Когда звонит колокол. 15 страница

человек и более 100 получили ожоги...

Таковы факты. В связи с ними небезосновательно и тревожно звучат

пророческие слова крупнейшего английского эксперта по морским пожарам Р. Ф.

Сербатта, сказанные им в 1954 г. на страницах лондонского журнала

"Шипбиядинг энд Шиппинг Рекорд": "Можно предполагать, что в течение каждого

года одно из 100 находящихся в эксплуатации пассажирских судов сгорит".

В настоящее время, по сведениям крупнейшей в мире страховой корпорации

Ллойда, пожары на судах мирового торгового флота в среднем составляют лишь

5% всех аварий морских судов, однако число случаев полной конструктивной

гибели, причиной которой явился пожар или взрыв, составляет более 10% числа

погибших судов в результате всех видов аварий.

Каковы основные или, скажем, наиболее характерные причины пожаров на

морских судах в наше время?

Причины эти самые разнообразные: от самовозгорания груза и злого умысла

до самой элементарной небрежности со стороны экипажа или пассажиров судна.

Практика показывает, что причины возникновения пожаров, которые были

потушены до того, как они достигли значительных размеров, в большинстве

случаев устанавливаются. Когда же пожар наносит значительные повреждения

судну, причину удастся установить очень редко.

Немало пожаров на пассажирских судах происходило из-за включенных и

оставленных без присмотра электронагревательных приборов.

На современных грузовых судах наиболее опасными в пожарном отношении

являются машинно-котельные отделения судов, работающих на жидком топливе.

Характерная особенность пожаров в этих помещениях -- быстрое распространение

пламени. Несмотря на поддерживаемую чистоту, здесь всегда имеются места

хранения остатков смазки, топлива, обтирочного материала и других предметов,

способных быстро загораться в случае появления открытого огня.

Один из самых сильных пожаров в машинном отделении судна произошел в

1947 г. на английском четырехвинтовом пассажирском лайнере "Рейна Дел

Пасифико". Это судно вместимостью 17 702 рег. т было построено в 1931 г. по

заказу фирмы "Пасифик стим навигейшн компании и до второй мировой войны

совершало регулярные рейсы между Ливерпулем и Западным побережьем Южной

Америки. После модернизации пассажирских помещений в сентябре 1947 г. на

верфи "Харланд энд Волф" лайнер вышел на ходовые испытания. Из-за перегрева

поршня второго цилиндра крайний левый двигатель отключили. Когда после

устранения неполадки двигатель снова запустили, в его картере и одновременно

в картерах остальных трех двигателей произошел взрыв паров масла. И хотя 57

из 80 предохранительных лючков было сорвано, взрывом были убиты 25 и ранены

21 человек, находившихся в это время в машине. Следствие показало, что

причиной взрыва в картерах явились пары перегретого смазочного масла.

Успешный исход борьбы с пожаром на судне во многом зависит от четкой

работы главной машины, вспомогательных механизмов, в том числе и пожарных

насосов. Выход же из строя самого машинно-котельного отделения уже исключает

подачу воды под давлением в системы водяного и химического пожаротушения, а

также применение пара и в некоторых случаях ряда других средств. Приведем

несколько примеров, когда начавшийся в машинно-котельном отделении пожар

явился причиной гибели пассажирского судна.

Английский военный транспорт "Эмпайр Уиндраш" -- бывший немецкий лайнер

"Монте Роза" -- был построен в 1930 г. Валовая вместимость его 14 651 рег.

т, длина 152,7 м, ширина 19, высота борта 11,5 м. Судно имело четыре

сплошные палубы, дизели общей мощностью 15 720 л. с. сообщали судну скорость

20 узлов. После окончания второй мировой войны "Монте Роза" попала по

репарации к англичанам и, пройдя модернизацию, была введена в состав

вспомогательного флота британского министерства транспорта. В марте 1954 г.

транспорт с 1276 пассажирами на борту и экипажем 222 человека совершал

очередной рейс.

28 марта судно вышло в Средиземное море. Когда лайнер находился в

районе Алжирского берега, в 6 часов 17 минут в машинном отделении произошел

взрыв, в результате которого возник сильный пожар. В огне погибли три

механика и электрик, не успевшие выбраться из машинного отделения. Хотя

командование судна через 2 минуты объявило пожарную тревогу и немедленно

приняло решительные меры по ликвидации пожара, тушение огня не привело к

успеху. Машинное отделение оказалось заполненным густым едким дымом. В

суматохе никто не мог найти дымовые маски, а без них про-" никнуть в него

было невозможно. Все средства водяного тушения оказались сконцентрированными

в одном месте, и вовремя направить воду в машинное отделение не успели.

Через 10 -- 15 минут пожар перекинулся на пассажирские палубы. Предотвратить

распространение огня в районе пассажирских помещений также не удалось:

пожарный инвентарь и оборудование были устаревшей конструкции и в

недостаточном количестве. Капитану "Эмпайр Уиндраш" ничего не оставалось,

как в 6 часов 45 минут начать эвакуацию пассажиров с горящего судна.

Состояние моря и отличная видимость благоприятствовали спуску спасательных

шлюпок. Все находившиеся на борту лайнера люди, за исключением четырех

членов машинной команды, погибших в огне, были размещены в 22 шлюпках.

Для спасения людей были также использованы автоматические надувные

плоты, которые случайно оказались на борту транспорта для проведения

экспериментов. Это был первый случай практического использования надувных

плотов, которые в настоящее время получили широкое распространение в

торговых флотах многих стран. Вскоре все 22 шлюпки были подняты на борт

подошедшими на помощь судами.

В течение нескольких часов покинутый пылающий лайнер, не имея хода,

дрейфовал под ветер. Повреждения от огня были значительными, вся средняя

надстройка выгорела полностью, судно получило крен на правый борт. Судно,

взятое на буксир, неожиданно затонуло 30 марта недалеко от побережья Алжира.

Фактически следствие по пожару на "Эмпайр Уиндраш" не проводилось, так

как судно затонуло. В результате опроса свидетелей эксперты, разбиравшие

дело, пришли к мнению, что причиной взрыва в машинном отделении была

лопнувшая труба газового коллектора одного из главных двигателей. Кроме

того, выяснилось, что в противопожарном отношении устройство машинного

отделения "Эмпайр Уиндраш" не соответствовало современным нормам, несмотря

на его модернизацию.

Говоря о пожарах, начавшихся в машинно-котельных отделениях, нельзя не

упомянуть о пожаре на норвежском лайнере "Скаубрин". Это судно, имея на

борту 1081 пассажира (в том числе 300 детей до 12 лет и 23 грудных младенца)

и 208 членов экипажа, направлялось в Австралию. 31 марта 1958 г., когда

"Скаубрин" находился в Индийском океане, в машинном отделении по неизвестной

причине вспыхнул пожар. Несмотря на принятые меры, огонь ликвидировать не

удалось, и через полчаса пламя перекинулось на пассажирские помещения.

Командование судна, поняв, что пожар потушить не удастся, приняло

решительные меры по эвакуации людей. В течение 45 минут были спущены все

шлюпки, в которых спаслись пассажиры и команда. Через 2 часа шлюпки были

подобраны подошедшим на помощь австралийским пароходом.

Другой пожар, начавшийся в машинно-котельном отделении и приведший к

гибели пассажирского судна, произошел на итальянском лайнере "Бианка Чи" во

время стоянки в бухте Сент-Джорджес.

Четырехпалубный теплоход "Бианка Чи" вместимостью 18 427 рег. т был

построен в 1949 г. Его длина 181м, ширина 23 и осадка 7,3 м. Судно могло

принять около 1000 пассажиров.

Утром 22 октября 1961 г. в момент пуска двигателей в воздухопроводе

левого дизеля по неизвестной причине произошел взрыв. Это привело к

воспламенению топливных танков и последующим взрывам в машинном отделении.

Несмотря на попытки команды ликвидировать пожар, пламя стало

распространяться за пределы машинного отделения. Лайнер стоял на якоре

слишком далеко от мола, чтобы с огнем можно было бороться с берега. Из-за

нехватки судовых противопожарных средств после 48 часов безуспешной борьбы с

пламенем лайнер затонул. В огне погибли 4 человека, более 20 получили

серьезные ожоги. Командованию лайнера удалось вовремя эвакуировать на берег

670 человек.

Сгорели в порту

В субботу, 30 июня 1900 г. в Нью-Йорке у пирса немецкой судоходной

компании "Нордейчер Ллойд" в Хобокене стояло сразу пять пассажирских

лайнеров: "Саале", "Бремен", "Мэйн", "Фоениша" и "Кайзер Вильгельм дер

Гроссе".

С борта первого из них шла выгрузка хлопка. Когда грузчики подняли

стропами из трюма десяток кип, одна из них вспыхнула. В тот день в Нью-Йорке

стояла очень ветреная погода, и деревянный склад на пирсе загорелся. Потом

пламя охватило штабель с ящиками виски, переметнулось на другой склад, на

третий. Ровно через Ю минут пламя распространилось на 500 м по всей длине

пирса и перекинулось на стоявшие вдоль него лайнеры.

На "Саале" перерубили швартовы, судно, подхваченное течением реки, было

снесено на мель, где сгорело. "Мэйн", на борту которого находилось 150

человек, сгорел у причала. Людей спасти не успели. Буксиры оттащили его от

пирса на середину реки. На "Бременем, когда вспыхнул склад, находилась

экскурсия школьников, многие из них погибли в огне. На этих трех лайнерах

сгорело около 200 человек, а на борту "Кайзера Вильгельма дер Гроссе",

который отошел от пирса без помощи буксира, погибло около 300 пассажиров.

Общий убыток от пожара, который начался из-за одной вспыхнувшей кипы хлопка,

исчислялся в 2 млн. фунтов стерлингов по курсу того времени.

Пожары на суднах в порту очень часто не только заканчивались гибелью

самих судов и разрушением от огня складов, но и приносили колоссальные

косвенные убытки, вызванные тем, что причал, склады и даже часть порта

оказывались выведенными из эксплуатации на долгие месяцы, а иногда и на

многие годы.

Французский лайнер "Париж" был спущен на воду в Сен-Назере в 1914 г.,

но из-за войны его постройка была закончена лишь в 1921 г. В то время это

было одно из самых крупных пассажирских судов французского торгового флота:

валовая вместимость 34 570 рег. т, длина 224 м, ширина 26, высота борта 18,

осадка 9,6 м. Паровые турбины мощностью 45000 л. с. обеспечивали судну

скорость 22 узла. По комфортабельности пассажирских помещений и красоте

отделки ни одно судно постройки 20-х годов не могло конкурировать с

"Парижем".

Огромный центральный салон служил театром. На других палубах были еще

два больших салона, несколько кафе, ресторанов, библиотека и гимнастический

зал. На прогулочной палубе специальное резиновое покрытие смягчало шаги.

Лайнер мог перевозить более тысячи пассажиров.

Команда и обслуживающий персонал насчитывали 670 человек.

В апреле 1939 г. "Парижа стоял в Гавре под погрузкой экспонатов для

Международной Нью-йоркской выставки.

18 апреля в 22 часа накануне отхода на судне вспыхнул пожар. Его первые

признаки были замечены в хлебопекарне. Вскоре обнаружился второй очаг

пожара: горела судовая парикмахерская, расположенная двумя палубами выше.

Спустя несколько минут был обнаружен третий очаг пожара -- горел один из

салонов верхней палубы.

Пожарный инвентарь на судне был неисправен и устаревшей конструкции,

регулярного патрулирования не было, никто из команды не знал пожарного

расписания. Капитан лайнера узнал о пожаре лишь через 3 часа после его

начала. Во время пожара на "Париже" царил полный беспорядок: борьбой с огнем

руководило 13 человек, но единого командования не было. Механики парохода в

5 часов утра самовольно покинули судно. Они были уверены, что пожар

ликвидирован и работа пожарных генераторов уже не нужна.

В течение 7 часов на судно бессистемно лили потоки воды, которая,

скапливалась в помещениях верхних палуб, создавала опасный крен. В тушении

пожара приняли участие все пожарные команды порта и города, однако пламя

продолжало бушевать на всех палубах. В огне погибли начальник судовой

пожарной охраны и несколько членов экипажа. Пожар удалось ликвидировать лишь

к 8 часам утра, но к этому времени судно уже потеряло остойчивость и,

опрокинувшись на левый борт, затонуло, закрыв выход из порта лайнеру

"Нормандия". Чтобы пропустить этот гигант, у "Парижа" пришлось срезать

мачты. Как только "Париж" затонул, вся гавань Гавра покрылась слоем

всплывшей бункерной нефти. Это сильно загрязнило акваторию порта и создало

серьезную угрозу пожара для всех стоявших з это время в Гавре судов.

Немедленно началось расследование причин гибели "Парижа". После

затопления лайнера определить точную причину пожара оказалось почти

невозможно. Однако возникновение пожара одновременно в трех различных местах

было неоспоримым доказательством злого умысла.

После окончания второй мировой войны ";Париж" был поднят и пущен на

слом.

Еще один сильный пожар в порту произошел в 1942 г. в Нью-Йорке на

третьем в мире по величине лайнере "Нормандия".

Турбоэлектроход "Нормандия" был построен в 1935 г. в Сен-Назере и до

постройки английского лайнера "Куин Элизабет" считался вторым в мире по

величине пассажирским судном: валовая вместимость 83 423 рег. т (на 2188 т

меньше "Куин Мэри"), длина 313,7 м, ширина 35,9, средняя осадка 11,2 м.

Четыре паровые турбины по 47600 л. с. позволяли "Нормандии" пересекать

Атлантический океан со средней скоростью 31,2 узла. Лайнер имел 11 палуб, из

которых 7 были сплошными. Судно, помимо 1285 человек команды и

обслуживающего персонала, могло принять на борт 1972 пассажиров. "Нормандия"

до сих пор считается непревзойденной по комфортабельности, красоте и

изяществу отделки внутренних помещений. Достаточно сказать, что длина

застекленной прогулочной палубы составляла 290 м. На судне было 11

пассажирских лифтов, 11 подъемников для груза и 11 для автомашин.

"Нормандия" была гордостью Франции.

С 1935 по 1938 г. "Нормандия", совершая трансатлантические рейсы, была

обладательницей символического приза скорости "Голубой ленты Северной

Атлантики". В начале второй мировой войны "Нормандия", за которой уже начали

охотиться немецкие подводные лодки, нашла убежище в Нью-Йорке. В декабре

1941 г. она была передана правительству США, которое решило переделать

лайнер в военный транспорт. В феврале 1942 г. работы по переоборудованию

подходили к концу, и судно должно было выйти из порта через пять дней.

9 февраля в 14 часов 30 минут один из рабочих, находившихся на главной

палубе, крикнул: "Пожар!" В огромном центральном салоне, где устанавливались

нары для американских солдат, пылала куча капковых спасательных поясов,

которые не успели распределить по помещениям судна. Противопожарные средства

на корабле еще не были, подготовлены, ликвидировать пожар не удалось, и

пламя быстро распространилось по главной палубе.

Все вентиляторы, двери, иллюминаторы и лацпорты были открыты для

просушки свежей краски. Сильный северо-западный ветер усиливал горение.

Вскоре рабочие и команда вынуждены были покинуть главную палубу. За 15 минут

огонь перекинулся с главной на прогулочную и шлюпочные палубы. Спустя час

корабль превратился в огромный пылающий костер. Американцы использовали для

тушения все пожарные команды Нью-Йорка и портовые пожарные суда, однако

лайнер горел весь день и всю ночь. На верхних палубах скопились десятки

тысяч тонн воды, и в 2 часа 45 минут судно, потеряв остойчивость, резко

накренилось и легло на борт у пирса.

Постройка "Нормандии" обошлась французам в 65 млн. долларов,

переоборудование его в военный транспорт стоило 20 млн. долларов, а

стоимость по подъему из воды -- 8 млн. долларов.

Проведенное американцами расследование не установило точной причины

появления огня. Мнения экспертов по этому вопросу разошлись. Одни

предполагали, что пожар возник случайно от искры при резке одной из колонн

центрального салона. Другие приписывали причину пожара диверсии немецких

агентов разведки. Факт диверсии подтвердили после окончания второй мировой

войны.

Из послевоенных пожаров наиболее трагичны были следующие.

В 1946 г. очень сильный пожар случился в Ливерпуле на борту "Эмпайр

Уэйвни" -- бывшем немецком пассажирском судне "Милуоки", построенном в 1929

г. Его валовая вместимость была равна 16 624 рег. т, длина 175,3, ширина

22,2, осадка 8,8 м. Два дизеля общей мощностью 14 230 л. с. сообщали судну

скорость 16 узлов. Пассажирские помещения судна были рассчитаны на 1070

человек.

В конце апреля 1946 г. работы по переоборудованию "Эймпайр Уэйвни" на

судоремонтной верфи в Ливерпуле подходили к концу. Пожарная охрана лайнера

возлагалась и на командование судна и на портовую пожарную службу.

1 марта в 7 часов 28 минут пожарный патруль, проходя по коридору

шлюпочной палубы, заметил, что из одной каюты вырывается язык пламени. На

судне еще не успел прозвучать сигнал пожарной тревоги, а несколько кают и

часть коридора шлюпочной палубы уже были охвачены огнем. Через несколько

минут пламя перекинулось на нижние палубы судна. Быстрому распространению

огня "помогли" сквозняки, созданные специально для быстрой просушки свежей

краски. Двери противопожарных переборок были открыты, так как на судне еще

не закончился монтаж электропроводки. Вырывавшиеся из средней надстройки

огненные языки доходили до клотиков мачт.

Пожар начали тушить с помощью переносных химических огнетушителей.

Попытки наладить тушение водой, включить насосы и соединить шланги не дали

положительных результатов.

В момент начала пожара на судне было всего четыре пожарных насоса, из

которых два оказались неисправными. Соединительные гайки шлангов были разных

конструкций: при постройке немцы снабдили судно гайками типа "Рот", а

американцы, начавшие переоборудование лайнера в 1945 г., заменили часть этих

гаек винтовыми и, не доведя работу до конца, передали судно англичанам. Для

команды и пожарной партии было полной неожиданностью, что на одном шланге

оказались разные гайки.

Позже выяснилось, что на "Эмпайр Уэйвни" ни разу не проводились

пожарные тревоги и учения. Хотя во время ремонта от судна на причал были

проложены специальные, на случай пожара, шланги, но они не были соединены с

гидрантами -- портовые власти запрещали ими пользоваться. Переносных

химических огнетушителей оказалось недостаточно для ликвидации очага пожара,

и, когда на помощь прибыли портовые пожарные, все палубы лайнера были

охвачены огнем. Пожар тушили 25 насосами с берега, тремя мощными мониторами

и шлангами двух пожарных судов. Все эти средства не дали видимого

результата: лайнер продолжал гореть, набирая в свой корпус сотни тонн воды.

В 11 часов 45 минут из-за опасения, что лайнер может потерять остойчивость и

лечь на борт, была прекращена работа всех насосов. Пожар стих через

несколько часов, когда все помещения лайнера выгорели, а судно легло левым

бортом на причал. Убытки от пожара -- 2 млн. фунтов стерлингов.

При расследовании оказалось, что это был пятый пожар с момента

постановки "Эмпайр Уэйвни" на переоборудование в Ливерпуле. Первые два

пожара в январе 1946 г. возникли по неизвестной причине в раздевалке

рабочих. Оба пожара были быстро ликвидированы переносными огнетушителями.

Третий пожар возник на судне по неустановленной причине 8 февраля 1946 г. в

одной из кают. При этом огнем было уничтожено 6, сильно повреждено 3 и

частично -- 13 кают первого класса. Четвертый пожар начался 24 февраля в

раздевалке рабочих. После пожара капитан лайнера в одном из железных шкафов,

где хранилась рабочая одежда, нашел сделанный из газеты факел, смоченный в

олифе. Казались подозрительными и следующие обстоятельства: первый и

четвертый пожары возникли в железном шкафу, где не было ни

электрической проводки, ни одежды; третий пожар начался в закрытой

каюте, где не было ни деревянной мебели, ни матрацев, ни штор, ни ковров;

чрезвычайно быстрое распространение пламени с верхних палуб на нижние;

показания вахтенного у трапа о том, что вскоре после начала пожара с судна

ушли трое незнакомых (вахтенному) рабочих, которые, в отличие от других, не

несли свой инструмент. Большинство экспертов и капитан сгоревшего лайнера

высказались за то, что причиной гибели судна явился умышленный поджог.

Следует добавить, что этому поджогу предшествовал пожар на другом

английском крупнотоннажном лайнере. 8 сентября 1945 г. в английском порту

Бирроу-ин-Фернесс на судоремонтных верфях возник пожар на лайнере "Эмпресс

оф Раша", построенном в 1913 г. в Шотландии. Валовая вместимость судна 16

810 рег. т, длина 178, ширина 20,7 м. Это изящное трехтрубное судно могло

развивать скорость до 21,2 узла. В результате пожара лайнер был уничтожен.

Причина пожара осталась невыясненной.

Как уже говорилось, причиной гибели судна от пожара может оказаться

самая что ни на есть элементарная небрежность со стороны команды или

пассажиров. Весьма наглядным примером этого может служить гибель канадского

пассажирского парохода "Нороник". Он был построен в 1913 г. в соответствии с

требованиями высшего класса Ллойда для пассажирских судов при плавании по

Великим озерам. Валовая вместимость судна 6905 рег. т, длина 110, ширина

15,8, высота борта 7,6 м.

В 18 часов 16 сентября 1949 г. "Нороник", имея на борту 524 пассажира и

171 члена экипажа, ошвартовался у причала в Торонто, где он должен был

простоять сутки. К 23 часам часть пассажиров-туристов, закончив осмотр

достопримечательностей города, возвратилась на судно. Было уволено на берег

на всю ночь 99 процентов команды. Капитан парохода также был на берегу. В

полночь на вахте находилось всего 15 человек.

В 1 час 15 минут один из пассажиров, проходя по главной палубе, заметил

дым, выходивший из-под двери бельевой кладовой. Он позвал дежурного офицера,

с которым они взломали дверь кладовой. Как только дверь открыли, огромный

язык пламени вырвался из кладовой в коридор.

Пассажир, крича "пожар!", побежал по коридору. Этого было вполне

достаточно, чтобы на судне началась паника. Разбуженные пассажиры стали

собираться у охваченной пламенем кладовой. Очаг пожара своевременно

ликвидировать не удалось, и пламя охватило часть коридора. Пока прибыла

городская пожарная команда, огонь перекинулся с главной на верхние палубы.

Никто из команды не позаботился дать сигнал пожарной тревоги. Многие

пассажиры узнали о пожаре только тогда, когда огонь преградил им выход из

кают. Сотни людей в панике метались по четырем палубам парохода в поисках

выходов, ведущих к пассажирскому трапу на берег.

Люди, заблудившись в помещениях судна, попали в сильно задымленные

коридоры и погибли от удушья. Оставшаяся на борту парохода команда

растерялась и не смогла наладить организованную эвакуацию пассажиров.

Несмотря на то, что судно было ошвартовано бортом у причала, 136 человек

стали жертвами этого пожара.

К утру от "Нороника" остался обгоревший дымящийся остов. Хотя кладовая

была полностью уничтожена огнем, экспертам удалось установить причину

пожара. Это был электрический утюг, оставленный включенным в запертом

помещении. Старая планировка судна и роскошная отделка явились причиной

чрезвычайно быстрого распространения пожара.

Небезынтересно заметить, что принадлежавший этой же компании однотипный

с "Нороником" пароход "Хамоник" сгорел 17 июля 1945 г., а 14 августа 1950 г.

компания потеряла в результате пожара третье серийное судно -- пароход

"Квебек". Оба эти парохода были также построены в 1913 г. и не

соответствовали современным требованиям.

Курение не раз оказывалось причиной пожаров на пассажирских судах.

Канадский лайнер "Эмпресс оф Кэнада" был построен в 1928 г., его

валовая вместимость 20 022 рег. т, длина 183, ширина 23 м. Судно имело

паровые турбины общей мощностью 18 000 л. с. и могло развивать скорость 18

узлов-Лайнер отличался особой комфортабельностью пассажирских помещений.

Преобладали пассажирские каюты "люкс", рассчитанные на 577 человек.

Туристский и третий классы могли вместить 988 человек. Центральный салон с

балконом для оркестра был рассчитан на 300 мест. Кроме этого, на лайнере

были большой курительный салон, большой зал, гимнастический зал, открытый

бассейн для плавания, несколько пассажирских лифтов.

В январе 1953 г. "Эмпресс оф Кэнада" находился на модернизации в

док-бассейне Ливерпульского порта.

Пожарная бригада Ливерпульского порта получила по телефону сообщение о

том, что на "Эмпресс оф Кэнада" вспыхнул пожар 23 января в 16 часов 17

минут. Портовые пожарные прибыли к месту происшествия менее чем через 3

минуты после вызова. В момент возникновения пожара на судне находилось 290

портовых ремонтных рабочих. Система пожарной сигнализации не работала, и о

пожаре на судне узнали и вызвали пожарных спустя 40 минут после его

возникновения, когда пламя уже распространилось по кормовым помещениям палуб

"В" и "С". Судовая пожарная магистраль не была под давлением, и находившаяся

на судне команда своевременно не подключила ее к береговым гидрантам. Лишь

через 30 минут после обнаружения пожара удалось пустить судовые пожарные

насосы. Огнезащитные двери на судне остались открытыми. Быстрому

распространению огня способствовали взрывавшиеся баллоны со сжатым

кислородом, расставленные для работы в различных помещениях судна.

Спустя час после обнаружения пожара почти все помещения были охвачены

огнем. Во время тушения между командованием судна и портовыми пожарными

властями не было никакого взаимодействия. Никто не обратил внимания на то,

что неограниченное расходование воды может привести к нарушению остойчивости

судна. В 18 часов 20 минут на горящий лайнер было направлено 30 мощных струй

воды. На борту находилось более 30 пожарных, которые работали в

респираторных масках. В 19 часов 45 минут работали уже 40 насосов. Со

стороны акватории док-бассейна на лайнер направили мощный монитор портового

пожарного судна.

Набрав сотни тонн воды, судно получило крен на левый борт. Лишь после

этого портовые пожарные власти догадались прорезать в борту отверстия, чтобы

выпустить принятую судном воду. В 20 часов 15 минут из-за явной угрозы

опрокидывания судна прекратили работу насосов. Но было уже поздно: крен

Продолжал увеличиваться, и в 20 часов 35 минут судно, приняв около 2400 т

воды, накренилось в сторону причала на 17,5°. Серьезных попыток откачать

воду предпринято не было. К этому времени все пять палуб лайнера были

охвачены огнем.

В 21 час 20 минут, когда крен судна составлял 19,5°, возобновили работу

30 насосов. Лайнер продолжал валиться на левый борт, и в 23 часа 45 минут

крен достиг 21°. В 1 час 30 минут, спустя 9 часов после возникновения

пожара, судно потеряло остойчивость и легло левым бортом на грунт.

В течение нескольких часов выступающие над водой помещения правого

борта продолжали гореть. В это время в топливных танках находилось 1200 т

нефти, которая разлилась по акватории бассейна и создала угрозу пожара в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: