Интердикты для получения владения удержания владения, и восстановления владения

2.1 Интердикты для получения владения

Для получения владения предоставляется владельцу наследственного имущества интердикт, который начинается словами: Quorum bonorum. Действие и сила его состоят в следующем: если кто владеет в качестве наследника или владельца тем имуществом, которое претор дал в обладание другому, или если кто посредством обмана завладел этим имуществом, то он обязан возвратить таковое тому, кому владение дано претором. В качестве наследника, по-видимому, владеет как тот, кто наследник, так и тот, кто почитает себя наследником. В качестве владельца тот, кто владеет без законного основания какою-либо наследственною вещью или даже целым наследством, зная, что это ему не принадлежит. Интердиктом для получения владения он называется потому, что он полезен только тому, кто теперь впервые добивается получить владение вещью. Следовательно, кто, получив владение, потерял оное, тому этот интердикт перестает быть полезным. §143. Книга 4.Институций Гая.

Также в пользу покупателя имущества устанавливается интердикт, который иногда называют поссессорным.

Точно также интердикт такого же свойства дается приобретателю имущества с публичного торга; этот интердикт называется sectorium, потому что sectores называются те, которые покупают имущества с публичного торга.

Интердикт, называемый Сальвианским, установлен также ради приобретения владения; им пользуется помещик относительно инвентаря арендатора, который дал его в залог хозяину сельского имущества для обеспечения договорной наемной платы.

2. 2 Интердикты для удержания владения

Для удержания владения дается обыкновенно интердикт тогда, когда обе стороны спорят о собственности какой-либо вещи и когда предварительно разбирается вопрос, который из тяжущихся должен владеть вещью и который должен доказывать свои права собственности. На этот случай установлены интердикты uti possidetis и utrubi. § 148. Книга 4.Институций Гая.

• Интердикт uti possidetis охранял владение недвижимостями (землей или зданиями), Когда дается интердикт по поводу земли или зданий, то по приказу претора одерживает верх тот, кто владел во время интердикта, если только он ни силою, ни тайно, ни прекарным образом не получал владения от противника; а, напротив, при интердикте о движимой вещи, тот одерживает верх, кто владел ею в течение большей половины последнего года и то ни насильно, ни тайно, ни прекарным образом. Это проистекает из самых слов интердиктов.

• Интердикт же utrubi - владение движимыми вещами. в интердикте utrubi каждому приносит пользу не только его собственное владение, но также и владение другого, которое по справедливости присоединяется к его владению, например владение того лица, которому наследуешь, и того, от кого покупаешь вещь или получаешь ее в виде дарения или приданого. Итак, если законное владение другого, соединенное с нашим владением, превышает владение противника, то этим интердиктом мы одерживаем верх. Лицо, не имеющее никакого собственного владения, не пользуется и не может пользоваться зачетом времени владения своего предшественника; ничто, ведь, не может присоединяться к тому, что само по себе не составляет ничего; но даже, если кто имеет порочное владение, т.е. приобретенное от противника или насильственно, или тайно, или пре-карным образом, то подобный зачет времени владения не имеет места, так как этому лицу собственное владение не приносит никакой решительно пользы.

Год же исчисляется назад; если ты, например, провладел в течение превых восьми месяцев, а я в течение последних семи, то я одерживаю верх, так как владение в течение первых трех месяцев по этому интердикту для тебя бесполезно, потому что это трехмесячное владение имело место в течение предыдущего года. § 152. Книга 4.Институций Гая.

Мы владеем, по-видимому, не только, если сами владеем, но также, если кто владеет от нашего имени, хотя бы он не был нам подвластен, каковы арендатор и наемщик городской недвижимости; равным образом, мы, по-видимому, владеем через тех, кому мы отдали вещь на сохранение или кому мы ссудили вещь безвозмездно, или предоставили бесплатное, пожизненное пользование жилищем, узуфрукт, или только пользование; это и называется, как говорят обыкновенно, мочь удерживать владение чрез всякого владеющего от нашего имени. Даже по мнению большинства юристов мы можем удерживать владение одним намерением и желанием (владеть для себя), т.е. хотя мы сами не владеем и никто другой от нашего имени, но мы, по-видимому, удерживаем владение тогда, когда уходим от него без намерения оставить это владение, а с целью вернуться к нему. О том, через кого мы можем приобрести владение, сказано во второй книге и нет никакого сомнения в том, что мы не можем одним намерением приобретать владение. § 153. Книга 4.Институций Гая.

2. 3 Интердикты для восстановления владения

Для восстановления нарушенного владения обыкновенно дается интердикт в том случае, когда кто насильственно потерял владение; такому предоставляется интердикт, начальные слова которого: "unde tu ilium vi dejecisti" "откуда ты его насильственно изгнал". Этим интердиктом изна-вший принуждается возвратить владение вытесненному из своего участка, если только последний не владел недвижимим имуществом изгнавшего ни насильственно, ни тайно, ни прекарным образом; однако того, кто владел моим имуществом насильственно, тайно или прекарным образом, я безнаказанно могу лишать владения. § 154. Книга 4.Институций Гая.

Иногда, однако, хотя бы я изгнал насильно того, кто владеет моим имуществом насильно, или тайно, или прекарным образом, то я должен ему возвратить владение, если я, например, изгнал его насильно оружием. Вследствие жестокости проступка я во всяком случае должен возвратить ему владение. Под именем оружия мы понимаем не только щиты, мечи, шлемы, но и палки и камни.. § 155. Книга 4.Институций Гая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: