Модель восприятия и понимания речевого высказывания по Л.С. Цветковой

Модель восприятия и понимания речевого высказывания по Л.С. Цветковой.

В этой модели отображены обе стороны речевосприятия: и процесс восприятия, и процесс понимания. При этом собственно восприятие трактуется как выделение и узнавание знаков языка, процесс выделения структурных компонентов речи.

Цветкова акцентирует внимание на наличие мотивационной сферы. У каждого человека имеется личное отношение к предмету речи, и эта личностная направленность обеспечивает более глубокое проникновение в смысл услышанного.

По Цветковой, процесс восприятия имеет три взаимодействующих уровня.

1. сенсомоторный. Обеспечивающий собственно восприятие (прием) речи.

Он включает

· восприятие и анализ акустико-артикуляторных признаков звуков

· дифференциацию звуков по основным признакам, включая сличение их с «моторными» образами-эталонами

· установление фонемного состава

· анализ междусловных пауз

· анализ ритмико-слоговой структуры организации речи

Т.о., этот уровень включает анализ акустической, кинестетической и кинетической организации воспринимаемого сообщения. Итогом его является выделение из огромного потока отдельных слов или целых словосочетаний.

2. лингвистический (лексико-грамматический). Обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения.

Он включает

· звено фонемного анализа выделенных из звукового потока слов.

· звено оперативной слухоречевой памяти

· звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи (перешифровка грамматики в значение).

Эти звенья осуществляются посредством следующих операций:

· Выделенный звукокомплекс соотносится с хранящимся в памяти эталоном и устанавливается его значение.

· анализируется слоговая структура и морфемная организация.

· Актуализируются все значения, хранящиеся в памяти, и происходит дифференциация значений услышанных слов

· Выделенные слова удерживаются в оперативной памяти и составляются в устойчивые словосочетания

· Определяется общее значение целых словосочетаний, прежде всего предикативные пары: (S – P, S - Ob)

· Соотносятся эти общие значения между собой и слушающий выходит на общее (предметное) значение всего высказывания

· Выделяется система отношений, скрытая за определенными грамматическими конструкциями.

· Используется долговременная и кратковременная память для анализа общего значения всего предложения.

Результатом деятельности восприятия на лингвистическом уровне является понимание фразы как сообщения о каком-то факте или явлении окружающей действительности.

2. психологический уровень. Осуществляется на основе «вторичного» смыслового анализа воспроизведенного в языковом плане высказывания. Обеспечивает понимание глубинного смысла, скрытого подтекста, установление мотивации говорящего.

Осуществляются посредством следующих операций:

· Анализ интонации и стилистики высказывания

· Сопоставление с жестами и мимикой говорящего

· Анализ смысла в контексте предшествующей речи

· Оценка личности говорящего

· Анализ ситуации речевого общения

В результате такого полифакторного анализа слушающий понимает мотивы и цели речевой деятельности говорящего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: