Результаты

Формирование расчета ценового индикатора сочетает в себе маркетинговые методы, в частности методику определения размера рынка, экономико-статистические методы, в частности анализ и обработку данных по объемам торгов и биржевым котировкам на авиационный керосин и методы математико-статистических оценок, такие как средневзвешенное и среднее арифметическое, а так же статистически методы оценки качества товара, а именно адаптированную для нефтепродуктов формулу В.А. Трапезникова.

Формула рассчитывается для каждого НПЗ, при этом этот же НПЗ должен являться базисом поставки для формирования биржевой котировки для одной из трех российских торговых площадок (Биржа Санкт-Петербург, Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК) и Санкт-Петербуржская международная Товарно-сырьевая Биржа (СпбМТСБ)).

В общем виде формула (1) выглядит следующим образом:

, где: (1)

– Сводный ценовой индикатор;

– Удельный вес в формуле внебиржевой составляющей;

– Индикатор внебиржевой составляющей;

- Удельный вес в формуле биржевой составляющей;

- Индикатор биржевой составляющей.

В формуле (1) удельный вес внебиржевой составляющей, отображающий состояние внебиржевого рынка () рассчитывается по формуле (2):

, где: (2)

в – внебиржевые сделки (внебиржевые сделки зарегистрированные и незарегистрированные на бирже);

i – нефтеперерабатывающий завод (НПЗ);

– Объем внебиржевых сделок, с нефтепродуктом i-го НПЗ;

– Общий объем реализации нефтепродукта i-го НПЗ.

В формуле (1) индикатор внебиржевой составляющей (), рассчитывается по методике «очищенной цены»:

(3)

– мировая цена (ежедневные котировки мировых агентств энергетической информации);

– стоимость транспорта от границы (в зависимости от преимущественного направления поставок нефтепродукта с МНПЗ) до международных центров торговли;

– экспортная пошлина на нефтепродукты;

– валютный курс рубля по отношению к доллару США;

- стоимость транспорта от НПЗ до границы (железнодорожный транспорт – минимальный тариф по данным ОАО «РЖД», перевалка, услуги портов);

R – норма рентабельности и инфляция;

А - акциз на нефтепродукты;

НДС – налог на добавочную стоимость.

В формуле (1) удельный вес в формуле биржевой составляющей определяется как (Формула 4)

, где: (4)

- Объем нефтепродукта реализуемого с i,j НПЗ на биржевой рынок;

- Общий объем реализации нефтепродукта i,j НПЗ.

Цена биржевой составляющей определяется как (формула (5)):

, где (5)

– биржевая котировка нефтепродукта для i,j-го НПЗ [5].

При расчете коэффициента качества для бензина учитывались следующие показатели: максимально допустимая массовая доля серы и содержание ароматических углеводов[1]. Для оценки качества дизельного топлива в качестве основного критерия предлагается оценивать содержание в дизельном топливе сернистых соединений (содержания серы). Содержание серы в дизельном топливе непосредственно влияет на содержание вредных веществ в выхлопных газах, а значит, на экологический стандарт топлива. Повышенное содержание серы в дизельном топливе с точки зрения его качественных характеристик для конечного потребителя влияет так же и на износ важнейших элементов автомобильных двигателей, таких как поверхности форсунок, поршневые кольца и подшипники, сокращает требуемые межремонтные интервалы для транспортных средств.

Для автомобильных бензинов основными критериями качества выбраны содержание серы и ароматических соединений в топливе. Ароматические соединения обладают значительным молекулярным весом, что приводит к образованию нагара на деталях и агрегатах транспортного средства при сгорании этих высококипящих соединений. Нагар снижает эксплуатационные свойства двигателей и приводит к порче транспортных средств. Повышенное содержание серы в бензине, так же как и в дизельном топливе, влияет в первую очередь на его экологический класс и содержание вредных веществ в выхлопных газах. Во-вторых, так же, как и в дизельных двигателях при сгорании сернистых соединений образуются вредные отложения, которые негативно сказываются на эксплуатационных характеристиках транспортного средства. Коэффициент качества рассчитывался по адаптированной к нефтепродуктам формуле В.А. Трапезникова, которая в общем виде выглядит следующим образом:

, где (1)

(2)

При расчете коэффициента качества для автомобильного бензина учитывалось максимально допустимое количество серы и ароматических углеводородов для классов со 2го по 5й (идентичны Евро -2…Евро – 5), показатели приведены ниже (Таблица 3)

Таблица 3. Требования к автомобильному бензину

Автомобильный бензин   Евро 2 Евро 3 Евро 4 Евро 5
Сера мг/кг        
Ароматические УВ %        

Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. Москва "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту".

Важно отметить, что для корректности отображения результатов корректировка коэффициентом качества проводится только по акцизу. Выбор ставки акциза обусловлен тем, что акциз является специфичным налогом, в отличие от налога на добавленную стоимость (НДС). В данной работе значения акцизов брались за 2011 год, и именно они помножались на расчетный коэффициент качества. Таким образом, общая формула приобретает вид:

Поправка на коэффициент качества всего индикатора не видится целесообразной, так как образуется очень большой интервал между максимально допустимой ценой для моторного топлива высокого класса (Евро-4, Евро -5) и низкого класса (Евро - 2).

За эталонный класс принимается третий, так как сегодня его выпускают многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а так же переход на него всех НПЗ ожидается в 2012 году.

Коэффициенты качества, рассчитанные по Формуле 2, для автомобильного бензина выглядят следующим образом (Таблица 4).

Таблица 4. Коэффициенты качества для автомобильного бензина, рассчитанные по формуле Трапезникова

  Евро 2 Евро 3 Евро 4 Евро 5
Каб= 0,629941   0,527046 1,398412

Источник: составлено автором

Однако для расчета максимально допустимой цены коэффициент Трапезникова требует корректировки, так как чем выше качество топлива, тем выше должна быть цена и наоборот. Таким образом, коэффициент качества выглядит следующим образом (Формула 3):

Единица прибавляется в случае, если топливо по качеству выше эталонного, в нашем случае это Евро-3, вычитается, если ниже качество топлива ниже эталонного. В результате, скорректированные коэффициенты для автомобильного бензина имеют следующий вид (Таблица 5)

Таблица 5. Скорректированные коэффициенты качества для автомобильного бензина

  Евро 2 Евро 3 Евро 4 Евро 5
Каб= 0,370059   1,527046 2,398412

Источник: составлено автором

Таким образом, мы видим (Рисунок 1), что при выпуске бензина АИ 95 на Нижегородском НПЗ наш расчетный индикатор значительно превышает отпускные цены завода и расчетные индикаторы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Министерства энергетики РФ. Тем самым для завода, производящего топливо высокого экологического стандарта повышается максимально возможная отпускная цена, а значит увеличаваются его конкурентные преимущества.

Рисунок 1 - Сравнение ценовых индикаторов на автомобильный бензин АИ 95 на НОРСИ за 31 неделю 2011 года

Источник: составлено автором

Для дизельного топлива по расчетам коэффициенты качества по формуле Трапезникова выглядят так (Таблица 6)

Таблица 6. Коэффициенты качества для дизельного топлива, рассчитанные по формуле Трапезникова

  Евро 2 Евро 3 Евро 4 Евро 5
Кдт= 1,428571   0,142857 1,028571

Источник: составлено автором

По формуле 3, скорректированные коэффициенты качества выглядят следующим образом (Таблица 7)

Таблица 7. Скорректированные коэффициенты качества для дизельного топлива

  Евро 2 Евро 3 Евро 4 Евро 5
Кдт= 0,428571   1,142857 2,028571

Источник: составлено автором

Так мы видим (Рисунок 2), что при выпуске дизельного топлива летнего качества класса Евро-2, максимально допустимая цена становится значительно ниже нашей расчетной цены и ниже оптовой цены НПЗ, во многих случаях.

Рисунок 2 - Сравнение ценовых индикаторов на дизельное топливо летнее на КИНЕФ за 31 неделю 2011 года

Источник: составлено автором

Выводы

В части научной новизны разработанный индикатор позволяет не только сочетать методы традиционного ценообразования от зарубежных торговых площадок, тем самым стимулируя развитие биржевой торговли в России, но и экономическими методами стимулировать модернизацию отечественной нефтепереработки и ориентировать ее на выпуск качественных моторных топлив.

В рамках практического применения индикатор относительно прост в расчетах. Описываемые коэффициенты качества для автомобильного бензина и дизельного топлива могут быть как заданы в качестве переменных (при изменении стандартов качества нефтепродуктов), так и заданы справочно (для действующих стандартов нефтепродуктов и экологических классов). Все коэффициенты формулы, в отличие от аналогов, предложенных министерством экономического развития, Федеральной антимонопольной службой и Министерством Энергетики, направлены на отображение реальной экономической ситуации в стране. Формула не требует в своем расчете использования специального оборудования, или программного обеспечения и может быть реализована в технических условиях, наличествующих на данном этапе у государственных регуляторов и консалтинговых агентств.

Кроме прочего, максимально допустимая отпускная цена, рассчитываемая по разработанному индикатору, предложенному в исследовании, может служить индикатором не только инструментом для антимонопольного контроля над деятельностью производителей нефтепродуктов, но и инструментом мониторинга состояния региональных рынков. Так, при резком повышении индикативной цены, под влиянием биржевых факторов можно делать вывод о нехватке предложения того, или иного нефтепродукта в регионе, который обеспечивается в основном за счет базиса поставки, на котором произошел ценовой скачок.

Список используемой литературы:

[1] - Цена энергии: международные механизмы формирования цен на нефть и газ. – Секретариат Энергетической Хартии, Брюссель, 2007, 277 с.

[2] – Испытание прозрачностью. Екатерина Грушевенко, - Нефть России, №3 март 2012 года

[3] – IHS CERA World Refined Products Outlook Despite Signs of a Demand Revival, Downstream Sector Remains Challenged, data tables 2010.

[4] - Андронова И.В., Шитина М.М. Управление качеством. Курс лекций: –Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.- 77с

[5] – Грушевенко Е.В. – Совершенствование ценового индикатора на основе биржевого и внебиржевого внутреннего рынка нефтепродуктов, - Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России. IX Всероссийская научно-техническая конференция. Тезисы докладов Часть III.


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. Москва "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: