центры являются главными «магнитами» тяготения населения с постоянной наиболее массовой посещаемостью, поэтому их следует размещать в местах, где безопасно стыкуются интенсивные пешеходные и транспортные потоки.
При внеуличных видах скоростного пассажирского транспорта размещение общественно-торговых центров наиболее удобно в зоне остановочных пунктов. При уличных видах транспорта наиболее совершенным является расположение центров над магистралью на искусственно созданной платформе, позволяющей организовать пешеходные и транспортные потоки в разных уровнях.
Общегородской торговый центр размещается, как правило, в центральной части городской территории равнодоступно по затратам времени поездки населения периферийных районов. Такой центр одновременно является торговым комплексом центрального планировочного района.
В крупных городах эти центры, являясь торговыми зонами городских многофункциональных общественных центров, размещаются на участках, удобно связанных транспортом с городскими районами, на основных путях постоянных массовых потоков населения
За последнее время в архитектурно- строительной практике получает распространение прием размещения общественно-торговых центров городского значения над магистралями и их пересечениями. Остановки общественного транспорта включаются в структуру центров, а транзитный транспорт пропускается под платформой. При этом достигается безопасное попадание основных потоков посетителей непосредственно в торговые залы, а также экономное использование городской территории.
Территория центра, как правило, должна состоять из трех основных планировочных зон:
· пешеходной, включающей пешеходные площади и улицы, площадки посадочных платформ для пассажиров общественного и индивидуального транспорта, трассы для транзитных пешеходов, участки зеленых насаждений и площадки отдыха посетителей центра, площадки для сезонной торговли;
· транспортно-хозяйственной, включающей площадки для подъезда общественного транспорта, площадки для автостоянок легкового и грузового транспорта, площадки для грузовых подъездов и трассы для транзитных проездов;
· зоны застройки, включающей площадки под зданиями и резервные площади для развития центра.
Основной пешеходный уровень объединяет универсальные магазины, универсамы, специализированные магазины и салоны, экспресс-закусочные и другие объекты.
Рестораны, кафе, предприятия службы быта, различные конторские и другие реже посещаемые предприятия и учреждения располагаются в стороне от основного потока посетителей, выше или ниже главного пешеходного уровня и сообщаются между собой с помощью вертикальных пешеходных коммуникаций-лестниц, пандусов, лифтов, эскалаторов.
Архитектурная композиция общественно-торговых центров