Продукт как результат про-ва фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы

Результатом про-ва, а значит и взаимодействия его факторов, выступает продукт – полезная вещь, предмет или услуга, которая способна удовлетворить определенную потребность. Будучи результатом процесса труда, продукт является и его условием. По характеру потребительских свойств продукты труда разделяются на вещественные продукты труда и нематериальные услуги. По функциональной роли продукты труда делятся на средства про-ва и предметы потребления. В условиях товарного про-ва продукты труда становятся товаром.

Продукт характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны продукта. Натурально-вещественная сторона продукта - это совокупность механических, химических, физических и др. свойств, делающих продукт способным удовлетворять потребность. Другое свойство продукта - он воплощает в себе определенное кол-во затраченного труда. Общественная сторона продукта позволяет определить, ценой каких затрат труда удовлетворена та или иная потребность.

В каждом конкретном случае результатом про-ва выступает единичный продукт: хлеб, ткани, станки, автомобили и т.д. Единичный продукт является результатом индивидуального про-ва, а результатом общественного про-ва выступает общественный продукт, представляющий собой сумму потребительных стоимостей, созданных в обществе за определенныйпериод времени.

В условиях товарного про-ва общественный продукт имеет и стоимостную форму. С точки зрения стоимости произведенный продукт включает в себя стоимость потребленных средств про-ва; необходимый продукт, идущий на воспроизводство рабочей силы; прибавочный продукт, выступающий излишком над необходимым продуктом.

Конечные результаты всех видов эконом. деятельности в стране характеризует валовый нац. продукт. Он отличается от совокупного общественного продукта. Первый отражает итоги эконом. деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере нац. экономики, а второй – результат только материального про-ва. Есть еще понятие валового внутреннего продукта, исчисляемого как совокупная стоимость конечной продукции отрасли материального про-ва и сферы услуг.

Результативность применения в про-ве дополнительно привлекаемых производственных ресурсов оценивается с помощью показателей общего, среднего и предельного продуктов.

Общий продукт (ТР) (или совокупный продукт) – это общее кол-во произведенной продукции в натуральном выражении, которое возрастает по мере увеличения использования одного переменного ресурса при неизменном использовании других.

Средний продукт (АР) – это частное от деления общего продукта на кол-во использованного в про-ве переменного фактора (труда L или капитала K):

Он показывает объем выпуска продукции, приходящейся на единицу используемого переменного фактора.

Предельный продукт (МР) – это доп. выпуск продукции, который достигнут за счет увеличения использования переменного ресурса при неизменном кол-ве др. ресурсов:

или


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: