Заключение

Мы проанализировали теоретико-методологические основы профориентации, а также представили практический материал по организации и проведению групповых занятий с самоопреде­ляющимися подростками и клиентами на индивидуальных проф-консультациях. Основной акцент при этом был сделан на суще­ствующих проблемах в теории и практике профориентационной работы.

Как было показано в пособии, традиционные подходы в проф­ориентации, основанные на тестировании и выдаче рекоменда­ций о готовности к профессии (о возможной успешности в дан­ной деятельности), часто оказываются не очень эффективными, поэтому в целом неизбежен дальнейший поиск новых подходов. Ведь очень часто и прогнозы успешности на уровне обыденного сознания, и «научно обоснованные» прогнозы приводят к откро­венным конфузам. Например, бывшие двоечники оказываются выдающимися людьми, а отличники ведут себя недостойно в от­ветственные жизненные моменты.

В качестве перспективных можно выделить следующие зада-чи исследования профориентационной пробле­матики.

1. Торетический анализ и обобщение отечественного и зарубеж­
ного опыта профориентационной работы (психологии карьеры).

2. Разработка и апробирование наиболее эффективных систем
профориентационной работы на уровне отдельных предприятий
(включая и работу со школьниками), городов, регионов и всей
страны.

3. Разработка принципиально новых методов практической ра­
боты и профориентационного исследования, преимущественно
основанных не на попытках все и вся просчитать (самоопределе­
ние — слишком неформализуемое психологическое образование),
а на более простых и естественных подходах, более понятных как
клиентам, так и самим психологам-профконсультантам.

4. Разработка этических основ профориентационной работы.
Главная проблема здесь заключается в том, что реально в совре­
менном обществе все люди не могут быть одинаково прекрасны­
ми и благородными, все не могут заниматься лишь благородным



и творческим трудом: кому-то приходится выполнять и менее при-влекательные работы. Более того, ориентация человека лишь на самые лучшие образцы самореализации может отторгаться мно­гими людьми, и тогда такая «благородно» ориентированная проф^ ориентация может восприниматься как насилие над теми, кто не стремится к высотам духовного роста. Это получило название эко-| логического подхода в профориентации. Экологический подхс основан не только на праве человека делать выборы, с которым^ мы (как люди и как специалисты) не согласны, но и на известно» экологическом принципе, согласно которому лишь многообразий и оптимальное соотношение видов (в частности, видов и типо| людей) обеспечивают гармонию данной системы (в частности, щественной системы). Иными словами, в человеческом общест и дурак имеет право на существование, более того, право стат дураком также один из показателей свободы выбора. Поэтому ] альная этика профориентационной помощи не так проста и нальна, как иногда кажется.

5. Выявление и обоснование минимально необходимого пере^
ня профориентационных услуг, которые каждый человек долж«|
получать бесплатно и квалифицированно, а также перечня
луг, которые можно получать и в негосударственных консульт
тивных центрах. Это связано с тем, что любое уважающее
государство (и соответствующее руководство) должно быть о£
покоено тем, чтобы таланты граждан использовались на благо i
общества. А это означает, что полноценная профориентации
помощь — это не только личное дело каждого, это еще и важне
шая государственная (управленческая) проблема. И надо признат!
что сейчас в нашей стране эта проблема почти не решается. «Eel
ственный отбор» талантов в условиях стихийного «рынка труд
приводит к тому, что талантливые люди зачастую не реализу
себя полностью, вынужденные просто бороться за свое сущее
вание, и общество в целом пока не очень-то развивается. В
реального счастья нет. Хотя есть счастье, выставленное напо*

в чем-то очень фальшивое.

6. Разработка основ развития личности самого профконсульт
та и совершенствование на этой основе образовательных прог
(включая и программы повышения квалификации, и програ
дополнительного образования) для работы с психологами-щ
консультантами.

7. Постепенное перенесение акцента с подходов, орие*
ванных на способности человека (прежде всего, нигелле*
ные и коммуникативные), на подходы, в основе которых ле
приоритет морально-волевой готовности к реализации своих:
ненных и профессиональных планов. Ведь часто успеха достиг
не столько умные, сильные и красивые, сколько именно воле!
люди, а в основе настоящей (не декоративной) воли все-т


должна быть идея (смысл, благородная или просто великая цель). И проблемы здесь могут быть не только теоретические — на уров­не обоснования смены парадигмы профориентационной работы, но и практические, поскольку для многих клиентов, руководите­лей и «заказчиков» тема воли (да еще морально-волевой готовно­сти!) очень непривычная и болезненная.

8. Определение (уточнение) возможных критериев успеха в карьере. Неразработанность данного вопроса часто приводит к тому, что люди, особенно молодые, просто оказываются дезориентиро­ванными и в итоге стремятся к ложным идеалам. А последующее прозрение бывает слишком запоздалым. Сюда же можно отнести и критерии успеха для самих психологов-профконсультантов, ведь нередко именно они оказываются «сапожниками без сапог» — по­могая самоопределяться другим людям, сами нередко считают себя неудачниками (и дело не только в унизительной зарплате).

Для того чтобы подчеркнуть сложность обозначенных выше проблем, приведем в завершение слова Эразма Роттердамского: «Чаще побеждает тот, кого не принимали всерьез».



ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ fl


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: