Адаптивный (директивный) и развивающий (активизирующий) подходы, их краткая характеристика, достоинства и недостатки

Директивная профконсультациядиагностическая и воспитательная.

В ходе диагностической профконсультации происходит изучение св-в Л чел-а, выявление требований предъявляемых к чел-у профессией. Клиенту рекомедуется та профессия, которая наиболее соответствует его способностям.

Недостатки: не учитывается динамичность рынка труда, не учитывается индивидуальность, т.к. в ходе проф.развития чел-к может меняться.

Воспитательная консультация основана на бихевиористических представлениях. Считают, что чел-а можно обучить любой профессии, нужно только правильно подобрать методы проф.обучения.

Недостаток – не учитываются знания диффенциальной ψ, т.к.существуют малоизменяющиеся индивидуальные различия.

Недирективной профконсультация делиться на:

психоаналитическую,

гуманистическую

активизирующую или развивающую.

Психоаналитическая. Гл.принцип – полный отказ от приемов самовоспитания и саморазвития. Принять себя таким какой есть.

Гуманистическая. Применяется метод свободных высказываний о себе и своих проблемах. Это позволяет осознать проблему и принять решение клиенту самому.

Минусы – как и аналитическая ψ требует большого количества времени, часто предмет профконсультации теряется уступая место проблемам Л.

Активизирующая или развивающая.

Гл.принцип – активизация процесса профессионального самоопределения. Если речь идет о выборе профессии, то гл.момент – смещение акцента с выбора профессии на подготовку к этому выбору.

Психолог дожжен дать понять клиенту что только тот выбор является обоснованным, который он сделает сам, самостоятельно и осознанно.

Типы профконсультаций: справочно-информационная, медицинская, диагностическая, развивающая, их основные цели и задачи.

С. С. Гриншпун выделяет несколько типов профконсультаций:

диагностическую, предусматривающую психологическое изучение личности оптанта;

медицинскую, учитывающую в первую очередь состояние здоровья человека;

справочно - информационную, направленную на обогащение знаний учащихся о мире профессий;

корректирующую, предназначенную для приведения в соответствие профессиональных намерений и наличных психологических и физиологических возможностей консультируемого;

формирующую, направленную на активизацию собственной позиции школьников в профессиональном самоопределении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: