Модели порождения высказывания и общая характеристика этапов порождения

Стохастические (вероятностные) модели порождения речи.

Стохастические теории коммуникации в общем случае предполагают, что множество элементов сообщения может быть представлено при помощи распределения

1) Простейшая из таких моделей есть такая, которая способна порождать цепочку элементов, каждый из которых имеет собственную вероятностную характеристику (т.е. появление каждого из этих элементов не зависит от появления предыдущих). Но такая модель совершенно не способна обеспечить что-то даже отдаленно похожее на связную речь. В подобной модели в качестве основной единицы выступает не отдельный элемент (например, фонема или слово), а определенная последовательность элементов (например, цепочка из 4 слов), и моделируется вероятностная характеристика появления именно последовательности элементов.

Имеется огромное количество экспериментов, в которых показано, что процесс порождения речи обязательно предполагает в той или иной мере использование вероятностного принципа. Например: нужно было заполнить пропуски в тексте типа: Ле-ал о-ел, ле-ал он среди -орных -уч и с-ал... В зависимости от того, как начинал испытуемый заполнять пропуски (лежал осел - летал орел), он соответственно заполнял и все остальные.

2) вероятностные модели с конечным числом состояний. Это любая модель, в которой в качестве элемента выступает грамматический класс (например, часть речи) и определяется характер зависимости между последовательно появляющимися грамматическими классами. Особенно часто исследуются вероятностные зависимости между словами разных грамматических классов, выявляющиеся в словесном ассоциативном эксперименте

3) По Осгуду, процесс порождения речи осуществляется параллельно на нескольких уровнях по собственным закономерностям каждого уровня, причем закономерности распределения единиц высших уровней учитывают закономерности распределения единиц низших уровней.

1 уровень мотивации. Единица – предложение (высказывание)

2 уровень, семантический. Единица в процессе кодирования– функциональный класс или фразы, т.е. простейшие элементы связной речи, отвечающие единым и далее в момент речи неразлагающимся представлениям.

3 уровень последовательностей. Единица – фонетическое слово.

4 уровень, интеграционный, Единица слог (кодирование) и фонема (декодирование).

Итак, вероятностные модели работают только на взаимоотношениях отдельных слов в процессах порождения связной речи, для моделирования грамматической стороны речи они в принципе не применимы. Это касается и грамматик с конечным числом состояний.

Модели непосредственно составляющих (НС).

Вводится так называемая операция деривации, т.е. последовательной подстановки на место более крупной единицы потока речи двух компонентов, из которых она состоит.

Например: Талантливый художник пишет интересную картину, мы берем предложение как целое и заменяем его сочетанием <именная группа + группа сказуемого>. Далее мы так же <разлагаем> каждую из этих групп на составные части: <талантливый + художник>; <пишет + (интересную картину)> и далее <интересную + картину>.

Важнейшее отличие грамматики НС от грамматики с конечным числом состояний состоит в том что порождение не только за счет последовательного появления компонентов, но и за счет их так называемого <расширения>.

Модель абстрактной грамматикой языковой активности (Ч.Осгуд). Главная мысль новой модели - в том, что процесс речепорождения напрямую связан с неязыковыми (когнитивными) факторами, в частности, с непосредственно воспринимаемыми актантами (участниками описываемой ситуации)

Модели на основе трансформационной грамматики.

Это в основном модели, опирающиеся на подход Н.Хомского и разрабатывавшиеся в рамках психолингвистики второго поколения.

4 компонента:

- синтаксический (включает в себя 2 звена: лексикон и правила соотнесения лексикона с грамматической структурой) Так, слово играть сначала отождествляется как глагол, затем как непереходный глагол, а затем получает семантическую интерпретацию.

- семантический. На этом уровне чел выбирает подходящие значения. Например, в слове интересный будет <запрещена> тропа, ведущая к смыслу <хорошенький, миловидный>, так как в слове картина нет признаков <человек> и <женщина>.

- фонологический. Фонологический компонент тоже служит для интерпретации результатов действия синтаксического компонента, но уже не на <глубинном>, а на <поверхностном> уровне.

- прагматический. Наконец, прагматические правила - это правила соотнесения грамматической структуры с контекстом (ситуацией)

Когнитивные модели.

Применительно к психолингвистике когнитивный подход - это такой подход, при котором мы изучаем роль познавательных процессов в речевой деятельности.

1) Концепция понимания речи у У.Кинча основывается на идее пропозиций. У него пропозиция состоит из предиката (таковым может являться глагол, прилагательное, наречие и некоторые другие) и одного или нескольких аргументов (обычно это существительные). Ведущая роль принадлежит предикату. Таким образом, высказывание представляется как система пропозиций, а так называемые <правила согласования> организуют эти пропозиции в своего рода семантическую сеть. Наконец, в структуру модели У.Кинча входит так называемая «целевая схема», определяющая, что более, а что менее существенно для читателя в процессе понимания текста, восстанавливающая пропущенные умозаключения и вообще определяющая содержательную <макроструктуру> высказывания на глубинном уровне. У.Кинч предполагает, что в основе оперирования компонентами высказывания при его понимании и интерпретации лежит некоторое абстрактное представление о содержательной структуре ситуации, на которое как бы накладывается система пропозиций.

2) модель И.Шлезингера. В основе порождения речи лежит система простейших семантических пар. Например, в основе высказывания У Мэри был ягненок - представление о семантическом соотношении <владельца> и <имущества> Эти взаимосвязанные содержательные характеристики И.Шлезингер называет < протовербальными элементами> Далее к ним прилагаются 4 вида правил реализации:

1. реляционные правила, приписывающие каждому протовербальному элементу грамматическую и фонологическую характеристику;

2. правила лексикализации, выбирающие нужные лексемы;

3. правила согласования (например, определяющие согласование по числу взаимосвязанных синтаксических компонентов);

4. интонационные правила.

Кроме того, И.Шлезингер вводит понятие < коммуникативного взвешивания >: соответствующий компонент модели определяет, какой из компонентов предложения является коммуникативным центром (логическим субъектом, темой, фокусом). Наконец, он говорит о том, что <за> протовербальными элементами стоят совсем уже невербальные когнитивные структуры, из которых и получаются протовербальные элементы.

3) Модель Ч.Осгуда. Он тоже опирается на идею базисных <естественных> когнитивных структур как основы для порождения и восприятия высказываний. По его мнению, эти когнитивные структуры образуются благодаря взаимодействию языковой и неязыковой информации. Чем ближе поверхностная структура соответствующего предложения к этим когнитивным структурам, тем легче оперировать с предложением, тем более оно <естественно>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: