Методика проведения свободного ассоциативного эксперимента

2. Испытуемым предлагется устно или письменно стимльные материалы.

Н-р даю слово стимул

1. Даю инструкцию: не Задумываясь сказать или написать любую реакцию. На данное слово, одну

3. Все полученные реакции статистически обрабатываются. Во-1х сосчитать что получилось в группе, во2х соотнести со словарями. Расположение реакций, по степени убывания индекса частотности. Если есть одлинаковые реакции в скобочках пишем количеество

4. Выделяем ядро и переферию поля. Зависти от реакции. Если индекс частотности 30 -то число ядерное. След напр 28 - тоже в ядро. Далее 16 - ближняя перефериия, 7 - дальняя переферия.

Может быть слоистая структура, а может быть ядро и переферия.

5.качественая интерпритация полученных реакций, по типам ассоциатов.

6. Гипотеза подтвердилась или непотвердилась. Если не подвердилась, то ошибка в инструкции.в случае чего, корректируем свою гипотезу

Н-р:

Сыр-мышь, запах, зеленый

Друг - собака, семье. В словаре ассоциаций ядро дружба, ближняя переферия, дальняя. Караулов: товарищ, враг, верный, хороший, мой...

(фраза для себя сам с собою тихо)

Герганов - словарь ассоциаций. София 1984 г.

Ассоциация это связь между некоторыми объектами и явлениями, кот основана на нешем личном. Субъективном опыте, этот опыт может совпадать с опытом той культуры к которой мы принадлежим, но всегда является сугубо личным. Укорененном в прошлом опыте конкретного человека, связан с физиологическим. С психологическим состоянием испытуемого. Но если нет когнитивной. Мыслительной патологии, в какой-то степени эти ассоциации пересекаются с представителями этого же социума. Связь между явлениями может быть условной или фактической. Н-р рисуем мы чаше карандашом, а пишем ручкой. Но мысль о рисунке чаще вызываюет ассоциацию с карандашом или красками, а воспоминание о процессе письма вызвает воспоминание о ручки. И эти фактич связи закрепляются в нашем сознании по мере появления жизненного опыта. Фактические связи закрепляются при приобретении жизненного опыта.

Ассоциативные процессы как феномены психики изучались с глубокой древности, до появления психолингвистики, для того, чтобы выявить ассоциативные связи, как они формируются и закрепляются. Н-р фрейд применил эту теорию к интерпритации сновидений.

Слово стимул в ассоциативном эксперименте выступает как импульс, заапускающий процесс активации мыслительных процессов в сети, и приводящий значительный участок этой сети в пердречевую готовность. В результате этого вербализуют один из узлов сети, находящихся в предречевой готовности. (караулов. Русский язык и языковая личность, кратко в предисловии к русскому ассоциативному словарю).

Качественная интерпретация полученной реакции по типам ассоциатов

Стиул - реакция

(ассоциаты)

Ассоциаты бывают 3х типов:

1. Парагматические - в псих смысле это слова одной ЧР со словом стимулом, отличающиеся от него не более чем одним семантическим признаком. (оба признаком должны быть. Друг собака не парадигматика!) н-р друг враг.

Виды:

-бывают в отношениях координации. Стимул и реакция отходятся на одном уровне абстракции: род-род, вид-вид. Родовидовые отношения, отношения синонимии (друг - товарищ), антонимии (враг друг), видовые отношения (сыр-сметана; яблоко-груша)

- отношения субординации. Когда стимул имеет большую степень абстрактности, чем реакция. Родовидовые отношения. Стимул родовое понятие, а реакия видовое. Н-р. Дерево - береза; молочные продукты - сыр; фрукт - яблоко;

-отношения суперординации. Это вид род. Стимул в меньшенй степени абстрактности, чм реакция. Н-р. Сыр - продукт; яблоко-фрукт;

2. Синтагматические - это слова принадлежащие к другой части речи и составляющие сос стимулом грамматически оформленное словосочетание. Друг-верный, хороший. Мой. Может быть та же ЧР, но другая словоформа - друг - детство (друг детства); друга (друг друга).

сыр -желтый

3. Тематические реакции - это такие ассоциаты. Когда стимул и реакция могут употребляться вместе, в рамках тематически ограниченного контекста, например предложения. Часто основано на явлении экстраклингвисти характера. Н-р: друг - управдом, сыр-дырка.

Ассоциаты можно классифицировать по другим основаниям:

- по форрмальным признакам:

1. Фонетическиетические реакции - это созвучные слова, сближаемые с стимулом по случайному созвучию. Парономазы.могут быть несимантизированными, могут быть семантизированными: мама мыла раму

2. Структурные ассоциаты - паронимы или однокоренные слова. Или слова с разными корнями, но одинаковой аффиксальной частью. Друг - дружба; котенок - бельчонок - зайченок;

После выделения типов ассоциатов.

Нодо выявить ассоциативные доминанты. Хначит надо сгруппировать все реакции, по какой-то идее, общего смысла, представить в виде номинации заголовка, предложения. Верный - хороший - положительно оцениваемые качества друга; плохой - подлость - предатель, враг - отрицательно-оцениваемые характеристики друга.. Брат - сестра -муж - осмысление друга через родственные отношеия. Подруга - мальчик - любовь - девушка -мишка - единственный -желанный - ассоциативная доминанта отношения интимной близости.

Первый - парта-детство - продолжительность, временные характеристики.

Ориентация на прецедент -тоже находят отраение в стереотипных реакциях.

Психолингвистика

Экзамен 1 вопрос теоретический

2 вопрос по первоисточникам Выготский. ЖИнкин, Психосемантика Петренко + еще 2= вопросы к каждой работе, конспектирование.

Конспекты обязательны.

На семинаре высокий балл - это облегчает жизнь

Третий вопрос - эксперимент, подготовленный спец вопрос.

По пропущенным темам доп вопрос.

Работаем в режиме лекции К, практики - воробъева

Курс авторский.

При конспектировании надо приводить примеры.

Литература - базовый учебник А.А. ЛЕонтьев. Основы психолингвистики - любое издание.

Учебник по детской речи Гридиной. Е.М. ФРумкина "Психолингвистика" - глава по экспериментам, билингвизм или двуязычие. Неплохи теории переключения кода. В.П. БЕлянин "Психолингвистика" - проблемы исследования художественного текста. И.Н. ГОрелов. К.Ф. СЕдов. "Основы психолингвистики" - для студентов и к это книжке "Психолингвистика в анекдотах".

Красных "Основы психолингвистики и теории коммуникации" - лекции (Коновалова не оч к ней)

Выготский жимкин петронко воронин - на кафедре. К ире сказать что первоисточники нужны.

Объект и предмет психолингвистики

Психолингвитика одна из самых молодых сфер языкознания, т.к. психолингвистика возникла в 1953 г. В свет вышла книга "Психолингвистика". В первой половине 20 в стоял вопрос об разработке искусственного интеллекта, вопрос о том, как поисходит научение языку, о том, как измерить интеллектуальные и речевые способности человека. В это время оч активно в психологии разрабатываются идеи измерения интеллекта.

Н-р почему учитель учит одинаково, кто-то владеет хорошо двумя видами письменности - слушание и говорение, но методика эти задчи не решает, решает психолингвистика

Как организован процесс восприятия вербальной и не вербальной информации - диагностируем и можем понять. Из ста процентов испытуемых, только 5 процентов не способно к обучению.

Что свидет о том, что наука сформировалась:

- объект, методология, теория.

Есть теория - монография, как она должна применяться в действии. Кроме того, есть свои методы. Есть словари - терминол минимум. Наличие справочной литературы - прикладное значение. Базовые ассоциат словари РАС (русский ассоциативный словарь) Ю.Н. КОрануов? 2ой словарь словарь ассоциативных норм руссккого языка А.А. ЛЕонтьев. ПРедставлены результаты экспериментальной серии носителей языка. Есть пробные словари: ассоциативный словарь фразеологии, детской речи.

В 53 г. Собрался семинар, в 54 г выходит книга. Но ам термин принят не сразу. В европейском и американском варианте она называется онтропологией. Н-р. Браун говорит что термин психолингвистика говорит о.... А.А. Заревская - а вы значит лингвопсихопат?

Эта наука возникла на стыке психологии и лингвистики как направление научных исследований, противопоставлоенная структурной лингвистике - Фердинант де Соссюр (язык характеризуеся как система чистых отношений, как структура существующая вне человека, отвлеченная от всего случайного - все что может проявляться в речевой деятельности).

Лингвистика изучает язык как систему знаков, из чего она состоит, и как знаки организованы мб собой. Языковая ссистема есть фонетич уровень, база для словобраз уровня, потом морфемный уровень, лексико-семантический, морфологический уровень, словосочетание предлож текст - синтаксич уровень. Все эти единицы объединятся отношением парадигматики и синтагматики, отношение сочетаемости.

Н-р парадигматика в фонетике гласные и шумные, по лабилизации.

Парадигматика есть на всех уровнях.

Язык это основное средство коммуникации, но личнсть организует этот процесс, а структурная лингвистика оторгает личность, т.к. Мешает изучить чистый речевой процесс. Т.к. Вносит свою интонацию, возраст влияет.

Психолингвистика возникла как направление противопоставленная от чистой лингвистики, нельзя отречься от говорящего, от личности.

Психолингвистика смотрит как субъект, говорящий строит свою мысль и находит свое отражение в речи.

Психолингвистика ставит вопрос, что значит знать язык и владеть языком? Дает ли постижение правил грамматики, лексики, законов звукового строя, считать, что человек владеет языком. В школе всех учать владеть языком, но компетенция разная. Говорим, я знаю язык, знаю правила пунктуации грамматики, владею ли я языком, нет. Для этого надо быть успешным коммуникантом: языковая компетенция, речевая компетеция (умение применять знания в речевой деятельности), есть коммуникативная компетенуия (умение достичь коммуникативной цели). коммуникативная компетенция не ограничивается этикетом (случай с турком), свидет о том что важен говорящий.

Объект психолингвистики - это механизмы речевой деятельности, т.е. Процессы речепорождения и речевосприятия, кот имеют общие моменты, но отличаются друг от друга.

Психолингвистика решает проблемы:

1. Каковы единицы речепорождения и речевосприятия. Как мыслим, думаем чем (словами - вербальное доминирует). Но в какой момент мысль оформляется в слово. Можем мыслить (рисунок дерева Коновалова дерево - береза, ель затем- мыслим образами еще)

Что такое круг или треугольник - показываем руками, рисуем. Мысли м в данном случае не словами от образов.

Духи отличаются - образ связанный с ощущением. возникает образ и знание связанные с ощущением.

Гладкое и шероховатое.

Речепорождение и восприятие не замыкается на слове.

2. Как происходит усвоение языка ребенком. Как формируется речь в онтогенезе. Почему дети по разному осваивают язык с разной успешностью (онтолингвистика теория происхождения языковой способности см Гридину - теория врожде идей и.тд)

3. Как соотносятся лингвистические и психологические единицы в речевой деятельности.

Л.В. Сахарный "Введение в психолингвистику" - реальные процессы функционирования языка, невозможно изучить, без изучения самого носителя языка, языковой личности.

Концепция Соссюра: четко разделяетс язык и реч, но они против по ряду характер язык - социален, речь - индивид, язык - постоянен, речь - изменчива. Надо прорваться через все индивид к системе чистых отношений.

В основе же псих лежит три фактора:

Сахарный ""три кита ПЛ"

1. Фактор человека

2. Фактор ситуации

3. Фактор эксперимента

Фактор человека обязателен не только для описания речи, но и для характеристики языка. Для Пл важен не абстрактный человек, некий носитель языка, а реальная языковая личность, с реальной динамикой памяти (примерно 5 единиц в памяти, 9 максимум). Н.А.Воробъева сборник Психолингвистичесе аспеты изучению реч деят вып 8 " Проблемы техники".

Орфоэпический словарь - границы дозволенного.

Возрастные особенности - человек разного возраста по - разному усваивает и владеет языком.

(инсотранный после 10 л то не такое овладение языком, как до 10 лет)

Соотносится с личным опытом

С социальной ролью н-р Толстый и тонкий. Берн. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры?

НАмерения, для чего мы вступаем в коммуникацию - успешность речевой деятельности. Вступаем в коммуникацию, чтобы получить информацию, можем с целью контакта

У нас всегда есть интенции, намерения, мы всегда для чего то встуаем в коммуникацию. Сам язык - образ мира конкретного народа, идет еще от Гумбальта. (дя эскимоса около 200т названий тюленя, у нас не так много, описываем конструкциями). Языковая личность не может рассматриваться в отличие от культуре (англоязычная лисночть, французскоязычная личность).

Языковая личность изначально понимается как синоним выражения человек-говорящий и рассматрение феномена сводилось к проблеме врожденного и приобретенного в структуре языковой способности - теория Н. ХОмски - выдвигал теорию языковой способности (ребенок склоняет существительные не знаком с правилами) есть другие модели человека. Языковая личность строится на том, что процесс овладения и пользовнию языком подвержен действию двух областей, с одной стороны область принуждения, а с другой область творчества, область свободы, инициативы говорящего - клод Ажешь. Первая область принуждения в зыков личности вкл систему языка и некоторые постоянные факторы (этническую принадл, мест рождения, возраст, пол, общественное положение). Вторая область творчества, креатива связана с возможностью проявления творческих интенций, заложена в варьируемости языка. Нр хочу выразить эмоциональную отриц характеристику лицо - нул маркированность, лик - высокое, рожа, харя, рыло - отрицательно-коннотатированное характеристика кот используем в разных ситуациях. Если недостаточно, то придумываем сами.

Караулов отмечает, что такой подход к пониманию языковой личности ориентирован на поиск предельно обобщенных универсальных черт, претендующих на объяснение языкового поведения личности, независимо от конкретной реальности бытования языка (Ю.Н. Караулов Русский язык и языковая личность).

Нельзя понимать языковую личность,как человека говорящего вообще и нельзя понимать языковую личность в отрыве от этнического своеобразия и специфики конкретного языка. То, что сязано с фактором человек. И фактор человека - зык и сознание, язык и мышление.

2. Фактор ситуации

Связан с тем, что это не только из речи фактор, но из языка. Речь в зависимоти от ситуации варьируется. Но и язык тоже: стилистическое расслоение единиц разных кровней вариативно, можеет использовать предложения с одинакковой структурой, стилистическим нополнением в разнных ситуациях, для выражения разных смыслах: АЧП и логическое выделение значимой информации. Нр Ты пойдешь сегодня в кино? Можем использовать с 4мя смыслами. Учет фактора ситуации, позволяет правильно интерпретировать содержание речи. Нр грибоедов чацкий с Софья Софья Я вам рада. ЧАцкий Однакож искренне кто радуется так? (невербальный знак опровергает вербальное сообщение). Еще одна пушка пива и я ухожу.

Но фактор ситуации понимать как ситуативный контекст слишком узко, это лбой контекст связанныйй с употребленим и порождением языковых единиц. Слово может приобретать значение, которое не отражено в словарях. (Выготский, примеры из художественных текстов. Нр. Стрекоза и муравей. Слово попляши в языке значение потанцевать. И нигде нет значения умри. Но муравей выгоняя стрекозу выгоняет на смерть. Выготский говорит, муравей говорит иди и умри).

3. Фактор эксперимента. Фактор кот обеспечивает надежгную эмпирическую базу, для доказательства гипотез в опоре на интуиции и рефлексию носителей языка. Мы включаем рефлексивный фактор и делаем выводы на будущее. И рефлексия помогает выявить психологическую реальность значения (у каждого говорящего на данном языке есть представление о значении единиц, эти значения отражены в словарях, но это не значит, что все они совпадают с личными) П пред знач единицы в сознании конкретного носителя языка, то как языковая личность воспринимает то или иное слово.

Есть экспериментальная методика шкалирования, ко тпозволяет установить разницу в значении синонимов. Они близки по смыслу, отличаются семантически или стилистически. (Каролов, для характеристики полного человека полный, располневший.. Метафоры бегемот) берем синонимический ряд и смотрит в каком случае полные проявление признака располневший, полноватый. Степень проявления признака пухлый, обрюзгший, пухлый.

Эксперимент позволяет исследовать то, что не поддаетс непосредственному наблюдению, например механизмы внутренней речи (см Жимкин).

Эксперимент исследует то, что реально представлено в сознании конкретного носителя языка.

психолингвистика обращена к исследованию механизмов речи, основное, что исследует, это речевая деятельность личности, надо исследовать какие-то характеристики речевой деятельности. В данной случае, говорим о том, что речь это тоже деятельность и она характеризуется всеми признаками деятельности.

Психологи говорят:

А) любая деятельноть предметна. Это направленность деятельности на внешний объективный мир. Когда ребенок играет, он играет с чем-то и во что-то. Речь направлна во внешний мир и обозначает все, что интересует.

Б) целенаправленность. У нас вседа есть цель в деятельности. Ребенок целеноправлено высыпает песок на ковер, чтобы посмотреть как это она делает

В) мотивированность. Это побуждение, импульс, начало. Когда разговариваем с кем тоЮ человек в смысле? - сначала интенцией было, а теперь просто так. В речи никогда ничего нет того, чего нет в мышлении.

Г) иеррархическая организация или фазовая организация деятельности. процесс речевого высказывания вкл несколько последовательных этапов: звено мотивации, звено формирования интенции, намерения. Формирование цели с которой я буду произносить это (поругаться. Избежать конфликта)

Следущее звено ориентировки - думаю как это сделать, н-р на английском, когда вспоминаем тему. И это обращение к предыдущему опыту. Дальше звено планирования - сначала расскажу об этом, потом об другом.

Звено реализации или исполнения плана.

И последнее звено конроля. Может быть реализовано мной, может быть собеседником. Контроль, кот ведет к корекции нового этапа. Возможна перекодировка и дополнение речи.

2. Единицами психолингвистического анализа явл речевые действия и операции, при этом максим единица речевой акт, а минимальные таки, дальнейшее разлождение которвх на более менлкие, не возможно без потери, деятельностных характеристик. Здесь используется речевая стратегия и речевая тактика. (это не только вербальные единицы. Но и невербальные - самых разных уровней).

3. В процессе речевой деятельности производится вероятностное прогнозирование, которое обусловливает ее стратегии. вероятностный прогноз можем наблюдать людей, кот заканчивают за вас предложения. И сответственно человек настолько сконцентрированы на вас, что знает, как вы говорите. Если есть вероятностный прогноз, то клишированность, стандартность мышления.

4. Речевая деят всегда с одной стороны алгоритмизирована. Задана условиями ситуации, а с другой эвристична, е стандартна, допускает различные пути аппелирования высказывания. И оттого какой путь выбираем, говорим, о разной речевой культуре личности. Между процессами порождения и восприятия речи, существует определенная аналогия, но эти процессы не тождественны.

В любой коммуникации есть Субъект 1 и субъект 2. Прежде чем получу надо информацию загрузить в сознанию. Я сказал, он услышал, обработал и отфильтровал информацию, ответил. зависит от того как информация подана, так она будет отрефлекирована. Пошла третья инормация, загружается в черный ящик сознания С1 и будем информация С4.

С психл т.з. любое сообщение дб избыточным.

Таким образом задачи психолингвистики - это моделирование и исследование процессов планирования речи, механизмов соединяющизх знания и использование языка, в частности алгоритмов восприятия речи и продуцирования, восприятия речи и механизмоф усвоения языка в ходе развитияяя ребенка.

Одним из важнейшим компонентов модели речевой деятельности является понятие языковой способности. ПОнятие язык способ и теории развития см в курсе онтолингвистика.

невербальная коммуникация и ее особенности

Мышление не толко вербально. Может быть и невербальной. Коммуникация соединяет вербальные и невербальные знаки.

Мысль о невербальности мышления:

1. Доказательство невербальности мышления, то, что можем перекодировать словесное высказывание в другие знаки: перескажи своими словами - в школе выучил парараф, но не знает о чем он. Переводирование - это элемент приобретения нового знания.

2. Припоминание забытого слова. Сформулировал мысль, но нет слова

3. Мы нне всегда можем подобрать адекватное слова в переводе с одного языка на другой.

Обучение скорочтению - сущность заключается в подавлении внутренней артикуляции для быстрого прочитывания.

Поэтому невербалика играет такуюже важнуб роль, как и вербалика. Соотносится в большес степени с фактором ситуации

Н Сообщение - это особый вид сообщения производимый без использования слов. Могут быть кодированы разными средствами:

1. с помощью выразительных движений тела, мимика. Жесты, позы - экспрессивное поведение личности.

2. С помощью звукового оформления речи - используется высота тона голоса. Громкость, скорость, ритмичность, интонации. Например что-то читаем медленно, а что-то скороговоркой.

определенным образом организованная микросреда, кот окружает человека. Она измеряется о3. бстановкой квартиры (что комфортно жителю данной квартиры), расстояние, на кот предпочитает говрить один чел с другими

4.Использование мат предметов, кот имеют символическое значение. Нр букет определенного типа. Когда судент приносят перед экзаменом букет цветов. Или хиджаб, платки у байкеров.

невербальная коммуникация это не только обмен знакрвыми сообщениями, но их интерпретация.

Помогает интерпретировать:

1. Могут быть восприняты как значимые, кот закреплены в соответствующей кудьтуре, с определенным значением. Нр. Говорим киваем как знак согласия.

2. Невербальные сообщения могут прочитываться только в рамках определенной ситуации. Вне ситуации они теряю свое значение. Нр устное высказывание, как правило однозначно, а невербалика многоплавна и она может быть интерпретирована по разному. как покашливание

особенности невербальной коммуникации

Невербальные сообщение называют речеподобной активностью. И от того, какие особенности она имеет, зависят смыслы невербальных знаков и особенности их интерпретации

1. Ситуативность. Смысл невербального сообщения понимается только в ситуации по принципу здесь и сейчас.

2. Синтетичность невербального сообщения, его трудно разложить на составляющие единицы, нужно прочитывать в ряду с невербальными и вербальными знаками.

3. Невербалика непроизвольно спонтанна и поэтому ей можно доверять больше, чем вербалике. Спонтанность определ механизмами действующими в подкорковой зоне, соответственно мы можем их контролировать лишь отчасти. За невербалику отвечает прав полушарие - эмоцион. Полиграфы - детекторы лжи. К левой половине тела - подключается больше всего датчиков.

Доверяют невербалики, больше, чем вербалике.

4. Невербальный "язык" усваивается путем копирования и подражания. Н-р мимика мамы у ребенка.

Блок информации:

Функции определяются и информацией, кот переается в роцессе коммуникаций, можем получить

-информ о личности - о темпераменте, эмоц состоянии, я образе, самооценке, личностных свойствах, коммуникативной компетенции. н-р. Если видим преобладание доминирующих поз, жестов - посмотреть сверху вниз; похлопывание по плечу; взгляд через плечо - уровень самооценки или эмоц состоянии. Можем выявить социал статус человке, н-р всю жизнь работал начальником и перестал им быть, вербалика производит жалостливое впечатление. Есть же руководители, у кот нет механизма рефлексии.

- отношнии участников коммуникации друг к другу. Социальная и эмоциональная близость говоорящих. Испытывают эпатию или нет, скрывают раздражение или спокойно общаются. Характер отношений - расположение или нет, динамика, жалание поддерживать разговор или прекратить общение. Н-р: поза исключ из разговора.

- отношение участников к самой ситуации. Разные неверь знаки кот свид о коммун, доверии или недоверии. Н-р ребенок, кот не умеет врать, закрывает рот руками, испуганые - глаза.

Функции невербальной коммуниикации:

1. Дополнение невербального сообщения. Невербалика делает речь более выразительной, иллюстрирует содержание. Жест может дублировать речь, поддерживать речевое высказывание. Н-р. Я рад тебя видеть и обнимаешь человека. Отношение конгруэнтности. Покупаем билет, подошла подруга кричит три билета, показывая на пальцах.

2. Функция опровержения вербального сообщения. Когда вербалика и невербалика находится в отношениях неконгурентности и невербалика полность противоположна тому, что говорится на словах. Н-р: не тольк жесты и мимика, но и просоидика - звуковые ритмич жесты. Вам интересно? - отводим глаза и говорим да. Вербалика одинак, неверб опровергает: в русской культуре воспринимают комплименты: как хорошо выглядишь. - да, я сам ничего. Ну, да. Косметику использвал.

3. Функция замешения. Когда невербалика замещает вербал сообщения слов нет, а невербалика выразительна и спомощью невербальных знаков можно показать то, что хотел сказать.

Н-р: спрашивают, а ты киваешь, издалека здороваемся - нам кивнули или помахали.

В "ПЛ в анекдотах" - анекдот про таксу. Это невербалика замещает вербалику.

4. Регулирование разговора. Регулирование вербалики. Иллюстрирует использование невербальных знаков для координации отношений между людьми. Н-р. Лекция, наступила перемена, но препод задерживает, а мы все складываем, показ на часы. Захлопывание выступающего - пора прекратить выступать.

основные каналы невербальной коммуникации

Н коммуникация осуществ с участием разных сенсорных систем (ударение на втор слог) зрение, слух. Обоняние, осязание. Основных каналов с помощью кот мы получае информ 4:

1. Акустический - вкл экстралингвистич характеристики6 паузы. Смех. В здох, плач. Кашель. + элементы просодики - сопровождение звуковое произносимого текста, мб темп, тембр, высота, громкость речи, и различные фонации. ХИзитация - заполнение пауз: э, мм, ну, типа, такой, тиипа, как бы. С одной стороны засаряют речь, но есть знаки свидет, что тест произносится не заученный. Общая идея есть, но походу складывается речь.

Темп речи в учебной ситуации дает опред информацию: записывем - лектор говорит медленно, нарочито диктуя. Ускоряет темп - для общего содерж.

2. Оптический - вкл 2 осн группы сигналов: выразительные движения тела или лица - мимиа, позы, жесты, походка, контакт глазами; физиогномика - строение частей человеческого тела: лица, черепа, туловища.

3. Кожно-тактильный канал. Это знаки, связанные с рукопожатием, поцелуями, похлопыванием, то. Что воспринимае ощущением кожи. н-р. В автобесе когда давк, кто то пытается освоб себе пространство

4. Вкусовой или обанятельный. Ольфакторный канал. М.б запах парфюма, косметики, запах пищи. н-р. Из-за детства, кога почувствовал плохой запах, потом ненавидит резкие запахи.

Каждое из средств невербальной экспрессии имет свою традицию и историю изучения. Сейчас можно найти разную литературу, связ с невербаликой н-р. Пол Экман "Обмани меня", серия книг "Страх", "Ложь", "Искренность", "Неискренность". серия Алана Пиза.. Словари российских авторов Санкт Петербургской школы, словари невербалики.

интерпритация невербальных знаков

Правая и левая половинка лица, контрольная и неконтрольная. при интерпритации эмоций нужно учитывать ситуации, во вторых свой собственны эмоций, т.к. Каждый замечает те имоции, кот испытывал сам.

В первую очередь интерпретируем контакт глазами - фактически выполняет регулирующую функцию. Н-р. Приходим в школу начинаем урок, устанавливаем контакт глазами или разговор, диалог, если отводят глаза - внимание рассеивалось, нак уйти от разговора.

Для интерпритации важен не сам взгляд. А частота фиксации взгляда на партнере и продолжительность фиксации. длительный взгляд глаза в глаза - интимность отношений, если следователь хочет получить информацию - пристально начинает смотреть, смотрят на переносицу. такой взгляд подобен прикосновению.

Можем говорить о физиолог объяснение, нельзя прикоснуться к ране предмету, тоже самое когда фисируем взгляд без согласия партнера - расцениваем как бестактность.

Если ребенок отвлекается можем посмотреть так, что не отвлечется.

Максим время фиксации на партнере не более 3х секунд, мягкое касание глазами. Поглаживание. В учебной деятельности это обратная связь.

Особенности поз и жестов.

Позы небезазличны для передачи какой-либо информации. Позы наиболее подконтрольны из всего остального. Можем заранее продумать позы. Кот сопровождают коммуникацию, когда идем на собеседование. На собеседовании не имею право закрываться.

Но невербалика генетически в большей степени задана.

Поза дает информацию о состоянии человека. Если никто не видит и идем с работы, поза показывает эмоциональное выгорание. В конце недели идет не так как на работу.

Все позы % на 3 группы:

(хотя человек может принимать более тысячи поз в тесении дня)

1. Позы вкл в ситуацию или исключение из него. Так называемые открытые или закрытые позы.

Правые и левополушарные мыслят по разному и действие выполняют по разному. Закрытые, сплетеные пальцы рук, ручку кручу, взяла телефон в руки - закрытие пространства.

Поза открытости: наклон в сторону собеседника, открытые ладони. Н-р человек на экзамене слушает как, когда чешет подпородок поза сомнения (нижняя часть лица), взял ручку - готовит вердикт.

2 тип. Поза доминирования. Или "нависание над партнером": похлопывание по плчу, рука забытая на плече, все позы сверху вниз. Н-р: указание, руку подает сверху.

3 тип. Позы противостояния. Сжатые кулаки, встать подюоченясь "руки в бока". Поза противостояния, мб связана с положением головы: когда человек смотрит из подлобья. Н-р: барьер за партой.

Жесты

Самый эффективный и популярный элемент невербалики. Движение рук или кистей рук, могут быть произвольными и ннепроизворльными, генетическими или приобретенными, типычными для данного человека или нехарактерные для него.

1. Описательно- изобразительные жесты. Которые сопровождают речь и вне речи теряют свой смысл.н-р: показ формы. Поймал такую рыбу - показывают руками. Сын приходит из школы и говорит у меня голова квадратная - не плачь (и гладит по квадрату).

2. Конвенциональные жесты - жесты приветствия, прощания, угрозы, привлечения внимания, оскорбительные жесты. Эти жесты понятны и без речи. Н-р. Иахаю рукой - знак приветствия. Фигура из трех пальцев - ничего не получишь.

3. Модальные жесты. Это жесты одобрения, сметения, неудовольствия, непонимания. н-р знак ок, в др культурах значение заткнись. Пожимание плечами - сомнение. Неуверенность.

Жесты неудовольствия - сидят и перебирают пальцами, постукивание пальцами;

4. Жесты ритуальные. Рукопожатие, битье по рукам в свадебном обряде, когда родители жениха и невесты договорились и бьют по рукам, когда человек крестится.

Жесты национально специфичны, многозначны и обязательно должны соотноситься с ситуацией (н-р жест закрытия кажется, а человек замерз).

В невербалику включается проксемика - это пространственная психология, анализирует закономерности пространственной организации общения. И влиянии территории, микросреды на характер общения. Четыре типа пространства:

1. Расстояние интимное от 40-45 см. Может иметь положительные характеристики - влюбленные, но интимное пространство есть и в случае драки - отриц. Сюда же относится ситуация толпы в общественном транспорте.

2. Личное пространство или личностное. От 120 см. Физический контакт не обязателен. Говорим о том, что это оптимальное расстояние для разговора.

3. Социальное растояние от 1,20 метров до 1, 50 м. Удобно для формального общения - начальник, подчиненный. видим в официал учрежд за стойкой сидит, стоит кто-л.

4. Публичное расстояние. Общение одного с множеством. Н-р: докладчик и аудитория.

Если говорим об учебном пространстве, то оно может меняься.

Выводы:

1. Невербальная коммуникация при интерпритации, должна учитывать уникальность знака. Т.е. каждый чел уникален

2. Возможно противоречие мд невербал сообщением и его психологическим смыслом. Невербалика может несоответствовать смыслу посылаемой собеседником. Н-р человек говорит и руками показывает отталкивания я и вы, направлена тыльная сторона ладони.

А может быть, что когда то были проблемы с речепорождением, и этим он показывает свою мысль, он наоборот пытается к вам приблизиться.

3. Способы неввербального поведения изменчиывы в зависимоти от ситуации.

Можем в опред сказать себе нет и координировать движения избегая артикуляции. Самые жестикулирующие - южане или экстраверты. Как правило много жестикулируют учителя, вкл разные каналы, чтобы донести инфрмацию. Изменчивость связана с контролем и рефлексией

4. Невербальная коммуникация, полифункциональна и знания ее правил и особенностей, составляет необходимый компонент коммуникативной компетенции говорящих. Можем говорить о компетенции, когда может декодировать и читать неверб знаки.

ФОНОСЕМАНТИКА КАК РПАЗДЕЛ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

ФОНОСЕМАНТИКА ЗАДАЕТ ВОПРОС, ОБЛАДАЕТ ЛИ КАЖДОЕ СЛОВО ЯЗЫКА ФОНЕТИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ, ИЛИ этим значением обладают особые слова типа звукоподражений. И вообще можно говорить о звуковых значений. Лингвистика говоря о значениях, выделяет морфему, (фонема - не перед значение) как миним значение.

Психолингвистика считает, что звук тоже обладает значением. Н-р в лигвистич плане кукарекать - лексич тип произношние, грам знач - действие. Звук кот произносит петух.

Для психолингвитиски звук отдельный, вне контекста имеет значение.

Фоносемантика - наука о значении звуков.

этим занимался Журавлев и Воронин (конспектировать). ЗВук тогда должно соотносится с лексическим.

1 тип:

Когда лексическое значение фактически равно фонетическому значению - примарно мотивированные слова. К ним относится звукоподражание, не только связанные с произвед звуком животных, это может быть и мотивация звуками природы - гром, треск. Лексическое значение у этих слов, фиксирует аудиальный, звучащий денотат. И соответственоо они примарно мотивировнные. В звукоподражания всегда звучащий аудиальный денотат.

2 тип соотношений. Звукосимволические слова. Слова, у кот связь между звуком и характером воспринимающего денотата, опосредованное. Денотат не звучит, он может быть визуалтный, тактильный, но не аудио. фонетическое значение дополняет, сопровождает ЛЗ. тогда звуковая оболочка слова воспринимается не как нейтральная, а как оценочная, подчеркивающая восприятие.

Подбор звукокомплексов, для обозначаемого оценочен, он отражает отношение для произносимого.н-р когда пугаем рубенка говорим ууу -как оглубленный угрожающий звук " ууу идет коза рогатая". В русском языковом сознании не принято использовать сочетание звука ф с гласнымы у и ы. И когда используется, это резко отрицательные: фу ты ну ты, расфуфыриться.

Куздра - агрессивнаяЮ залнеязычная, вибрант р, с сочетанием.... Воспринимаем как агрессивное существо. кудрячить - также неласковое.

Журавлев с Ворониным проводили серию экспериментов, показывая что в нашем сознании синесиезия - соощущение, комплексное восприятие объекта, с помощью разных модальностей (каналов восприятия). Соотносится с психологич каналами восприятиями. Этот феномен состоит в том, что впечатления соответствующие данному ращдражителю и специфисч для данных органов чувст сопровождаются дополнительными ощущениями, кот свойственны другому органу чувст.

Н-р: от уха, от глаза идет сложная система в мозг. Приложил руку на горячее - отдергиваем руку, мозгу поступила реакция. Сигнал от зрительного рецептора пришел в мозг, а с другой стороны получил вкусовое ощущение.

Говорим лимон -начинается слюноотделение, возникает картинка желтого цвета. Работают худ изобразит-средства: зеленая тоска, сладкая грусть.

Пушкин- вновь я посетил - шерохом ш - ш - словно листья. Ошушаем горячее, страстное ощущение. Этим можно аппелировать.

Из рречи ребенка, кот ощущает разницу в звучания: большой обезьян и маленький ибезьян.

Воробъев и журавлев провели экспремнет по различ звука и буквы.

Н-р: не задум ответить на вопрос О или И = о

Разные фонетические комплексы, соотносили не только по артикуляции, но и по цвету

Обозначить цвет звука:

А- красный,

И - синий,

Е - белый (зеленый)

Синестезия срабатывает на подкорковом уровне.

Третье соотношение ЛЗ и ФЗ. Когда ФЗ привалирует над ЛЗ. ЛЗ есть, но оно меньше ФЗ. Пародокс заключается в том, что фонетическое значение может приобретать слово, не облаадающее звукоизобразительными свойствами.

Шарль Боли (автор франц стилистики): при восприятии иностранного языка, мысль невольно преувеличивает музыкальный эффект и создает его там, где его на самом деле нет. Н-р. Франц язык берем слово stellon: камень,, сталь, кулон, тарелка, растение как лиия, трава, состав вагонов, столовый прибор, стелька для обуви, чай разновидность - все наши ассоциации. Увидели 2 стратегии ассоцирирование - выявление звукоеомплеекса, кот что то напоминает. Дальше звукоккомпл кот можно рассматривать как квазимарфемы - кулон. Второе напрвление аасциирование - это ассоциация по смежности - камень круг и холодные как звуки с, л, н. либо ассоциировать сттокого же типа словами, либо ассоциации по ощущению. А обозначает - жеребец.

Когда неизвестно, слово непонятно и когда пытаемся мотивировать внутрненюю форму слова.

Квази слова - слова кот на самом деле нет, их придумавают с разными целями, имена. И они нам понятны не только из-за структуры, но и из-за звучания.

звукосимволиз. Его суть и источники происхождения.

Звукосимволизм или символика звука - это регулярное не-произвольное, мотивированное фонетически, связь между звучанием слова и лежащим в его основе не звуковым не аустическим денотатом.

Нр я вижу это вызывае определ ощщения и я называю это. Так лимон - звучание отражает вкусовые ощущения.

Звукосимволические слова называются идеофоны. Это слова, кот особенно часто обозначают разоичные движения, цветовые явления, форму или размер объекта. Походку, мимику и т.д. И эмоциональное состояние еловека и общую оценку предмета или явления. Нр шершавый и гладкий - отражает тактильные ощущения. Говоря о походке говорим летит, несется, мчится - практически нет останавливающих, шершавых звуков. А гл переднего ряда, свистящие, сонорные.

Оценка к-л явления: ф, шк - рафуфырилась и пошкандряпила. Экспрессемы, кот не имеют денотативной отнесенности.

Слово бублик - не скжем, что длинное острое б-губно-губной - нечто округлое, гладкое.

Боб - кругкое. Используем огубленные звуки. Существуют методики опознования звукосимвол слов и критерии их выделения: (см Воронин)

Задание на след недели семинар по Воронину и Журавлеву! И начинаем с Журавлева.

Соотнош звука и смысла - уваж слово к лицу ли вамваша форма.

Звукосимволические слова. Фонетическая мотивированность может быть стертой, ослабленной. Когда современные носители языка не чувствует, не видит этой связи, но она выявляется с помощью фоносемантического анализа с привлечением этимологии.

Нр восприятие имени. Родители хотят чтобы имязвучало, сочет с фамилией. Программа в интернете ВААЛ - загружаем слова, и выдает фоносем потенциал имени, др вопрос реализ ли она.

Различают момент мотивирования и момент функционирования. Воронин говорит, в момент номинирования, называния все слова фонетически мотивированы. Потом может стираться в процессе употребления.

Звукосимволичные слова есть во всех языках мира.звукосимволика высокопродуктивна в процессе номинации. Но сами звукокомплексы могут иметь разную символику. И соответственно по разному оцениваться разными языковыми сознаниями. Н-р: рускоязык сознанияе, восточ словане не оценив положительно заднеязычные звуки.

В языках финоугорской и собенно тюрксой зыковых семей, групп рассматриваются как благозвучные.

Можно говорит счто звукосимвол имеет статичтический характер в соврем языках, т.е. можно посчитать. Н-р слово стол и стул 90% оценив положительно стол, нежели стул.

Различают субъективный звукосимволизм и обънктив. Субъектив - связь между звуком и значением в психике чловеа. А объектив - это связь между звуком и значением в языке.

В качестве психофизиол основы звукосимволизма, это явление синестезии - соощущение, в психолог плане это феномен восприятия, кот состоит в том, что впечатление соответствующие одному раздражителю, специфичны для данного органа чувств, сопровождаются другим, дополнительным ощущением или образом, представлением, характеным для другой модальности.

Нр. В мозге человека есть сигналы проход по органам чувств. Видим красный цвет и поднимается температура. Так ощущение связано с восприятием. ориентируясь на соощущения, находит выражение в словосочетаниях сладкая грусть, зеленая тоска. Махровая печаль

надо создавать комплексные ощущения: визуальные, движение -моторика и слуховой канал.

2компонент кинемика - это совокупность непроизвольных движений мышц, кот сопровождают движенья и эмоции.

Истоки звукосимволизма:

Исследование звукосмимволизма имеет древнюю истоиию, первые попытки объяснить праязык находи у древних грегов, школа стоиков, связь звкука сос мысла объеснятся подражанием звуком в широком смысле стоиками.

После др греков вопрос ставится и др. Ученми и средневековыми и М.В. Ломоносовым.

18-19 в шло в основном плане звукоподродательном и междометной теории языка. Одним из известных представителей является вильгельм фон Гумбольд.

Долгое время звукосимволизм расматривался как вненаучная парадигма. В 60х г 20 века - намечается тенденция, к глубокому изучению этого явления.

Звкуосимволизм исследов всязи с проблемой мотивир знака. 2х в рамках детской речи. Ребенок показывает, что ясно разграничивает символику звука: большой обезьян и маенький убезьян.

3х в связи с изучением стилистики и поэтики, для изучения психологической основы тропов, и разных выразительных средств. 4х в плане экспериментальной психологии 5х в психолингвистике. В 80х гг 20 в звуклсимволизм стал рассматриваться в рамках звкосиматики, кот рассатиривает с точки зрения пространств и временных позициях.

Теория...онотопическая - одна из теория происхождения языка, кот считеает что человекк подражад признакам называемых объектов. Одна из теорий, имеет право на существовани дополнит к другим, так как не все в языке можно объеснить подрожанием.

Конец 20 нач 21 в дают нам 4 возможных истока звукоизобразительности:

1) воспроизведение естественных звуков, сопутствующих жизнедеятельности человеческого организм - внутреннее звукоизображения (междометия апчхи, кх - кх - кашель)

2) подражание звукам внешней природы - внешнее звукоизображение. Н-р человек морщится и говорит фу - внешнее звукоизобр-е. Есть такой процеес в болоте пфу.

Сюда же относится описание грома и грозы.

3) озвучивание первоначально безвучных подражательных жество рта и носа. Явление кинемики - используют при обучении артикуляции. Нр подражание ребенком поцелуя.

4) лепетные детские слова, которые являются наиболее легкими для произношения, использ для обозначентя преметов и явлений. Язык нян. Нр ребенок сказал бибика.

Теории происхождения звукосимволизма:

Порядком двухдесятков теорий насчитывется в звукосемантики. Три основных -

1) С.Н. НЬюмэн - американский психолог, кот в 30е хх ХХ века и Бэнкли - параллельно работали. Считают, что в основе звукосимволизма. Лежат физические свойства звуков - это акустические, артикуляционные. Говорит о том, что здесь наблюдается транспозиция - перевод одних ощущений в другие (явление синестезии). Так моторные в акустические и наоборот. Эти свойства используют при обучении фонетики в школе. Есть представления, что проиходит при произнесении высокого тона и при низком.

2) теория Брауна Р. В конце 50х нач 60х голов выдвинул гипотезу: в основе звукосимволизма лежит опыт, кот приобретает человек в процесе практической деятельность. Человек научается, нр большие предметы при передвиж создают низкие звуки. А маленьке....

С этим практич опытом связываются методики обучения: тайцы Ы. Тяжелый шкаф символ физ напряж

3)И. Тэйлор. В основе звукосимволизма лежит лингвистический тренинг, языковая привычка.

Н-р в анг языке фонема г встречается в словах со значением большой. И естественно, что испытуемые подсознательно оценивают звук г как большой.

Эти три теории называют соответственно: синестетическая, 2ая - референтная, 3ая ассоциативная.

Синестетическая и ассоциативная (1 и 30 сходны тем, что обе предполагают значение, а не референты. С другой стороны синестечиская и референтаная тоже сходны, так как предполагают соотношение звукосимволич правил. Кот являются универсальными для всех языков.

С одной стороны фактор привычки, а с другой перевод - транспозиция.

Методики изучения звукосимволизма:

Существует три основных методики, изучения звукосмиволизма, это эксперимент методтки:

1. Предлагает предьявление испытуемому словосочетание без предъявление смысла (квази слова) - Журавле, Воронин. Горелов, Седов

2. Предъявление двух звучаний и двух смыслов. Методика называется эксперимет подбора.

Монолингвам- людям владеющим одним языком, предъявляют пару антонимов сладкий - кмислый, на двух языках. И предлагается угадать (одно из слов на русском, а второе а китайском) значение неизвестного слова. Испытуемый не знает, что это антонимы. 78% попаданий

3. Предъявление оодного звучания в виде одной буквы или одного сочетания (согл-глас-согл) и нескольких смыслов, кот представляют собо градацию, двух полярных понятий. (Журавлев предст градация плохой -очеь плохой - никакой).

Взяли 5 гл и 5 согл звуков, кот являются самостоят фонемами в английском и японском языках. Составили из них 50 бесмысленных звукосочетаний (згас, скиз) и предложили американцам, кот говорят по английски и япнцам, кот недавно приехали в США. Должны были оценит по 16 шкалам. (Слабый, сильный, приятный неприятный, хороший, плохой и т.д). Выявили, что в японском и англ языках есть некие звукосимволические универсалии. Так перелняязычн звуки означ слабое, приятное, хорошее. А заднееязычные хар-ся как сильные, неприятные, плохие. (Журавлев наз графонами, Воронин - звукобуквами).

Факторы, кот объясняют феномен звукосимволических слов в сознании носителей языка:

1. Синестезия - это соощущения, возник в нашем сознании, когда сигнал от разных модальнойстей уже пришел

2. Фактор интерференции звуков - взаимопроникновения звуков. когда чел осваивает нерадной язык. Начин наложение сло из одного языка на другой. Говорит на одном, вдруг проскакивает слово на иностранном.

Интерференция может быть и фактором объеяняющий феномен звукосим слов. Слова, в том чисое и звукосимвол сочетание опре слов, не вызывает сомнения, что слова облад свойствами, с кот можем рапределить по шкалам, с точки зрения челов взгляда как сочетания звуков. Сочетания облад большей степени воздействия на воображение.

Звук иакже как и любая волна, подчиняется определенным физическим законам: если приложить теорию волн к изучению звуков, то можно посмотреть ккак они воздейств на сознание. Звуки могут наклад один на другой, создается усиленное пространство (нарисовали волну, если произношу еще другой звук, идет другая волна, и в какойто точке синхронизируется и к ней добавляется третья) в момент слияния волн происходит усиление силы звучания и соответственно волны каждого из звука проходят вместе дополняя друг друга. Конструктивная интерференция это и мы ее воспринимаем как гармоническую. Но если волны идут по принципу впадина одной волны и всплеск другой (словно кувшин для себя) - говорим о деструктивной интерференции - дисгармония, одна волна гасит другое, звучание воспринимаются как отрицательные, неблагоприятные.

Воронин взять еще типы звучаний, созвучий!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: