Логистика - наука об управлении материальными потоками (запасами), потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью сокращения суммарных затрат на продвижение этих потоков.
Таким образом, объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система потоков [42]. Одной из основных задач транспортной логистики является продвижение материального потока с соблюдением требуемых значений таких его параметров, как скорость, своевременность, сохранность, которые обеспечивают снижение суммарных затрат.
Высокая эффективность работы системы товарного производства определяется своевременным и полным удовлетворением заявок всех потребителей в цепи движения и переработки материального потока и главного конечного потребителя - покупателя. Более того, многие исследователи констатируют факт достижения отдельными производствами (преимущественно в странах с развитой экономикой) предела эффективности. Они признают, что на сегодняшний день только логистика, изучающая методы и приемы четкого и слаженного функционирования всех элементов системы товарного производства, способна обеспечить резкое снижение себестоимости готовой продукции за счет ликвидации потерь на стыках между отдельными предприятиями.
|
|
Таким образом, сущность логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников товарного производства в единую логистическую систему, способную быстро и экономично преобразовывать и продвигать материальные потоки. Возникающий в результате так называемый "логистический эффект" должен перераспределяться между элементами логистической цепи, поскольку при совместной работе на общий результат отдельные участники логистического взаимодействия могут нести прямые потери. Поясним это утверждение на примере одной из функций логистики - упаковке продукции.
Попытаемся систематизировать рассмотренные проблемы, возникающие в процессе создания или образования логистической системы. Достижение цели этого процесса обеспечивается решением следующих принципиальных задач:
· организационные, экономические и правовые задачи - выработка договоренностей о порядке справедливого распределения общей прибыли (эффекта от объединения) между участниками и организации их взаимодействия в составе логистической системы;
· технические задачи - выбор технических средств обеспечения продвижения потоков сырья, полуфабрикатов и продукции (например, выбор тары, оборудования для фасовки, видов транспорта, погрузо-разгрузочных механизмов и т.д.);
|
|
· технологические задачи - разработка единого (взаимосогласованного) технологического процесса обработки и продвижения материального потока, начиная от источников сырья и кончая торговым залом магазина;
· математические задачи - оптимизация параметров логистической системы с использованием методов системного анализа и экономико-математического моделирования, например, задачи оптимального планирования перевозок, задачи оптимизации запасов на складах и т.д.;
· задачи управления - управление функционированием и развитием логистической системы. Решение этих задач фактически означает системное решение всех предыдущих задач на разных уровнях управления и на разных этапах существования логистической системы.
В результате решения перечисленных задач создается интегрированная система эффективного продвижения материального потока, обеспечивающая экономический выигрыш за счет организации и управления материальным потоком на логистических принципах.
Выделяют следующие составные части логистики.
Сбытовая логистика. Изучает вопросы организации распределения готовой продукции. В ее основе лежит маркетинг, методы изучения спроса и рынка, включая методы прогнозирования.
Закупочная логистика. Изучает методы планирования закупок. выбора поставщика.
Транспортная логистика. Транспорт является одним из главных звеньев функционирования логистической цепочки поставщик - транспорт - потребитель, и именно его задача - обеспечить поставки "точно в срок", поэтому требуются методы организации подобных перевозок различными видами транспорта.
Логистика складирования. Как бы четко не функционировала транспортно-производственная система, не исключена возможность сбоев в поставках. Кроме того, грузы зачастую требуется накапливать до партии определенного размера или, наоборот, крупную партию разбивать на мелкие поставки. Во всех этих (и многих других) случаях не обойтись без создания запасов и организации складов. Поэтому, изучая логистику, необходимо владеть основами теории управления запасами, а также современными методами организации транспортно-складских систем.
Производственная логистика. Если в качестве поставщиков и потребителей брать не целые предприятия, а только цехи одного и того же предприятия, то между ними также могут быть организованы логистические цепочки (своевременные межцеховые перевозки. обеспечивающие своевременный же выпуск готовой продукции всем предприятием в целом). Организация таких цепочек имеет свои особенности, они изучаются так называемой производственной логистикой.
Международная логистика. Поставщик и потребитель могут размещаться в разных странах. Наличие государственных границ создает свои сложности при организации своевременных перевозок. При построении логистической цепочки в международном сообщении необходимо их учитывать и решать.
Информационная логистика. Одним из главных инструментов, обеспечивающих функционирование логистических цепей, является информационная система. Именно широкое распространение компьютеров и компьютерных сетей обусловило бурное развитие логистики в последние десятилетия. Действительно, без наличия оперативной и полной информации о потребностях в продукции, выполнении перевозок, размерах запасов трудно представить себе четкую согласованную работу логистической системы. Организация информационных потоков, создание информационной инфраструктуры - вот задачи информационной логистики.
Обобщив рассмотренные предварительные замечания относительно сути логистики, можно сказать, что объектом изучения логистики являются материальные, информационные, финансовые потоки, потоки услуг, а также система каналов их распределения. Управление потоками от точки их зарождения до точки погашения (потребления) в целом позволяет значительно сократить существующие в настоящий момент огромные потери на стыках отдельных элементов системы материального производства. Таким образом, логистику можно сравнить с цементирующим раствором. скрепляющим в единую прочную конструкцию недостаточно прочно в настоящий момент связанные между собой кирпичи - производство, транспорт, склады, торговлю и другие элементы сферы материального производства.
|
|
Наука логистика занимается изучением принципов и методов логичной организации и функционирования всей системы продвижения материального потока от источника сырья до конечного потребителя в целом, во взаимосвязи ее отдельных подсистем и элементов. Транспорт же относится к разряду сложнейших технических систем, он связывает в единую систему множество предприятий, складов, оптовых баз и т.д. Поэтому организация работы именно транспорта (в связи с поставщиками и потребителями) на логистических принципах имеет первостепенное для всей логистической системы значение.