Формирующий и контрольно-сравнительный эксперимент

Экспериментальное обучение и апробация разработанной нами модели методической системы формирования художника-педагога средствами живописи пейзажа осуществлялась в форме обширного формирующего эксперимента. Исходя из результатов констатирующего и поискового эксперимента, позволяющих распространить выводы частичного исследования на всю методическую систему, были определены конкретные задачи, задания, упражнения, основные виды работы студентов над пейзажем,формы и методы проведения завершающего этапа исследования. Здесь мы приводим только материалы экспериментальных исследований 2004-2005 и 2005-2006 уч. гг., осуществляемых на художественно-графическом факультете Курского государственного университета и 2006-2007 и 2007-2008 уч. гг. с аналогичным контингентом студентов МПГУ им.В.И. Ленина.

Цель формирующего эксперимента - научно проверить и доказать на практике эффективность предлагаемой методической системы формирования художника-педагога средствами живописи пейзажа, оценить результативность разработанной системы средств живописи пейзажа в учебном процессе, подтвердить воспроизводимость положительных результатов экспериментального развивающего обучения в практической работе над пейзажем.

Эффективность методической системы была установлена на основании наличия различных уровней профессиональной подготовки студентов экспериментальных и контрольных групп. В качестве фактора роста выступили знания, умения, навыки и как результат - качества личности будущего учителя изобразительного искусства, обладающего основами художественного и педагогического мастерства.

Апробация методической системы осуществлялась в три непосредственно связанных между собой этапа, имеющих жёсткую последовательность, но не заключенных в чёткие границы: подготовительный (межпленэрный) этап, переходный этап (этап перехода из пространства мастерской в пленэрное пространство) и этап проведения пленэрных практик (работа над пейзажем в условиях пленэрного пространства). Для того чтобы обеспечить взаимодействие этапов, реализовать цели и задачи методической системы, был создан комплекс обучающих упражнений и заданий по живописи пейзажа, в котором нашли отражение содержание и методы проведения занятий в специально созданных контролируемых и управляемых ситуациях. По мере обнаружения просчетов в учебно-творческой деятельности учащихся данные упражнения и задания корректировались или заменялись другими.

На этапе формирующего эксперимента мы использовали систему методов (известных общедидактических и разработанных нами), позволяющих активизировать процесс обучения живописи пейзажа: метод работы с натуры (ведущий метод изучения природы); метод работы отношениями (пропорциональными, тональными, цветовыми, пространственными и другими); метод сравнения (частный случай метода работы отношениями); метод многослойной пейзажной живописи (классический метод); метод работы "алла прима" (за один приём); метод работы над пейзажем по частям (или по кускам); метод копирования с подлинников мастеров пейзажа (древнейший метод живописи пейзажа); метод наглядного обучения (выполнение этюдов пейзажей с натуры преподавателем); метод активизации волевых усилий в восприятии пейзажного мотива (установка на наблюдение, созерцание, любование); метод координации восприятия мотива с выразительными возможностями изобразительных материалов (совершенствование исполнительского мастерства); метод биографический (изучение биографий лучших художников-пейзажистов); беседы; метод короткого рассказа и др. Предложенная система методов формирования и совершенствования средствами живописи пейзажа ведущих изобразительных и творческих способностей помогала поддерживать творческий настрой и высокую мотивацию учебно-творческой деятельности, позволяла добиваться устойчивых и воспроизводимых положительных результатов в обучении живописи пейзажа.

В качестве отдельных эффективных средств активизации учебного процесса служили специальные упражнения, направленные на развитие остроты зрительного восприятия (наброски, краткосрочные этюды-нашлепки), зрительной памяти (рисунки и этюды по памяти с опорой и без опоры на натуру), воображения (рисунки и этюды пейзажей по воображению на заданную тему), мышления (выполнение эскизов, коллективное обсуждение работ).

Подготовительный (межпленэрный) этап работы над пейзажем. В течение первого этапа формирующего эксперимента осуществлялись следующие основные виды занятий: лекции, выполнение домашних заданий в жанре пейзажа, самостоятельная работа над пейзажем во внеурочное время. В процессе исследования подготовительный этап работы над пейзажем был дополнен специальными заданиями и упражнениями, предполагающими целенаправленное развитие отдельных недостаточно сформированных компонентов художника-педагога: организацией натурных постановок; линейно-конструктивным анализом пейзажных форм; выполнением копий с пейзажей мастеров; работой над пейзажем в условиях учебных мастерских.

Одним из непременных условий формирования художника-педагога являлось развитие умения организовать (поставить) натурную постановку, так как данное умение просто необходимо для работы в школе. Поэтому сначала под нашим руководством, а затем и самостоятельно учащиеся учились ставить постановки. Работу над конструктивной основой пейзажа на начальных этапах обучения мы начинали с рисования натюрмортов из гипсовых геометрических тел (такого рода задания были апробированы нами на этапе поискового эксперимента), затем переходили к рисованию одиночных объектов пейзажа, после чего полученные навыки закреплялись при рисовании с натуры несложных мотивов с неглубоким пространством.

Работу над копиями мы осуществляли в двухнаправлениях. Первое направление - копии живописных пейзажей, а также их деталей. Второе направление - копии несложных жанровых сцен, изображений животных, птиц и т.п., тех компонентов, которые обязательно вводятся в пейзаж для "оживления", то есть стаффажа. Работа над копиями предусматривала и два этапа обучения: на начальных этапах студенты выполняли копии с пейзажей из собраний методических фондов факультетов; освоившись и получив определенные навыки и опыт копирования, студенты на старших курсах переходили к работе в выставочных залах, картинных галереях и музеях.

В условиях учебных мастерских предлагались следующие задания: написать запомнившийся во время экскурсии, или посещения выставки, или прохождения пленэрной практики пейзаж; проиллюстрировать какой-либо отрывок из литературного (музыкального) произведения, содержащий описание природы. Для развития цветоощущения практиковалась работа над изображением цветов. Такого рода упражнения выполнялись и в периоды проведения выездных пленэрных практик в условиях затянувшейся непогоды. Полученный в учебных мастерских опыт работы закреплялся и развивался в периоды занятий с выходом на натуру.

Итоги первого этапа экспериментального обучения были подведены по результатам всего семестра на семестровом просмотре. Средний балл по десятибалльной системе оценок в экспериментальной группе КГУ составил 7,3 балла, что по нашей шкале оценок свидетельствует об уровне развития профессиональных качеств испытуемых несколько "выше среднего". В контрольной группе эти показатели составили 5,4 балла, что соответствует примерно среднему уровню развития изобразительных способностей. Средний балл в экспериментальной группе МПГУ составил 6,6 балла, что свидетельствует об уровне развития профессиональных качеств испытуемых чуть "выше среднего". В контрольной группе аналогичные показатели по живописи пейзажа составили 5,5 балла, что соответствует среднему уровню развития профессиональных качеств и изобразительных способностей. Таким образом, по итогам первого этапа формирующего эксперимента средний балл по десятибалльной системе оценки критериев сформированности профессиональных качеств студентов экспериментальной группы МПГУ по живописи пейзажа сопоставим с показателями экспериментальной группы КГУ и соответствует параметру "средний уровень"; в контрольных же группах этот показатель на 0,8 балла ниже, чем в экспериментальных, но всё-таки также соответствует среднему уровню. В подготовительный период формирующего эксперимента студенты получили дополнительные знания, умения и навыки; углубилась и расширилась их общая теоретическая и практическая подготовка.

Переходный этап обучения живописи пейзажа (этап перехода из пространства мастерской в пленэрное пространство). В период второго этапа формирующего эксперимента осуществлялось практическое изучение натюрморта, интерьеров и экстерьеров. Велась композиционно-тематическая работа над пейзажем. По сложности выполнения заданий последовательность их была следующей: освоение пространства натюрморта, затем интерьера и экстерьера, изучение пространства городского пейзажа, после чего - непосредственное овладение глубоким отрытым пейзажным пространством. Предложенные в этот период упражнения и задания позволяли не только овладеть замкнутым и открытым пространством, но и решить главную задачу - осуществить безболезненный переход от работы в условиях мастерской к работе на пленэре.

Динамику развития профессиональных качеств студентов экспериментальных и контрольных групп можно наглядно проследить по итогам второго (переходного) этапа формирующего эксперимента. Студенты экспериментальной группы КГУ в целом показали уровень сформированности профессиональных качеств "выше среднего", что по десятибалльной системе критериев оценки соответствует 7,6 балла. Аналогичные показатели контрольной группы составили 6,4 балла, что незначительно превышает средний уровень развития их профессиональных качеств. Средняя оценка уровня сформированности профессиональных качеств студентов экспериментальной группы МПГУ составила 7,4 балла, что соответствует параметру "выше среднего", а в контрольной группе этот показатель оказался равным 5,7 балла, что свидетельствует о среднем, хотя и достаточно "подросшем" уровне.

Успехи студентов экспериментальных групп свидетельствуют об убедительном опережающем развитии их профессиональных качеств, подтверждая эффективность экспериментальной методической системы. Так, в экспериментальной группе МПГУ средний и выше среднего уровни сформированности профессиональных качеств показали 55 % испытуемых, а в контрольной только 35 %. Те же показатели в экспериментальной группе КГУ составили 45,5 %, а в контрольной - 30 %. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о целесообразности комплексного деятельностного подхода к формированию способностей и результативность применяемой системы средств живописи пейзажа. Средний балл в экспериментальной группе КГУ выше, чем в контрольной группе, на 1,2 балла. В МПГУ средний балл в экспериментальной группе оказался на 1,7 балла выше, чем в контрольной, что убедительно доказывает перспективность внедрения в учебный процесс методик, приоритетно ориентированных на совершенствование способностей в процессе обучения живописи пейзажа.

Переходный период обучения имел большое значение не только для развития объёмно-пространственного видения учащихся, но и для подготовки будущих специалистов к самостоятельной творческой и педагогической работе. Познав основные принципы построения пространства натюрморта, интерьера, экстерьера, студенты получают ключ к анализу и пониманию глубокого пейзажного пространства. Вместе с тем по характеру своей деятельности будущий художник-педагог должен знать специфику изображения пространства в различных жанрах изобразительного искусства. Данный этап обучения позволил нам подвести учащихся к завершающей стадии экспериментального обучения - этапу непосредственного проведения пленэрных практик.

Этап работы над пейзажем в условиях пленэрного пространства (организация и проведение пленэрных практик). Завершающий этап формирующего эксперимента был полностью посвящён непосредственному изучению и практическому выполнению пейзажей в условиях пленэрного освещения. В интересах экспериментального исследования мы дали учащимся поработать над пейзажем по одной неделе над каждым временем года осенью, зимой, весной (краткосрочные пленэрные практики) и в более длительные летние пленэрные практики. Целостный учебный процесс разделили на этапы: проведение организационных и организационно-методических мероприятий; практическое освоение программных заданий по живописи пейзажа; совершенствование исполнительского мастерства; формирование эмоциональной устойчивости учащихся в условиях пленэрного обучения; контроль и педагогическая оценка результатов деятельности студентов. Такая последовательность решения учебных задач позволяла, во-первых, систематизировать проведение занятий, во-вторых, создать условия для творческого роста и поэтапного проявления исследуемых уровней развития компонентов качеств и способностей испытуемых, в-третьих, управлять процессом обучения живописи пейзажа - решать художественно-педагогические задачи, достигать поставленной цели обучения при наиболее рациональных затратах времени, ресурсов, сил и средств, то есть управлять формированием художника-педагога.

На первом этапе согласовывались организационно-хозяйственные вопросы с администрацией художественно-графического факультета и администрацией университета, укомплектовывался учебно-методический фонд, обеспечивалось проведение занятий материалами, инструментами и другим необходимым оборудованием для работы над пейзажем. Составлялись сметы, уточнялись списки для отъезжающих групп учащихся, организовывались занятия по технике безопасности. Разрабатывались и корректировались рабочие планы с описанием целей, исследовательских процедур, методов, этапов организации совокупности действий и правил для решения каждой конкретной задачи. Помимо этого, читались обзорные лекции, проводились беседы, установочная конференция по пленэрной практике.

Второй этап мы разделили на две составляющие. Первая - проведение экскурсий; посещение музеев и выставочных залов; установки на наблюдение, созерцание и любование. Вторая - апробация методики работы над живописным изображением пейзажа, которая включала в себя: предварительно-аналитический и предварительно-практический разбор мотива; выбор мотива, точки зрения на мотив, формата и размера изображения, линии горизонта; линейно-конструктивное построение; передача перспективно-пространственных отношений; тональное и цветовое решение пейзажа; детальную проработку; цельность, обобщение; выразительность, образность решения; законченность пейзажа. Данный этап предусматривал три стадии его осуществления:

1) внедрение программных материалов в учебный процесс;

2) выполнение обязательного минимума по пейзажной тематике;

3) проверку степени освоения обязательной тематики программных заданий по живописи пейзажа в конце практики.

Исследования показывают, что наблюдается отставание учебной активности и мышления студентов при переходе от работы над пейзажем, основанной на относительно простом зрительном восприятии пейзажа (наблюдение, любование, созерцание), к решению ёмких по содержанию познавательных задач, требующих полных и точных знаний, развитых представлений, умелого применения их на практике. В процессе практической работы над пейзажем не только соединяются, но и развиваются все приобретенные учащимся знания, умения и навыки. Уровень знаний непосредственно влияет на развитие художника-педагога при условии, если знания приобретаются осознанно, активно и тем более самостоятельно.

Третий этап - совершенствование исполнительского мастерства. На наш взгляд, в учебных целях некоторые процессы построения живописного изображения мотива пейзажа необходимо выделить из общей системы обучения живописи пейзажа и исследовать изолированно друг от друга. Это процессы, которые являются обязательной составляющей каждого выполняемого упражнения, каждого задания, каждого этапа построения пейзажа (выбор основы, грунта, изобразительного материала, фактурная обработка поверхности) и связаны с технологическими особенностями его создания. Мы условно разделили технологические особенности работы над пейзажем на три этапа: изучение выразительных возможностей изобразительных материалов, развитие практических исполнительских умений обучаемых, мастерство и ремесло. Данный период обучения понимался нами как процесс и результат овладения средствами живописи пейзажа.

На первом этапе обучения мы вели целенаправленную работу по освоению различных изобразительных материалов (карандаш, тушь, уголь, сангина, пастель, акварель, гуашь, масло и т.д.), учили студентов видеть красоту материала, понимать и любить его выразительные свойства. На втором этапе мы стремились к тому, чтобы учащиеся не испытывали технических затруднений в процессе работы над пейзажем, повышали уровень культуры исполнения, технического совершенства. В результате решения задач третьего этапа у каждого студента вырабатывались наиболее целесообразные изобразительные приемы, появлялся художественный почерк, своя манера, свой творческий стиль. Рождалось важнейшее качество пейзажиста - мастерство, главным признаком которого являлось искусство исполнения. Экспериментально было доказано, что изучение техники живописи пейзажа должно начинаться с изучения свойств используемых художником изобразительных материалов.

Четвертый этап - формирование эмоциональной устойчивости учащихся в условиях пленэрного обучения. В теоретическом и методическом обеспечении процессов обучения живописи пейзажа следует отметить особый характер работы над пейзажем, связанный с его эмоциональностью. Посредством эмоций художник познает и оценивает выбранный мотив, эмоции стимулируют его активность, являются своеобразным регулятором психической деятельности и поведения. В условиях пленэра (на протяжении даже одного краткосрочного сеанса) неоднократно меняется не только эмоциональное состояние студента, но и окружающая среда, внешний вид мотива, его предметный состав.

В ходе исследования осуществлялся постоянный контроль над процессами проявления эмоционального состоянияучащихся. Выявленные нами проявления эмоциональной устойчивости (продолжительность подъёмов и спадов в работе) находятся в непосредственной зависимости от конкретных закономерных процессов, факторов и условий обучения: времени года (осень, зима, весна, лето); места проведения практики (большой, малый город, поселок, село); особенностей светового режима географической зоны (северные, южные широты); этапа обучения (младшие, старшие курсы); сроков прохождения практики (кратковременные, длительные); периода практики (начало, завершение), временных рамок задания (односеансные, многосеансные), характера освещения (солнечное, рассеянное) и т.д. Высокая степень эмоциональной устойчивости - свойство зрелой творческой личности, имеющей "хороший внутренний контроль". Чтобы обеспечить необходимый уровень развития устойчивости, особое внимание мы уделяли начальному этапу подготовки молодых живописцев. Экспериментально доказано, чем моложе возраст ученика, тем больше он требует разнообразия в предлагаемых упражнениях и заданиях. Учащийся утомляется не столько самой изобразительной деятельностью, сколько её однообразием и односторонностью.

Пятый этап - контроль и педагогическая оценка результатов деятельности студентов над пейзажной тематикой. Контроль непосредственно связан с целями обучения, и главное его назначение состоит в определении уровня качества профессиональной и творческой подготовки художника-педагога, его знаний, умений и навыков. На данном этапе обучения была апробирована методика проведения аналитического разбора, которая включала в себя: аналитический разбор произведений мастеров пейзажа (на основе биографического метода исследования); аналитический разбор студентом собственных работ (самоанализ и самооценка); аналитический разбор преподавателем студенческих работ (поэтапный, промежуточный, выборочный, по конечному результату).

Были разработаны критерии грамотной оценки восприятия цвета в живописи пейзажа: выявление и обоснование содержания пейзажа, которое постигается через восприятие художественного образа и обычно конкретизируется в сюжете; общий характер освещения в пейзаже, тип освещения (фронтальное, боковое, диагональное, контражурное) и его интенсивность; пространственные планы в пейзаже (условно разделенные участки или части пейзажа, различные по степени удаленности в глубину изображаемого пространства и создающие иллюзию глубокого пространства: первый, второй, третий или ближний, промежуточный, дальний и т.д.); оценка цвета в пейзаже с точки зрения его основных характеристик (светлота, цветовой тон, насыщенность); анализ цвета пейзажа с точки зрения теплохолодности (теплых и холодных) цветов и их оттенков; использование закономерностей светотени с точки зрения передачи объемной формы в пейзаже; характеристика закономерностей изменения цвета в зависимости от перспективных явлений в пейзаже (с учетом воздушной и цветовой перспективы); цвет в пейзаже с учетомзакономерностей смешения красок (механического, оптического, пространственного, комбинированного); оценка взаимодействия и контрастных сочетаний цветов в пейзаже; роль цвета в пейзаже с точки зрения уравновешенности живописной композиции; взаимодействие цветов в пейзаже с точки зрения тональности и колорита; закономерности изменения цвета пейзажа в зависимости от фактуры живописной поверхности; выводы о цветовом решении живописной работы (своих этюдов, эскизов, работ товарищей, пейзажа мастера, дипломной работы).

Дальнейший контроль и оценка результатов обучения живописи пейзажа в форме новообразований в свойствах художника-педагога осуществлялся в следующей последовательности: проведение текущих просмотров; разработка предварительных и итоговых эскизов; проведение заключительного (итогового) просмотра; оформление пленэрных работ; организация отчетной выставки; проведение итоговой конференции по пленэрной практике.

Текущие просмотры осуществлялись ежедневно. При этом мы использовали как индивидуальные консультации, так и коллективное обсуждение. Основная цель предварительных и итоговых эскизов - применение полученных знаний. Умение создать эскиз пейзажной композиции является доказательством достаточно прочного овладения мастерством художника-пейзажиста. Заключительный (итоговый) просмотр проводился с обязательным обсуждением и оценкой учебно-творческих работ (набросков, зарисовок, этюдов, промежуточных эскизов, композиционных поисков, итоговых эскизов пейзажной композиции). В процессе оформления пленэрных работ следовало добиться органической связи оформления и содержания каждой работы. При организации отчетной выставки мы стремились как можно более полно и объективно представить каждого студента, показать процесс создания пейзажа от первоначального замысла и идеи до его образного решения. При проведении конференции подводились итоги практики, давалась оценка работе преподавателей; обсуждались проблемы преподавания, обучения и воспитания будущих художников-педагогов.

Обязательным условием эффективной работы методической системы является научно-исследовательская работа в области живописи пейзажа, без которой невозможно подготовить полноценного специалиста.

1. Введение элементов научно-исследовательской работы в пленэрную практику (изучение вопросов истории живописи пейзажа и живописи на пленэре, вопросов техники и технологии и т.д.) способствовало формированию понимания необходимости проявлять самостоятельность и постоянный поиск новых путей разрешения возникающих проблемных вопросов в процессе работы над пейзажем.

2. Исследовательская работа студентов по учебным и воспитательным проблемам в период педагогической практики являлась логической частью их общей подготовки к работе в школе. В ходе педагогической практики студенты пополняли и обогащали свои знания по живописи пейзажа, учились их использовать в практической деятельности: исследовали формы и методы использования в школьной практике видов (типов) жанра пейзажа, разрабатывали формы применения наглядности в обучении живописи пейзажа, получали навыки самостоятельной организации пленэрной практики в школе, лицее, колледже, приобщались к секретам педагогического мастерства.

3. Научно-исследовательская работа в период музейной практики студентов предусматривала изучение живописи пейзажа, основанной на материале провинциальной (региональной) художественной культуры, ознакомление с памятниками искусства и архитектуры в поездках по различным городам и отражение своих впечатлений в статьях, путевых набросках, зарисовках и этюдах, посещение выставочных залов, галерей, музеев, знакомство с основами экспозиции. При этом обращалось внимание студентов на обобщение опыта зарубежной, русской и советской художественных школ живописи пейзажа.

В рамках экспериментальных исследований нами была обоснована и раскрыта целостная система организации и планирования научно-исследовательской деятельности на примере выполнения дипломной работы по живописи пейзажа.

Итоги третьегозаключительного этапа формирующегоэксперимента (этапа проведения пленэрных практик) были получены по результатам отчетных выставок и итоговых конференций. Оценка сформированности профессиональных качеств студентов экспериментальной группы КГУ составила в среднем 8,0 балла, что соответствует верхнему пределу параметра "выше среднего". Показатели контрольной группы КГУ составили 6,0 балла, что соответствует стабильному "среднему" уровню развития их профессиональных качеств. Средняя оценка уровня сформированности профессиональных качеств и творческих способностей студентов экспериментальной группы МПГУ составила 7,6 балла, что соответствует уровню "выше среднего", а в контрольной группе этот показатель оказался равным 5,7 балла, что свидетельствует о чуть повышенном "среднем" уровне развития их способностей. Экспериментальное исследование показало, что в условиях пленэра наиболее эффективно формируется личность учащегося.

Окончательные итогиэкспериментального исследования были подведены по результатам общекафедрального просмотра привыполнении итоговых семестровых заданий по рисунку, живописи и композиции в рамках программного обучения в конце учебного года и служили показателем результативности всего курса экспериментального обучения по сравнению с обучением по традиционной методике (контрольно-сравнительный эксперимент). Результаты достижений студентов экспериментальной группы КГУ по итогам контрольно-сравнительного эксперимента составили в среднем 7,6 балла по рисунку, 7,5 балла по живописи и 8,0 балла по композиции, что соответствует уровню "выше среднего". Аналогичные показатели контрольной группы составили 5,6 балла по рисунку, 5,0 балла по живописи и 5,8 балла по композиции, что соответствует "среднему" уровню развития их профессиональных качеств. Средняя оценка уровня сформированности профессиональных качеств и творческих способностей студентов экспериментальной группы МПГУ составила по рисунку 6,8 балла, по живописи 6,7 балла, по композиции 6,8, что соответствует верхнему пределу параметра "выше среднего", а в контрольной группе этот показатель оказался равным 5,7 балла по рисунку, 5,7 балла по живописи и 5,3 балла по композиции, что свидетельствует о "среднем" уровне развития способностей.

Результаты формирующих и контрольно-сравнительных экспериментов, их объективная оценка группой независимых экспертов и статистические выкладки свидетельствуют о безусловном преимуществе предлагаемой нами методической системы. Испытуемые, обучавшиеся по экспериментальной методике, показали более высокий уровень подготовки не только по живописи пейзажа, но и по рисунку, живописи, композиции. Повысилась и успеваемость по этим дисциплинам: в КГУ по рисунку на 0,6 балла, по живописи на 0,4 балла, по композиции на 0,7 балла; в МПГУ по рисунку на 0,5 балла, по живописи на 0,4 балла, по композиции на 0,5 балла. У студентов выработаны прочные установки на совершенствование своего профессионального мастерства в ходе дальнейшей самостоятельной творческой деятельности. Полученные результаты экспериментального исследования в своей совокупности содержат безусловное подтверждение жизнеспособности предлагаемой методической системы.

Экспериментально-опытное обучение подтвердило общую результативность методической системы целенаправленного формирования и совершенствования профессиональных качеств начинающих живописцев, эффективность выстроенной и предложенной системы средств живописи пейзажа, продуктивность системы заданий и упражнений, направленных на последовательное формирование способностей студентов, повышение качества профессиональной и творческой подготовки художника-педагога. Системное, последовательное и целенаправленное формирование профессиональных качеств художника-педагога осуществляется наиболее рационально, если предусмотреть превращение процесса обучения живописи пейзажа в действенный механизм развития творческих, профессиональных (педагогических) и специальных (художественных) способностей студента.

В заключении подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы по диссертации. В настоящей работе впервые был осуществлён системный подход к решению исследуемой проблемы, что позволило расширить, обогатить и конкретизировать представления о системе организации учебного процесса по живописи пейзажа на художественно-графических факультетах, о целях, задачах и содержании обучения, воспитания и развития творческих способностей и профессиональных качеств художника-педагога средствами живописи пейзажа.

Проведённое нами исследование в целом подтвердило правильность выдвинутой рабочей гипотезы, общую результативность предложенной учебно-методической системы. Подтвердилась правомерность наших предположений об эффективности приоритетного развития способностей, когда содержание и форма учебных занятий, характер заданий и упражнений по живописи пейзажа выступают как средство познавательного, личностного, эстетического и творческого развития студентов. В этом случае меняются акценты между основными компонентами процесса обучения и развития, выстраивается определенная методическая система, которая подчинена целенаправленному, последовательному и эффективному развитию и формированию всего комплекса способностей художника и педагога. Происходит формирование воли, характера, отношений, сознания, поведения, мировоззрения, умений, навыков и т.д., определяющих уровень профессиональной подготовки специалиста, что способствует становлению творческой личности выпускника и поддержанию высокой мотивации учения.

В ходе исследования удалось решить следующие задачи:

изучить, систематизировать и обобщить в контексте формирования художника-педагога исторический опыт подготовки по живописи пейзажа;

проанализировать современное состояние обучения живописи пейзажа на художественно-графических факультетах и влияние её средств на формирование художника-педагога;

выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия "средства живописи пейзажа";

определить совокупность положений и условий, служащих научно-теоретической основой решения проблемы, и обосновать возможности использования средств живописи пейзажа в формировании художника-педагога;

выстроить и апробировать систему средств живописи пейзажа в учебной изобразительной деятельности, направленную на последовательное формирование художника-педагога;

разработать и обосновать методическую систему формирования художника-педагога средствами живописи пейзажа;

экспериментально подтвердить эффективность предложенной методической системы формирования художника-педагога средствами живописи пейзажа, способствующей решению проблемы;

опираясь на результаты исследования, разработать практические рекомендации по эффективному использованию потенциала средств живописи пейзажа в формировании художника-педагога.

Реализация проблемы и задач формирования художника-педагога средствами живописи пейзажа в рамках нашего исследования не снимает актуальности её дальнейшего изучения и развития, а напротив - выдвигает целый ряд других проблем для последующих исследований.


Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора

Монографии

1. Соколинский, В.М. Живопись пейзажа в системе подготовки художника-педагога [Текст] / В.М. Соколинский; Моск. пед. гос. ун-т; Курск. гос. ун-т. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 277 с. (17,3 п. л.).

2. Соколинский, В.М. Методическая система формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский; Моск. пед. гос. ун-т; Курск. гос. ун-т. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - 309 с. (19,03 п. л.).

3. Соколинский, В.М. Жанр пейзажа и его виды в системе подготовки художника-педагога [Текст] / В.М. Соколинский // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / [В.М. Адров, Н.А. Адрова, Т.В. Альшанская и др.]; под общ. ред.О.И. Кирикова. - Книга 18. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С.375-385 (0,6 п. л.).

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

4. Соколинский, В.М. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Искусство и образование. - М., 2003. - № 1 (23) 03. - С.45-56 (0,7 п. л.).

5. Соколинский, В.М. О необходимости совершенствования подготовки учителя изобразительного искусства в условиях модернизации российского художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Вестник Поморского университета. Серия: "Физиологические и психолого-педагогические науки". - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2006. - № 5. - С.137-141 (0,3 п. л.).

6. Соколинский, В.М. Слово об учителе [Текст] / В.М. Соколинский // Педагогическое образование и наука. - М.: МАНПО, 2006. - № 2. - С.71-74 (0,2 п. л.).

7. Соколинский, В.М. Актуальные проблемы формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Педагогическое образование и наука. - М.: МАНПО, 2007. - № 5. - С.48-50 (0,2 п. л.).

8. Соколинский, В.М. Метод и стиль в живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Вестник Московского государственного областного университета. - М.: МГОУ, 2007. - № 2. - С.71-75 (0,3 п. л.).

9. Соколинский, В.М. Современное состояние художественно-педагогического образования в России [Текст] / В.М. Соколинский // Высшее образование сегодня. - М., 2008. - № 10. - С.53-56 (0,2 п. л.).

10. Соколинский, В.М. О жанре пейзажа и его видах в связи с проблемой формирования личности художника-педагога [Текст] / В.М. Соколинский // Искусство и образование. - М., 2009. - № 1 (57) 09. - С.53-65 (0,8 п. л.).

11. Соколинский, В.М. О необходимости совершенствования художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // "Alma mater". Вестник высшей школы. - М., 2003. - № 4. - С.24-29 (0,3 п. л.).

Учебные и методические пособия, программы

12. Соколинский, В.М. Живопись пейзажа: справочное учеб. - методическое пособие [Текст] / В.М. Соколинский; Курск. гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2007. - 304 с. (19,0 п. л.)

13. Соколинский, В.М. Методические рекомендации по композиции этюда пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский; Курск. гос. пед. ин-т. - Курск: КГПИ, 1990. - 31 с. (2 п. л.).

14. Соколинский, В.М. Методические рекомендации по изучению основ композиции этюда пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1996. - 20 с. (1,3 п. л.).

15. Соколинский, В.М. Программа и методические рекомендации к выполнению заданий на пленэре [Текст] / В.М. Соколинский; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1999. - 34 с. (2,2 п. л.).

16. Соколинский, В.М. История пленэрной живописи: учебное пособие [Текст] / В.М. Соколинский; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1999. - 41 с. (2,6 п. л.).

17. Соколинский, В.М. Композиция натюрморта [Текст]: учеб. пособие для слушателей подготовительных отделений ХГФ / Е.Ф. Кузнецов, В.М. Соколинский; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 2000. - 44 с., с ил. (2,75 п. л.). Авторский вклад 55%.

18. Соколинский, В.М. Проблема художественного образа в изобразительном искусстве [ Текст ]: рабочая программа дисциплины "Проблема художественного образа в изобразительном искусстве" / В.М. Соколинский; Курск. гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2007. - 27 с. (1,7 п. л.).

Научные статьи и тезисы

19. Соколинский, В.М. О необходимости совершенствования российского художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - Воронеж, 2006. - № 2. - С.35-39 (0,3 п. л.).

20. Соколинский, В.М. Актуальные проблемы методики преподавания живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. - Ростов н/Д, 2003. - № 4. - С.3-27 (1,5 п. л.).

21. Соколинский, В.М. Пленэрная практика в общеобразовательной школе [Текст] / В.М. Соколинский // Изобразительное искусство в школе. - М., 2003. - № 3. - С.45-53 (0,5 п. л.).

22. Соколинский, В.М. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Изобразительное искусство в школе. - М., 2003. - № 4. - С.56-64 (0,5 п. л.).

23. Соколинский, В.М. Законы композиции в живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Педагогика и жизнь: междунар. сб. науч. тр. / под об. ред. проф.О.И. Кирикова. - Вып.6. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С.23-32 (0,6 п. л.).

24. Соколинский В.М. Основные проблемы формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа в условиях модернизации отечественного художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Педагогика и жизнь: междунар. сб. науч. тр. / под об. ред. проф. О.И. Кирикова. - Вып.6. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С.32-40 (0,5 п. л.).

25. Соколинский, В.М. К вопросу о композиции этюда пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Тезисы докладов ко 2-й научно-практической и научно-методической конференции молодых ученых с участием деятелей науки стран СНГ и зарубежья. - М., 1993. - С.104-105 (0,1 п. л.).

26. Соколинский, В.М. О композиции этюда пейзажа в учебной деятельности студентов-заочников [Текст] / В.М. Соколинский // Повышение эффективности методов обучения на заочном отделении художественно-графических факультетов: тез. всеросс. науч.-практической конф. по заочному обуч. - Уфа, 1993. - С. 20-22 (0,2 п. л.).

27. Соколинский, В.М. Композиция этюда пейзажа как одно из средств развития творческих способностей студентов [Текст] / В.М. Соколинский, Е.В. Шорохов // Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией: сб. науч. тр. - М.: Прометей, МПГУ им.В.И. Ленина, 1994. - С. 197-211 (0,9 п. л.). Авторский вклад 50%.

28. Соколинский, В.М. Композиция этюда пейзажа в русской художественной школе [Текст] / В.М. Соколинский // Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией: сб. науч. тр. - М.: Прометей, МПГУ им.В.И. Ленина, 1994. - С.235-248 (0,8 п. л.).

29. Соколинский, В.М. Этюд и картина в пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Теория и практика приобщения к искусству: тез. докл. всеросс. науч.-теоретической конф. - КГПУ, 1995. - С.65-67 (0,2 п. л.).

30. Соколинский, В.М. Графические материалы и их использование в процессе работы на пленэре [Текст] / В.М. Соколинский // Теория и практика приобщения к искусству: тез. докл. всеросс. науч.-теоретической конф. - Курск: КГПУ, 1995. - С.67-69 (0,2 п. л.).

31. Соколинский, В.М. Роль композиции этюда пейзажа в совершенствовании профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства [Текст] / В.М. Соколинский // Теория и практика приобщения к искусству: тез. докл. всеросс. науч.-теоретической конф. - Курск: КГПУ, 1995. - С.69-71 (0,2 п. л.).

32. Соколинский, В.М. Пейзажная живопись раннего периода творчества Н.К. Рериха [Текст] / В.М. Соколинский // Мир через культуру: сб. науч. тр. - Курск: Духовный центр Рерихов, 1996. - С.29-32 (0,25 п. л.).

33. Соколинский, В.М. Некоторые аспекты проблемы преподавания линейной перспективы [Текст] / В.М. Соколинский // Проблемы преподавания графических дисциплин: тез. докл. всеросс. науч.-практической конф. Курск, 6-7 декабря 1996 г. - Курск: КГПУ, 1996. - С.76-79 (0,25 п. л.).

34. Соколинский, В.М. Композиция этюда пейзажа в западноевропейском искусстве [Текст] / В.М. Соколинский // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. ст. Вып.1. - М.: Прометей, 1996. - С.79-85 (0,4 п. л.).

35. Соколинский, В.М. Развитие творческих способностей студентов средствами композиции этюда пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Совершенствование художественно-педагогического образования: тез. докл. всеросс. науч.-практической конф. художественно-графических фак. Магнитогорск, 4-6 ноября 1996 г. - Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1996. - С.52-53 (0,1 п. л.).

36. Соколинский, В.М. Методические основы организации самостоятельной работы студентов в период летней пленэрной практики [Текст] / В.М. Соколинский // Преподавание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: опыт, проблемы: материалы межрегион. науч.-практической конф. Тамбов, 22-23 мая 1997. - Тамбов: ТГПИ, 1997. - С.141-143 (0,2 п. л.).

37. Соколинский, В.М. Проблема развития творческих способностей студентов средствами композиции этюда пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Проблемы совершенствования системы подготовки художников-педагогов: традиции, современность. Материалы межвузовской конференции, сентябрь 1997 г. - Карачаевск: КЧГУ, 1997. - С.91-92 (0,1 п. л.).

38. Соколинский, В.М. Из опыта проведения пленэрных практик [Текст] / В.М. Соколинский // Проблемы провинциальной художественной культуры: материалы всеросс. научно-практической конф. - Курск: КГПУ, 1998. - С.116-118 (0,2 п. л.).

39. Соколинский, В.М. Общие вопросы композиции в системе подготовки учителей изобразительного искусства [Текст] / В.М. Соколинский // Проблемы провинциальной художественной культуры: материалы всеросс. научно-практической конференции. - Курск: КГПУ, 1998. - С.122-125 (0,25 п. л.).

40. Соколинский, В.М. Выставка произведений художников-педагогов Курского государственного педагогического университета и художников частной галереи "АЯ" [Текст] / В.М. Соколинский, Н.К. Шабанов // Каталог. - Курск: КГПУ, 1998. - 36 с. (1,8 п. л.). Авторский вклад 80%.

41. Соколинский, В.М. Композиция пейзажа в советской пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. науч. тр. - Курск: КГПУ, 1998. - С.13-22 (0,6 п. л.).

42. Соколинский, В.М. Актуальные вопросы народного художественного творчества [Текст] / В.М. Соколинский // Традиционная русская народная художественная культура и современность: материалы всеросс. науч.-практической конф. - Орел: ОГУ, 1998. - С.29-30 (0,1 п. л.).

43. Соколинский, В.М. Приобщение младших школьников к творчеству [Текст] / В.М. Соколинский // Иллиадиевские чтения: тез. докл. и выступлений междунар. науч. конф. Курск, 3-5марта 1998 г. - Курск: КГПУ, 1998. - С.229-231 (0,2 п. л.).

44. Соколинский, В.М. Фольклор. Лубок. Русская народная живопись [Текст] / В.М. Соколинский // Фольклор и мировая культура: тез. докл. науч. - практической конф. "Юдинские чтения".2 февраля 1998 г. - Курск: КГПУ, 1998. - С.137-138 (0,1 п. л.).

45. Соколинский, В.М. История зарождения, становления и развития пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // История и культура: прошлое и современность: материалы докл. и сообщ. заочной науч.-методической конф. - Курск: КГПУ, 1998. - С.79-80 (0,1 п. л.).

46. Соколинский, В.М. Реализация идеи народности К.Д. Ушинского в содержании курса декоративно-прикладного искусства [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и проблемы современного образования: тез. докл. и выступлений науч.-практической конф. Курск, 23-25 апреля 1999 г. - Курск: КГПУ, 1999. - С.148-151 (0,2 п. л.). Авторский вклад 50%.

47. Соколинский, В.М. Выставка суджанских художников (живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искусство) [Текст] / В.М. Соколинский // Каталог. Вступительная статья. - Курск: КГПУ, 1999. - С.2 (0,1 п. л.).

48. Соколинский, В.М. Из истории развития пленэрной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // История и культура: прошлое и современность: материалы докл. и сообщ. второй заочной научно-методической конференции. - Курск: КГПУ, 1999. - С.98-101 (0,2 п. л.).

49. Соколинский, В.М. Пейзажная живопись Александра Дейнеки [Текст] / В.М. Соколинский // История и культура: прошлое и современность: материалы докл. и сообщ. второй заочной научно-методической конференции. - Курск: КГПУ, 1999. - С.101-103 (0,2 п. л.).

50. Соколинский, В.М. Некоторые вопросы хранения дипломных работ по живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. ст. Вып.3. - М.: Прометей, 1999. - С. 197-198 (0,1 п. л.).

51. Соколинский, В.М. Жанр пейзажа в системе подготовки учителей изобразительного искусства [Текст] / В.М. Соколинский // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. ст. Вып.3. - М.: Прометей, 1999. - С. 198-201 (0,2 п. л.).

52. Соколинский, В.М. Пути к искусству [Текст] / В.М. Соколинский // Подготовка будущего учителя к реализации образовательной области "Искусство" в начальной школе (вопросы истории, теории, практики): материалы регион. науч.-практической конф. - Курск: КГПУ, 2000. - С.38-39 (0,1 п. л.).

53. Соколинский, В.М. Эстетическое воспитание студентов в условиях работы на пленэре [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Подготовка будущего учителя к реализации образовательной области "Искусство" в начальной школе (вопросы истории, теории, практики): материалы регион. науч.-практической конф. - Курск: КГПУ, 2000. - С.139-141 (0,2 п. л.). Авторский вклад 50%.

54. Соколинский, В.М. Психолого-педагогические основы композиционной деятельности в процессе работы над пейзажем [Текст] / В.М. Соколинский // Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: проблемы провинциальной художественной культуры: сб. науч. тр. Вып 2. - Курск: КГПУ, 2000. - С.40-47 (0,5 п. л.).

55. Соколинский, В.М. О советской пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: проблемы провинциальной художественной культуры: сб. науч. тр. Вып 2. - Курск: КГПУ, 2000. - С.80-82 (0,2 п. л.).

56. Соколинский, В.М. Будущему художнику-педагогу о пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. ст. Вып 4. - М.: Прометей, 2000. - С.357-368 (0,7 п. л.).

57. Соколинский, В.М. Культура восприятия произведений пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Научные труды МПГУ. Серия: гуманитарные науки: сб. ст. - М.: Прометей, 2000. - С.401-405 (0,3 п. л.).

58. Соколинский, В.М. Художественное творчество и пути к искусству [Текст] / В.М. Соколинский // Перспективы развития малых и средних городов России: материалы межрегион. науч. - теоретической конф. Новомосковск. Октябрь 2000. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им.Л.Н. Толстого, 2000. - С.24-27 (0,3 п. л.).

59. Соколинский, В.М. Рождественские встречи в Судже [Текст] / В.М. Соколинский, А.В. Широких // Диалог истории и искусства: российская провинция: опыт, проблемы, решения: материалы всеросс. науч.-практической конф., посвященной 40-летию художественно-графического факультета Курск. гос. пед. ун-та. - Курск: КГПУ, 2000. - С.115-118 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

60. Соколинский, В.М. Особенности психологии зрительного восприятия на пленэре [Текст] / В.М. Соколинский // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования. Вып.3. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2000. - С.67-71 (0,3 п. л.).

61. Соколинский, В.М. Дмитрий Псурцев. Живопись [Текст] / В.М. Соколинский // Каталог. Вступительная статья. - Курск: Изд-во КГПУ, 2001. - С.2 (0,1 п. л.).

62. Соколинский, В.М. Сказочные мотивы в творчестве художника-живописца В.М. Васнецова [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Юдинские чтения - 2002: Слово и образ: материалы всеросс. науч. конф. Курск, 30 января 2002 г. - Курск: КГПУ, 2002. - С. 197-200 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

63. Соколинский, В.М. Живопись пейзажа и символика цвета [Текст] / В.М. Соколинский // Юдинские чтения - 2002: Слово и образ: материалы всеросс. науч. конф. Курск, 30 января 2002 г. - Курск: КГПУ, 2002. - С. 200-203 (0,3 п. л.).

64. Соколинский, В.М. Искусство учить и воспитывать [Текст] / В.М. Соколинский // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития: материалы всеросс. науч.-практической конф. - М.: Изд-во "Век книги", 2002. - С.238-240 (0,2 п. л.).

65. Соколинский, В.М. История развития технологии пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития: материалы всеросс. науч.-практической конф. - М.: Изд-во "Век книги", 2002. - С.240-250 (0,6 п. л.).

66. Соколинский, В.М. Проблема подготовки учителей изобразительного искусства в современных условиях [Текст] / В.М. Соколинский // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития: материалы всеросс. науч.-практической конф. - М.: Изд-во "Век книги", 2002. - С.250-254 (0,3 п. л.).

67. Соколинский, В.М. Некоторые вопросы развития технологии пейзажной живописи [Текст] / В.М. Соколинский // Матерiали Мiжнародної науково-методичної конференцiї "Розвиток нацiональноi моделi дизайну i образотворчого мистецтва в умовах глюбалiзацii сучасного свiту", яка вiдбулася 25-27 березня 2002 року в Харкiвськiй державнiй академiї дизайну i мистецтв. Вiсник Харкiвської державноi академiї дизайну i мистецтв. Випуск 6, 2002 р. - С.64-68 (0,3 п. л.).

68. Соколинский, В.М. Модель формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Матерiали Мiжнародноi науково-методичноi конференцiї "Розвиток нацiональноi моделi дизайну i образотворчого мистецтва в умовах глюбалiзацii сучасного свiту", яка вiдбулася 25-27 березня 2002 року в Харкiвськiй державнiй академii дизайну i мистцтв. Вiсник Харкiвськоi державноi академii дизайну i мистецтв. Випуск 6, 2002 р. - С.68-72 (0,3 п. л.).

69. Соколинский, В.М. Пленэрная живопись в системе средств профессионального воспитания будущего учителя [Текст] / В.М. Соколинский // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления: межвуз. сб. науч. тр.: в 2-х ч. / под ред. А.В. Репринцева. - Курск: КГПУ, 2002. - Ч.2. - С. 194-204 (0,6 п. л.).

70. Соколинский, В.М. Значение живописи пейзажа в формировании личности художника-педагога [Текст] / В.М. Соколинский // Бицентры России: прошлое, настоящее, будущее: материалы межрегион. науч.-практической конф. Новомосковск, 11-12 октября 2002 г. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 194-199 (0,3 п. л.).

71. Соколинский, В.М. Художник-педагог и культура: проблемы и тенденции взаимодействия [Текст] / В.М. Соколинский // Бицентры России: прошлое, настоящее, будущее: материалы межрегион. науч. - практической конф. Новомосковск, 11-12 октября 2002 г. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 199-205 (0,4 п. л.).

72. Соколинский, В.М. Учитель изобразительного искусства и культура: традиции и современность [Текст] / В.М. Соколинский // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: материалы всеросс. науч.-практической конф. / под ред.З.И. Гладких (отв. ред.), Е.Н. Кирносовой, М.Л. Космовской. - Курск: КГПУ, 2002. - С.281-286 (0,3 п. л.).

73. Соколинский, В.М. Роль пейзажной живописи в формировании личности художника-педагога [Текст] / В.М. Соколинский // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: материалы всеросс. науч.-практической конф. / под ред.З.И. Гладких (отв. ред.), Е.Н. Кирносовой, М.Л. Космовской. - Курск: КГПУ, 2002. - С.301-305 (0,3 п. л.).

74. Соколинский, В.М. Восприятие живописных произведений детьми младшего школьного возраста [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: материалы всеросс. науч.-практической конф. / под ред.З.И. Гладких (отв. ред.), Е.Н. Кирносовой, М.Л. Космовской. - Курск: КГПУ, 2002. - С.311-315 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

75. Соколинский, В.М. Выставка членов Курской организации Союза художников России, участников международной выставки "Европастель" [Текст] / В.М. Соколинский // Каталог. - Курск: Курская организация СХ России, 2003. - 12 с (0,8 п. л.).

76. Соколинский, В.М. Искусство игры и игра в искусстве живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Феномен игры в культуре и образовании: материалы четвертой регион. зимней культурно-антропологической школы молодых ученых "Культура - Образование - Человек" / под ред. Е.А. Репринцевой. - Курск: КГПУ, 2003. - С.399 - 410 (0,7 п. л.).

77. Соколинский, В.М. О введении понятия "педагогическая живопись" в теорию и практику художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Социокультурная динамика региона: сб. материалов науч.-практической конф. Вып.3/под общ. ред. проф.С.И. Курганского, доц.А.Н. Бердника, Е.В. Шварева. - Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕР-РА", 2003. - С.163-168 (0,3 п. л.).

78. Соколинский, В.М. Сказки, легенды и притчи Леонардо да Винчи [Текст] / В.М. Соколинский // Юдинские чтения - 2003: Миф, фольклор, литература: материалы всеросс. науч. конф. Курск, 17 апреля 2003 г. - Курск: КГУ, 2003. - С.148-151 (0,3 п. л.).

79. Соколинский, В.М. Сказочный мир в творчестве художника И.Я. Билибина [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Юдинские чтения - 2003: Миф, фольклор, литература: материалы всеросс. науч. конф. Курск, 17 апреля 2003 г. - Курск: КГУ, 2003. - С.151-154 (0,1 п. л.). Авторский вклад 50%.

80. Соколинский, В.М. Формирование личности художника-педагога в зеркале исследований живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский // Время и человек в зеркале гуманитарных исследований: материалы пятой междунар. летней культурно-антропологической школы молодых ученых "Культура - Образование - Человек": в 2 т. / под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - Т.2. - С. 190-202 (0,8 п. л.).

81. Соколинский, В.М. Развитие зрительной памяти художника-педагога на занятиях живописью пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Художественное образование в пространстве-времени культуры: сб. науч. ст. / под ред.З.И. Гладких. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2004. - С. 195-201 (0,4 п. л.). Авторский вклад 50%.

82. Соколинский, В.М. Обучение живописи пейзажа в педагогической системе Российской академии художеств [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Художественное образование в пространстве-времени культуры: сб. науч. ст. / под ред.З.И. Гладких. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2004. - С.214-220 (0,4 п. л.). Авторский вклад 50%.

83. Соколинский, В.М. Живопись пейзажа как средство формирования эстетического отношения личности художника-педагога к природе в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования: материалы междунар. науч.-практической конф. Липецк, 7-9 апреля 2004. - Липецк: ЛГПУ, 2004. - С.167-172 (0,3 п. л.).

84. Соколинский, В.М. Проблема формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа в отечественном художественном образовании [Текст] / В.М. Соколинский // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования: материалы межвуз. науч.-практической конф. / под ред.О.И. Спорыхиной. - Воронеж: ВГПУ, 2004. - С. 190-193 (0,3 п. л.).

85. Соколинский, В.М. Актуальные проблемы формирования личности художника-педагога в воспитательной системе педагогического вуза [Текст] / В.М. Соколинский // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы межрегион. науч.-практической конф. Воронеж, 15-16 апреля 2004/под ред. И.Ф. Бережной, Л.А. Кунаковой. - Воронеж: ВГУ, 2004. - Вып.4. - С.58-61 (0,3 п. л.).

86. Соколинский, В.М. Об актуальных проблемах художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Педагогические аспекты профессиональной подготовки кадров в новых социально-экономических условиях: материалы межвуз. науч. - практической конф. Курск, 16 ноября 2004 г. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2004. - С.111-114 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

87. Соколинский, В.М. Проблема формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Педагогические аспекты профессиональной подготовки кадров в новых социально-экономических условиях: материалы межвуз. науч.-практической конф. Курск, 16 ноября 2004 г. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2004. - С.114-117 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

88. Соколинский, В.М. Развитие творческих способностей у студентов по дополнительной специальности ИЗО на факультете педагогики и психологии [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Развивающее образование: теория и практика подготовки специалиста к реализации развивающих технологий общеобразовательной школы: материалы всеросс. науч.-практической конф. - Курск: КГУ, 2005. - С.86-89 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

89. Соколинский, В.М. Современная модель формирования личности учителя изобразительного искусства средствами живописи пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Развивающее образование: теория и практика подготовки специалиста к реализации развивающих технологий общеобразовательной школы: материалы всеросс. науч.-практической конф. - Курск: КГУ, 2005. - С.167-169 (0,1 п. л.). Авторский вклад 50%.

90. Соколинский, В.М. Проблема формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа в условиях модернизации художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Качество подготовки кадров в условиях модернизации образования: сб. материалов итоговой учеб.-методической и науч. конф. профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников Курск. гос. ун-та. - Курск: КГУ, 2005. - Часть 2. - С.99-102 (0,3 п. л.).

91. Соколинский, В.М. Фольклор и пленэрная практика студентов художественно-графического факультета: проблемы и тенденции взаимодействия [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Фольклор в контексте современной культуры: Юдинские чтения - 2005: материалы всеросс. науч.-практической конф. Курск, 22 декабря 2005 г. - Курск: КГУ, 2006. - С.187-190 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

92. Соколинский, В.М. Сказочные мотивы в изобразительном искусстве [Текст] / В.М. Соколинский, Д.Л. Зрелых // Фольклор в контексте современной культуры: Юдинские чтения - 2005: материалы всеросс. науч. - практической конф. Курск, 22 декабря 2005 г. - Курск: КГУ, 2006. - С.214-217 (0,3 п. л.). Авторский вклад 50%.

93. Соколинский, В.М. В защиту натурного этюда пейзажа [Текст] / В.М. Соколинский, О.Н. Рыбин // Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы: материалы всеросс. науч. - практической конф., посвящ.40-летию факультета изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета.1-2 нояб. 2006 г. / отв. ред.В.М. Белый. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - С.331-338 (0,4 п. л.). Авторский вклад 80%.

94. Соколинский, В.М. Актуальные проблемы модернизации художественно-педагогического образования [Текст] / В.М. Соколинский // Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития: сб. науч. ст. и материалов всеросс. науч.-практической конф. - Махачкала: Дагестан. гос. пед. ун-т, 2006. - С.400-403 (0,3 п. л.).

95. Соколинский, В.М. Натурный этюд пейзажа как самостоятельное станковое произведение [Текст] / В.М. Соколинский // Искусство: история и перспективы: материалы науч. - практической конф. Курск, 30 марта 2007 г. / под ред.В.А. Кудинова. - Вып.1. - Курск: КГУ, 2007. - С.126-131 (0,3 п. л.).

96. Соколинский, В.М. Талант - явление редкое [Текст] / В.М. Соколинский // Василий Иванович Ерофеев: Отзывы и статьи современников о творчестве, общественной и педагогической деятельности В.И. Ерофеева / сост. А.В. Ерофеева; Курск. гос. университет. - Курск, 2007. - С.52-53 (0,1 п. л.).

97. Соколинский, В.М. Средства живописи пейзажа в системе подготовки художника-педагога [Текст] / В.М. Соколинский // Искусство: история и перспективы: материалы междунар. науч.-практической конф. Курск, 30 апреля 2008 г. / под ред.В.А. Кудинова. - Вып.2. - Курск: КГУ, 2008. - С.53-59 (0,4 п. л.).

Основные художественные выставки

1. Региональная художественная выставка "Русский чернозем". Курск, 1991.

2. VII Зональная художественная выставка "Край черноземный". Воронеж, 1992.

3. VIII Всероссийская художественная выставка "Россия". Москва, 1992.

4. Зарубежная выставка произведений курских художников. Германия. Шпайер, 1995.

5. Российская художественная выставка "50-летию Победы посвящается". Белгород, 1995.

6. VIII выставка произведений художников центральных областей России. Москва, 1997.

7. Всероссийская выставка "Художники России - Москве" к 850-летию столицы. Москва, 1998.

8. Межобластная художественная выставка "Край черноземный". Воронеж, 1998.

9. Межобластная художественная выставка к 55-й годовщине Курской битвы (Белгород, Воронеж, Курск). Белгород, 1998.

10. IX Всероссийская художественная выставка "Россия". Москва, 1999. (Диплом Союза художников России).

11. Всероссийская художественная выставка "Возрождение", посвященная 2000-летию Христианства. Кострома, 1999.

12. Всероссийская художественная выставка "Болдинская осень". Москва, 1999.

13. Всероссийская художественная выставка "Имени твоему" к 2000-летию Рождества Христова. Москва, 2000.

14. Международная выставка "Европастель". il Pastelleo contemporaneo in Europa. Искусство современной пастели в Европе. Италия, 2002.

15. Межрегиональная художественная выставка "Россия молодая". Брянск, 2002.

16. Выставка из фондов Курской государственной картинной галереи им.А. А. Дейнеки. Курск, 2002.

17. Международная выставка "Европастель". il Pastelleo contemporaneo in Europa. Искусство современной пастели в Европе. Санкт-Петербург, 2003.

18. Всероссийская художественная выставка "Наследие". Воронеж, 2003.

19. Зарубежная выставка "Графика курских художников". Германия. Виттен, 2003.

20. IX региональная выставка "Художники центральных областей России". Липецк, 2003.

21. Международная художественная выставка "Победа", посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Москва, 2005. (Медаль Союза художников России).

22. Всероссийская художественная выставка, посвященная 100-летию М.А. Шолохова. Ростов-на-Дону, 2005.

23. II Всероссийская художественная выставка "Возрождение". Белгород. 2005. (Диплом Союза художников России).

24. III Всероссийская художественная выставка пейзажной живописи "Образ Родины". Вологда, 2006. (Диплом Союза художников России).

25. "Russian Landscapes". An Exhibit of Works by Artists from Kursk.russia. The Crandall Art Gallery. США, 2006.

26. Выставка из фондов коллекции Белгородского государственного художественного музея. Белгород, 2007.

27. X региональная художественная выставка "Художники центральных областей России". Ярославль, 2007. (Диплом Союза художников России).

28. "Артманеж - 2008". XIII ярмарка современного искусства. Москва, 2008.

29. III Всероссийская художественная выставка "Возрождение". Тамбов, 2008.

30. XI Всероссийская художественная выставка "Россия". Москва, 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: