Подраздел 6.2 Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

Реализация мероприятий по совершенствованию оказания специализированной медицинской помощи в 2014 году осуществлялась в рамках Программы и региональных программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности и преемственности в оказании медицинской помощи населению в 2014 году продолжалось формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи, согласно которой медицинские организации первого уровня – максимально приближенные к месту жительства для оказания медицинской помощи (терапевтического, хирургического, педиатрического, акушерско-гинекологического профилей) при наиболее распространенных заболеваниях; второго уровня – специализированные межмуниципальные центры (отделения) для оказания экстренной и плановой специализированной медицинской помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности населения, и третьего уровня – областные, краевые, республиканские больницы, а также федеральные центры высоких медицинских технологий.

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

В целях снижения смертности населения от болезней системы кровообращения и госпитальной летальности при данных заболеваниях
в рамках региональных программ развития здравоохранения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и обязательного медицинского страхования в 2014 году осуществлялись мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями, основой которых является расширение создаваемой на базе медицинских организаций субъектов Российской Федерации сети первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров.

Основной задачей таких отделений и центров является обеспечение
в возможно короткие сроки качественной специализированной медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией с использованием системного тромболизиса и наиболее востребованных интервенционных методов лечения (стентирование и баллонная ангиопластика коронарных артерий).

В 2014 году в Российской Федерации функционировало 383 первичных сосудистых отделения и 119 региональных сосудистых центров. Открытие новых региональных сосудистых центров (11) и первичных сосудистых отделений (61) позволило увеличить число госпитализированных пациентов с острым коронарным синдромом и острыми нарушениями мозгового кровообращения и расширить практику применения тромболитической терапии, в том числе на догоспитальном этапе, увеличить количество оперативных вмешательств со стентированием коронарных артерий.

Проведены региональные конференции в рамках совершенствования помощи больным с церебральным инсультом для сотрудников первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров в 12 субъектах Российской Федерации.

Повышение квалификации в рамках специализированных клинико-образовательных программ по организации помощи больным с инсультом прошли 1 844 специалиста мультидисциплинарных бригад, из них: 679 неврологов, 184 реаниматолога, 217 специалистов по лечебной физкультуре, 113 логопедов, 127 физиотерапевтов, 86 нейропсихологов/клинических психологов, 368 медицинских сестер и 70 специалистов по лучевой диагностике.

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями

В 2014 году было продолжено формирование системы оказания онкологической помощи населению, ориентированной на раннее выявление онкологических заболеваний и проведение специализированного комбинированного противоопухолевого лечения.

В соответствии с заключенными Минздравом России с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации соглашениями, субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, предоставлены 15 субъектам Российской Федерации и 2 федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства.

В субъектах Российской Федерации медицинские организации онкологического профиля оснащены медицинским оборудованием, пересмотрена маршрутизация пациентов со злокачественными новообразованиями в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи, проведена оптимизация коечного фонда с созданием коек для оказания паллиативной медицинской помощи и коек для медицинской реабилитации больных после хирургического лечения.

Реализация мероприятий, направленных на активное раннее выявление больных туберкулезом и обеспечение для них полноценного курса лечения

Правительством Российской Федерации принято постановление
от 1 сентября 2014 г. № 882 «Об утверждении Правил бесплатного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти».

Бюджетам 83 субъектов Российской Федерации предоставлены иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

В субъектах Российской Федерации проводились мероприятия
по улучшению материально-технического оснащения лабораторий медицинских организаций фтизиатрического профиля, по обеспечению противотуберкулезными и антибактериальными препаратами для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

За 2012–2014 годы сформирована трёхуровневая система травмоцентров
на базе функционирующих отделений стационаров в соответствии с определенными зонами ответственности медицинских организаций по автомобильным дорогам, осуществлено их оснащение медицинским оборудованием.

В 2014 году количество развернутых травмоцентров увеличилось
по сравнению с 2013 годом с 783 до 1251, в том числе количество травмоцентров I уровня выросло с 141 до 143, II уровня – с 287 до 443 и III уровня – с 355 до 665.

Предоставлены субсидии 24 субъектам Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Проведенные мероприятия включали в том числе обеспечение круглосуточного функционирования медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, оптимизацию схемы маршрутизации пациентов с целью своевременного оказания медицинской помощи в необходимом объеме, обеспечение деятельности медицинских организацийв соответствии сПорядком оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком (приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. № 927н), и Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н).

В результате проводимых мероприятий создана система этапного оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в зависимости от степени тяжести полученных травм пострадавшими. Система позволяет обеспечить оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях квалифицированными специалистами на месте дорожно-транспортного происшествия, во время доставки и в медицинских организациях.

Модернизация наркологической службы Российской Федерации

В ходе модернизации наркологической службы, проводимой Минздравом России с 2011 года, сформирована нормативно-правовая база организации оказания медицинской помощи больным наркологического профиля на основе порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология», утвержденного приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. № 929н, с учетом 12 стандартов медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава России от 4 сентября 2012 г. № 124н − 135н, и 7 клинических рекомендаций (протоколов лечения), утвержденных 14 октября 2014 г. профессиональными медицинскими организациями.

В результате внесенных изменений в нормативно-правовую базу прописана маршрутизация больного от момента выявления наркологического заболевания при оказании первичной медико-санитарной помощи до прохождения им медицинской реабилитации в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь.

В результате принятых мер началось активное развитие реабилитационного звена наркологической службы с вовлечением больных в реабилитационные программы в амбулаторных и стационарных условиях.

Произошли структурные измененияв наркологической службе – за время ее модернизации (с 2010 по 2014 годы) число наркологических реабилитационных коек увеличилось на 85,7 % с 1 441 до 2 676.

В течение 2011-2014 годов всем субъектам Российской Федерации,
за исключением Республики Крым и города Севастополя, в целях укрепления материально-технической базы и приведения ее в соответствие с порядком оказания медицинской помощи по профилю «наркология», проведения капитальных и текущих ремонтов помещения, а также подготовки и переподготовки кадров были перечислены субсидии из федерального бюджета. Общий объем финансирования за 4 года составил 1,8 млрд рублей, а объем средств, выделенных из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, составил 1,5 млрд рублей.

В настоящее время 5 субъектов Российской Федерации не освоили субсидию полностью: Еврейская автономная область (на 45,2 %), Чукотский автономный округ (на 51,8 %), Кировская область (на 77,5 %), Тамбовская область (на 99,9 %), Республика Хакасия (субсидия не освоена полностью).

Информация о достижении целевых показателей (индикаторов) модернизации наркологической службы Российской Федерации, утвержденных приказом Минздрава России от 5 июня 2014 г. № 263, в 2014 году представлена в табл. 1.9.

Таблица 1.9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: