Масляная система предназначена для приёма, хранения, очистки и подачи масла к потребителям. В состав масляной системы входят: цистерны, маслоперекачивающие насосы, оборудование для очистки(фильтры, сепараторы), подогреватели и система трубопроводов с арматурой и КИП.
На суднах проекта 1743 установлены: одна цистерна запаса масла вместимостью 3 м³, она цистерна отработанного масла вместимостью 2 м³. Два маслоперекачивающих насоса марки ШФ8-25-5,8/3-5, и один масло- топливозачистной насос марки ШФ5-25-3,6/4-5. Два сепаратора масла марки СЦ-1,5/II-ОМ4, производительностью 1500 л/ч.
Каждый двигатель должен иметь независимую масляную систему.
Вместимость цистерн определяется:
Запасных:
;
Циркуляционных (маслосборников):
Для тихоходных главных дизелей:
;
Для быстроходных вспомогательных дизелей:
Расходных(или сепарированного масла):
;
Сточных и отстойных:
;
где: – удельные эффективные расходы масла главного и вспомогательного двигателей, кг/(кВт∙ч);
- удельная масса масла в сточных цистернах или картерах двигателей, принимаемая равной для тихоходных дизелей 2,7 кг/кВт, быстроходных – 2,95 кг/кВт;
|
|
- плотность масла, принимаемая равной 900 кг/м³;
- суммарная вместимость маслосборников или картеров главных и вспомогательных двигателей, м³;
Запасных:
м³;
Циркуляционных(маслосборников):
Для тихоходных главных дизелей:
м³;
Для быстроходных вспомогательных дизелей:
м³;
Расходных(или сепарированного масла):
Для главных дизелей:
м³;
Для вспомогательных дизелей:
м³;
Сточных и отстойных:
м³;
При наличии двух и более главных двигателей резервный масляный насос для каждого из них не требуется. Подача резервного насоса должна быть не менее подачи основного насоса.
Подача резервного циркуляционного насоса в м³/ч определяется:
;
где: - доля теплоты, отводимая маслом, принимаемая равной для тихоходных дизелей 0,05÷0,07, быстроходных – 0,07÷0,08;
- теплоёмкость масла, принимаемая равной 2÷2,2 кДж/(кг∙К);
- разность температур масла на входе и на выходе из дизеля, принимаемая равной 6÷15ºС.
Для главных дизелей:
м³/ч;
Для вспомогательных дизелей:
[В. А.5] Подача маслоперекачивающего(для заполнения расходных цистерн)
м³/ч;
Вывод из раздела: Необходимо увеличение цистерны запаса масла с 3до 5,2 м³. Маслоперекачивающие насосы и сепараторы оставляем без изменения.
Система водяного охлаждения:
Система водяного охлаждения предназначена для отвода теплоты от втулок цилиндров, крышек цилиндров, смазочного асла, газовыпускного коллектора у крупных дизелей без наддува и других механизмов ЭУ.
|
|
Подача насосов в м³/ч определяется:
Внутреннего контура:
Внешнего контура:
;
[В. А.6] где: – доля теплоты, отводимая водой, принимаемая равной для тихоходных дизелей с наддувом 0,12÷0,17, быстроходных – 0,15÷0,20;
и - теплоёмкости пресной воды внутреннего контура и забортной воды внешнего контура, равные 4,19 и 3,98 кДж/(кг∙К) соответсвенно;
и - плотности воды внутреннего контура и забортной воды, равные 1000 и 1020 кг/мг соответственно;
и - разности температур воды во внутреннем контуре на выходе и входе в дизель и во внешнем контуре на выходе и входе в холодильник, принимаемые равными 10÷12°С и 15÷25°С соответственно.
Внутреннего контура:
Для главных двигателей:
м³/ч;
Для вспомогательных двигателей:
м³/ч;
Внешнего контура:
Для главных двигателей:
м³/ч;
Для вспомогательных двигателей:
[В. А.7] м³/ч;
В целях унификации обычно принимают , т.е. принимаем подачи насосов внешнего контура.
Расчёт и выбор марки насоса проводится для систем внешнего контура для главного и вспомогательного двигателя.Насосы внутреннего контура поставляются вместе с двигателем, так как крепятся на его корпус и приводятся в движение от коленчатого вала.Расчет мощности насоса производится по формуле:
;
Для главных двигателей:
;
Для вспомогательных двигателей:
;
Поверхность охлаждения в м² водяного холодильника для главного и вспомогательного двигателей:
;
где: – общий коэффициент теплопередачи от воды к воде, равный для трубчатых холодильников 0,58÷0,82 кВт/(м²∙К), пластинчатых - 1÷1,16 кВт/(м²∙К);
– среднелогарифмическая разность температур для противоточных холодильников, °С;
и - температуры воды во внутреннем контуре на выходе из дизеля и холодильника, принимаемые равными 75÷90°С и 65÷80°С соответственно;
и - температуры забортной воды на входе и выходе из водяного холодильника, принимаемые равными 30÷32°С и 45÷50°С соответственно.
°C;
Для главных двигателей:
м²;
Для вспомогательных двигателей:
м²;
Вывод из раздела: Из полученных расчётов принимаем для главных двигателей охлаждающие насосы внешнего контура марки НЦВ 25/20 с подачей 20 м³/ч.