Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения

Особой группой активизирующих методов являются схемы ана-Л'Ш и самоанализа ситуаций самоопределения (см.: Пряжников Н. С, '991). С одной стороны, эти схемы могут выступать как некото-Pi>ie теоретические модели, а с другой — как самостоятельные

Чряжн

методики. Психологический смысл их использования закл* ется в возможности максимально обобщенно рассмотреть щ более сложные вопросы, связанные с принятием решения планированием перспектив развития самоопределяющегося ловека. По сравнению со многими другими формами раС схемы позволяют сложное представить в простой и понят (наглядной) форме. Но некоторые схемы (например, ценнс но-нравственного плана) применять следует в ненавязчи! форме. Лучше даже просто иметь их в своем арсенале и испс зовать только тогда, когда без схемы рассмотреть какой-то ный для учащихся (или для клиента) вопрос не удается. Мол также специально создавать такую проблемную ситуацию, да у учащихся появится желание самостоятельно построить которую обобщенную модель для рассмотрения интересую! их проблемы.

Общая логика практического применения подразумевает следующий порядок: 1) озадачивание подрс (создание мотивационной основы рассмотрения данного вог са); 2) краткое знакомство со схемой; 3) рассмотрение с помо! схемы нескольких типичных задач-ситуаций (лучше загото! ных заранее); 4) использование каждым подростком схемы (т ко после освоения схемы на задачах) для оценки собстве* ситуации (для самооценки).

К схемам общей оценки ситуаций самоопределения можно i нести: «восьмиугольник основных факторов выбора професси» по Е. А. Климову; схему уровней сформированное™ ЛПП; ся различения внешних и внутренних выборов; схему альтернат ного выбора и построенные на ее основе методики уточнения i бираемой специальности конкретных учебных заведений (см.: Г" ников Н.С., 1989, 1989а).

К методикам ценностно-нравственной оценки ситуаций < сятся: схема осуществления человека — по В.Франклу (1990);: ценностных ориентации; «нравственный перекресток»; схема i ципиального различения зависти и чувства справедливости; с* принципиального различения стереотипов: Труженика, Ле> Бездарности в игре «Три судьбы» (см.: Пряжников Н.С., И схема «расплаты и достижений» и др.

Для оценки и последующей коррекции взаимоотношений ] консультанта с клиентом (на случай реального непонимания мв ними) была разработана методика с несколько необычным| званием «ОтКронвение». Само название — «ОтКронвение указывает на то, что методика является модифицированны» риантом консультационной игры «Интрига», разработай| А.А.Кроником и Е.А.Кроник (1989). В процедурном плане вариант отличается от игры «Интрига» тем, что мы отказалиС громоздких карточек и весь ход игры отражается в специа


бланках. Методика используется только с согласия клиента. Проф-консультант и консультируемый по очереди оценивают свое от-ношение друг к другу по чувствам, степени воздействия и пони­манию, а также пытаются отгадать эти оценки, после чего рас-крывают свои записи в бланках и обсуждают их. В другом варианте методики «ОтКронвение» рассматриваются: оценка сложности проблемы клиента, уровень согласованности действий психолога и клиента, а также степень самообладания клиента в ходе кон­сультации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: