Восприятие и понимание речевого высказывания. Понимание смысла сложного сообщения

Человеческое восприятие всегда сугубо индивидуально. Восприятие речевого высказывания яркое тому подтверждение. Результатом восприятия речевого высказывания является понимание. Благодаря восприятию и пониманию речи окружающих возможно общение. Довольно часто приходится наблюдать, когда несколько слушателей из одновременно услышанного высказывания получают для себя несколько различную информацию. Каждый из них несколько иначе, чем другие слушатели, понимают говорящего.

Особенно ярко индивидуальность восприятия речевого высказывания проявляется в детском возрасте. Не редко случается, что дети слушают объявление учителя все вместе, а потом начинают спорить, о чем же им было сказано. Одни дети могут дольше полноценно воспринимать речевое высказывание, другие теряют нить рассуждения довольно быстро и бывают не в состоянии понять, о чем говорит взрослый. Наиболее уязвимым восприятие речевого высказывания бывает у детей с различными нарушениями речи. Восприятие речевого высказывания для любого человека будет неполноценным, если слушатель сталкивается с определенным количеством слов, ранее ему незнакомых, и не может по смыслу высказывания догадаться об их значении. Восприятие речи притупляется при снижении мотивации к получаемой информации, при утомлении, при плохом самочувствии. Взрослым достаточно вспомнить свои ощущения на долгих неинтересных совещаниях или собраниях. Восприятие речи у любого ребенка снижается на уроках, когда сам ребенок бывает пассивным слушателем, а говорит в основном один учитель или ученик. Уроки-лекции в этом отношении имеют самую низкую эффективность в начальной школе.

Речевое высказывание воспринимается лучше, когда: оно четко, разборчиво, выразительно, эмоционально; доступно для осмысления, понимания, анализа, слова понятны, а синтаксические конструкции просты; не растянуто, емко; слушатель имеет возможность выразить свое отношение к услышанному; восприятию речи помогает зрительное восприятие, тактильные ощущения, двигательное, жестовое сопровождение и др.

Понимание смысла сложного предложения (по Лурии). Понимание текста не ограничивается пониманием лишь его поверхностного значения. Уже в относительно простых речевых высказываниях или сообщениях наряду с внешним, открытым значением текста есть и его внутренний смысл, который обозначается термином подтекст. Он имеется в любых формах высказываний, начиная с самых простых и кончая самыми сложными. Даже простое восклицание «Уже десять!» может обозначать не только указание на время, но и иметь другой смысл: «Ой, как поздно, мне уже пора уходить» или «Ой, как быстро течет время!».

Остановимся на ряде специальных случаев, когда понимание подтекста является особенно важным. Существуют, такие специальные формы высказывания, в которых подтекст, или внутренний смысл, обязательно присутствует. К ним относятся, например, выражения с переносным смыслом: выражение «золотые руки» вовсе не означает, что руки сделаны из золота, его смысл — «человек, который умеет все хорошо делать»; выражение «железная рука» также имеет не прямой, а переносный смысл непреклонного, волевого человека; «Глаголом жги сердца людей», означает пробуждать в людях сильные чувства и т. д. Аналогичное семантическое строение имеют и конструкции сравнений: «Его характер был, как сталь», «Ее глаза были, как бездонные, озера», «Она была, как стрекоза» и т. д.— все эти выражения имеют переносный смысл, который нужно понять, абстрагируясь от непосредственного прямого значения фразы. Легко видеть, что этот смысл включает элементы эмоциональной оценки. Наконец, специальной формой высказываний, в которых вся суть заключается в переносном смысле, являются пословицы. Пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами» говорит вовсе не об избе и пирогах, но об отношении внешнего вида и внутренней сути. Для понимания пословиц необходимо прежде всего отвлечься от непосредственного предметного значения каждой из них и заменить его анализом внутреннего смысла пословицы. Поэтому метод анализа переносных смыслов и метод понимания пословиц стал использоваться в психологии для изучения доступной испытуемому глубины прочтения текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: