Место летописи в системе жанров древнерусской литературы. Принципы древнерусского летописания: погодная запись как структурная единица.
«Повесть временных лет» как образец летописного жанра: особенности концепции историзма, своеобразие композиции, специфика основных образов. «Повесть временных лет» как древнейший летописный свод. История формирования. Проблема трех основных редакций. Зарождение «первичных» жанров (житие, хождение, повесть и т.д.) и принципы связи между ними. Композиция. Круг основных идей «Повести временных лет» как ранней летописи и его значение в истории страны и формировании исторического сознания народа. Особенности построения образов князей.
Становление концепции человека как «образа и подобия Божьего». Влияние переводной литературы (болгарской и византийской). Роль митрополита Илариона в становлении древнерусской книжности периода Киевской Руси. «Слово о законе и благодати» как образец ораторского красноречия (эпидектики) и как образец жанра. «Слова» Кирилла Туровского как продолжение традиции.
|
|
Идейно-художественные особенности дидактического красноречия. Жанровое и идейное своеобразие «Поучения…» Владимира Мономаха. Основные нравственные, политические и философские идеи «Поучения». Образ идеального правителя как достойного христианина. Композиция «Поучения»: родовидовая, жанровая и стилевая специфика отдельных частей.
Апокрифы в древнерусской литературе. Маргинальность апокрифов в системе жанров древнерусской литературы. Особенности поэтики и бытования апокрифов в древнерусской литературе («Хождение Богородицы по мукам»).
Житийный жанр в древнерусской литературе. Агиографический канон и его основные черты. Место жития в системе жанров. Типология житий: мученическое (мартирий), преподобническое, князя-воина, юродивого, праведного и т.д. Своеобразие житий на раннем этапе.
«Сказание о Борисе и Глебе» как первое оригинальное житие и первый древнерусский мартирий. Принципы построения образов князей-мучеников. Черты раннего психологизма в житии и стилевое своеобразие. Значение включения жанровых образований (чудес и молитв). Роль библейских реминисценций. Проблема различных редакций.
«Житие Феодосия Печерского» как преподобнический тип. Образ главного героя: святой-подвижник как основной тип русской святости. Совмещение конкретно-исторического и религиозно-исторического в житии. Особенности композиции «Жития…». Своеобразие трехчастного конфликта.
Формирование жанра хождения в древнерусской литературе. «Хождение» игумена Даниила как образец жанра эпохи Киевской Руси. Особенности композиции: хронологический и географический принципы выделения частей. Традиционность образа повествователя. Стилевое своеобразие.