Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Чтобы сегментирование приносило пользу, сегменты должны обладать следующими характеристиками:
1. Измеримость. Должны существовать способы и средства измерения размера, уровня покупательской способности, а также других характеристик сегмента;
2. Доступность. Насколько легко сегменты подаются охвату и обслуживанию?
3. Существенность. Рыночные сегменты должны быть достаточно велики и прибыльны для того, чтобы стоило заниматься их обслуживанием;
4. Отличаться от других. Сегменты должны иметь ярко выраженные отличительные черты, а их представители – по-разному реагировать на различные элементы маркетингового комплекса;
5. Пригодность. Для привлечения и обслуживания соответствующих сегментов необходимо разрабатывать эффективные программы.
Выбор целевых сегментов – процесс оценивания привлекательности каждого из сегментов рынка и выбора одного или нескольких сегментов, которые намерена обслуживать данная компания.
Целевой рынок – совокупность покупателей, имеющие схожие нужды или общие характеристики, которые компания намерена обслуживать.
Фирме необходимо решить:
o сколько сегментов следует охватить;
o как определить самые выгодные сегменты.
Существует четыре варианта охвата рынка:
1. недифференцированный маркетинг;
2. дифференцированный маркетинг;
3. концентрированный маркетинг;
4. микромаркетинг.
Недифференцированный маркетинг означает, что компания решает выйти на весь рынок с единственным предложением, игнорируя различия между сегментами рынка.
Дифференцированный маркетинг означает, что компания принимает решение ориентироваться на несколько сегментов рынка и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение.
Концентрированный маркетинг означает, что компания стремиться к охвату большой части одного или нескольких субрынков.
Микромаркетинг означает практику приспособления товаров и маркетинговых программ к особым вкусам отдельных людей и лиц, проживающих в определенной местности.
Позиционирование товаров на рынке – принятие мер для того, чтобы продукт, выпускаемый компанией, занимал четкое, особое и желательное место по отношению к конкурирующим продуктам в сознании целевых клиентов.
Позиционирование товара – это способ, в соответствие с которым потребители идентифицируют тот или иной товар по его важнейшим характеристикам.
Позиция товара – место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами.