Общий принцип развития всех внутренних функций: переход от экстрапсихического к интрапсихическому (интериоризация). Полемика Л.С. Выготского с Ж. Пиаже: формирование внутренней речи в процессе индивидуализации психики ребенка / эгоцентризм детской психики и ее постепенная социализация. Формирование внутренней речи в онтогенезе в процессе интериоризации внешней речи: первичное формирование внешней речи, выполняющей социальную функцию речи для других; функциональная дифференциация внешней речи → появление эгоцентрической речи (внешней по форме, но внутренней по функции) → переход эгоцентрической речи во внутреннюю речь. Специфика эгоцентрической речи: коллективный монолог, иллюзия понимания, вокализация. Структурные изменения эгоцентрической речи в онтогенезе (в возрасте приблизительно от трех до семи лет). Генетический метод исследования внутренней речи.
Обратите внимание!
1. Смотрите требования к содержанию конспекта седьмой главы из книги Л.С. Выготского «Мышление и речь» ниже.
|
|
2. Подготовьте дифференцированный анализ каждого из трех экспериментов, проведенных Л. С. Выготским по следующему плану:
– цель эксперимента;
– исходная гипотеза;
– методика проведения эксперимента;
– описание результатов;
– интерпретация результатов эксперимента.
3. Какой общий вывод сделал Л.С. Выготский в результате экспериментального исследования эгоцентрической речи.
Литература:
Выготский Л. С. Мышление и речь. Глава 7: «Мысль и слово». – Конспект.