вопрос. Новаторство Некрасова в жанре поэмы. «Кому на Руси жить хорошо». Споры о композиции поэмы

Поэмы Некрасова о жизни народа, начиная с «Коробейников» и кончая «Кому на Руси жить хорошо», - новое явление в литературе. В отличие от романтической поэмы 20-30 годов 19 века они основываются не на раскрытии облика героического одиночки, а на изображение масс или героев, являющихся типическими представителями этих масс. Дело не только в том, что герои поэм Некрасова простые люди, крестьяне, которые показаны в их повседневной трудовой жизни как представители крестьянской массы. Они мыслят и чувствуют вместе с ней, они неотрывны от окружающей среды. Своеобразие и художественное новаторство поэмы Некрасова не только в его обращении к крестьянской тематике, но и в особенностях созданного им жанра народной поэмы. В ней сочетаются широкий социальный фон, конкретные картины эпохи с новеллистическим сюжетом, позволяющим показать характеры героев. Некрасов не стремится к романтическим эффектам,- сюжет его поэмы весьма прост, во многом обыденный, позволяет показать героев не в романтическом ореоле, а в их будничной обстановке. Для некрасовских поэм характерна та же сюжетная новеллистичность, что и для лирики. Смелым новаторством явилось не только самое обращение к сюжетам, взятым из жизни народа, но и сочетание суровой реалистической простоты в изображении действительности с поэтичностью фольклора. Поэмы Некрасова никак не могут быть приурочены к какому-либо традиционному жанру, а являются новым словом в поэзии и открывают ей новые пути и возможности.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" занимает центральное место в творчестве Некрасова. Он работал над ней начиная с 1863 года и до самых последних дней своей жизни. Некрасов стремился наиболее полно показать в поэме основные черты современной действительности, раскрыть противоречие между интересами народа и эксплуататорской сущностью самодержавно-помещичьего строя, задержавшего развитие страны. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобных которому русская литература не знала. Поэма писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна для широких народных масс помещичья сущность реформы, обрекший крестьянина на разорение и кабалу. Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших о том, кому «вольготно, весело живется на Руси», вводит нас в обстановку горестного существования народа. Самый перечень деревень звучит как скорбный приговор, как свидетельство крестьянской нищеты. По первоначальному замыслу автора предполагалось, что заспорившие мужики отправятся искать счастливого, кому «живется весело, вольготно на Руси», среди представителей господствующих классов. Однако за длительное время работы над поэмой, многое изменилось в русской действительности. Замысел и сюжет поэмы во многом изменились. «Кому на Руси жить хорошо» не поэма о героях или герое, это эпос народной жизни, раскрывающий основные ее стороны, все ее многообразие. Поэма должна была дать не только ответ на поставленный в заглавии вопрос, но и на вопрос, подсказанный историей: куда идет Россия, каковы дальнейшие пути развития народа, его будущее? Основная пронизывающая ее идея – идея неизбежности революционного переустройства действительности, разрушения самодержавно-помещичьего строя. В своей поэме Некрасов противопоставил два мира, две сферы жизни – мир господ, помещиков и мир крестьянства. Меткий народный юмор окрашивает все повествование, переходя в острую сатиру над помещиками, чиновниками, попами и др. В главе «Савелий – богатырь святорусский» Некрасов показал помещика Шалашникова и его способ выколачивания оброка из крестьян с помощью жестокой порки. В главе «Последыш» рассказывается о том издевательстве, которому подвергаются «освобожденные» крестьяне самодуром-помещиком, не желающим допустить новые порядки. Некрасов приводит многочисленные примеры трогательного бескорыстия, душевной красоты этих забитых, ограбленных и нищих крестьян. Многие персонажи показаны крупным планом, их характеры тщательно разобраны. С особенной полнотой показан облик русской крестьянки Матрены Тимофеевны в главе «Крестьянка». Это русская женщина, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, но она не согнулась и не побеждена, а сохранила свое человеческое достоинство, свою духовную красоту и стойкость. Великий знаток крестьянской души, Некрасов глубоко понимал как силу, так и слабость крестьянства, в котором века рабства и нищеты зачастую заглушали сознание собственного достоинства. Некрасов всегда на стороне крестьянства. Фигура Гриши Добросклонова не только придает оптимистическое звучание всей поэме, но и раскрывает ее идейный замысел. В его образе воплощены черты русских революционеров-демократов 60-70 годов. В песне Гриши «О Руси загадочной» Некрасов раскрывает основную идею своей эпопеи, итог своих раздумий о доле народа. В результате упорной борьбы и придет счастье народное – вот ответ на вопрос - кому на Руси жить хорошо. Глава «Доброе время», написанная незадолго до смерти Некрасова, прямо указывает на тот революционный путь, которым должен пойти народ, чтобы завоевать себе достойное будущее.

Споры о композиции. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» сложно по своей архитектонике. При жизни поэта она не была напечатана целиком из-за цензурных запретов. А сразу после публикации в советское время(1920 под ред. Чуковского) вспыхнули споры, не затихающие до настоящего времени, о расположении частей в поэме, о месте «Пролога», о фрагментах, выброшенных поэтом и др. Наметились 2 точки зрения на расположение частей: П.Н. Сакулин и др. предложили печатать поэму так: «Пролог» и 1-я часть вместе, затем «Последыш», далее «Крестьянка» и в конце «Пир - на весь мир». В.Гиппиус предложил следующий вариант: «Пролог», 1-я часть, «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка». Н.Гайденков и И.Шамориков предложили печатать поэму так: «пролог» отдельно, т.к. он относится ко всему произведению, 1-я часть, «последыш», «Крестьянка», «Пир – на весь мир». Предпочтительнее оканчивать поэму «Пором – на весь мир», т.к. революционное звучание здесь наиболее отчетливо, а в «Крестьянке» есть либеральные ноты. Текстологи продолжают исследовать этот вопрос.

14 вопрос. Философская лирика Тютчева. Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии: Природа - сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку. С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям. В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как «Видение» (1829), «Бессонница» (1829), «Как океан объемлет шар земной» (1830), «Сои па море» (1833). В «Бессоннице» Тютчев рисует образ времени. В начале стихотворения «часов однообразный бой» осмыслен как «глухие стенания» времени, как его язык, «равно чужой и внятный каждому»; в конце - как «металла голос погребальный». Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим «на краю земли», ощущать свое бытийное одиночество в мире («...мы... покинуты на нас самих»). «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Тютчев – крупнейший представитель русской философской лирики XIX в. Художественный метод Тютчева отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Дарование Тютчева, который охотно обращался к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе». В этом мотиве отражается вся поэзия Тютчева. Стихотворения «Святая ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной», «О, вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной», «Ночные голоса», «Ночное небо», «День и ночь», «Безумие» и другие представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия. И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим сознанием: за всем этим скрывается их роковая сущность, таинственная, отрицательная и страшная. Поэтому его философское раздумье всегда пронизано грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. Стилистика. У лирики существует не только свой мир чувств, но и свой язык, то есть средства, которые передают от человека к человеку (от писателя к читателю) мысли и ощущения, на уровне запаха воспринимаемые образы и картины. Зачастую это происходит помимо логики, причём передаче не мешает ни время, ни пространство. Совершенно не похож ни на кого замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Стилистика его рассчитана на то, чтобы его читатели ощутили и в себе тот бесконечный Космос, который живёт в тютчевской лирике, глубинный (порой до бездны) мир человеческой души. Язык стихов поэта Ф. И. Тютчева и его стилистика весьма своеобразны и заслуживают непосредственного внимания. Творение поэта очень разные: он вкладывает в них все свои мысли и чувства, правда, сам Ф. И. Тютчев относился к своим созданиям несерьёзно, записывая стихи на клочках бумаги, на обрывках. Только благодаря его друзьям удалось сохранить его творения и показать их миру.Он уделял внимание всему: жизни и смерти, красоте и обыденности, дню и ночи, и весне и зиме, а в особенности любви, и именно это составляло большую часть его жизни, в которой было столько же разнообразия, сколько и в его творениях. Характеризуя творческий процесс Тютчева, Аксаков писал, что "стихи у него были плодом труда, хотя бы и вдохновенного, но всё же труда, подчас даже усидчивого у иных поэтов".Поэт всё содержание своих стихов пропускал непосредственно через свою жизнь и душу.

Тютчев часто использовал "словосложения", употребления сложносоставных слов, он часто сам творил их.

Анафора в его стихотворениях увеличивает напряжение внутренней мысли, помогает постичь трагизм чувства поэта. У Тютчева не совсем обычный внутренний диалог - и соответственно необычен синтаксис его диалогических стихотворений. Это не столько разговоры с предполагаемым собеседником, сколько с самим собой. Это

разговор - размышление. Это размышляющая речь - в муках и постоянном борении размышляющей.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка.

Несмотря на то, что поэт "не писал, а лишь записывал свои стихи". Он не раз возвращался к записанному, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и чёткости стиха.

"Он не шутит с музой", - говорил Лев Николаевич Толстой.

15 вопрос. Любовная лирика Тютчева. Стихотворения денисьевского цикла. Трагизм и психологизм тютчевской любовной лирики. Любовная лирика Тютчева очень непроста, главным образом потому, что она исполнена психологизма и романтизма, она «пережита и выплеснута», она написана сердцем, от сердца и для сердца. Многие стихотворения Федора Ивановича автобиографичны, многие говорят о его жизни и о его любовных переживаниях. Но тем не менее, не стоит отождествлять лирического героя любовной лирики Тютчева с самим поэтом. Ведь тютчевская поэзия намного тоньше и иносказательнее, чем это кажется на первый взгляд. Взять хотя бы стихотворение «Весна», которое, на первый взгляд, повествует о том, как все меняется в мире с приходом этой долгожданной поры года. На деле же это стихотворение как яркий образчик любовной лирики Тютчева имеет двойное, если не тройное дно. В нем поэт превозносит любовь вообще (и первую любовь, в частности) как то величайшее чудо, которое способно поразить в самое сердце любого: и того, у кого «браздят чело морщины», и того, кого «гнетет рука судьбины», и того, кого «томит людей обман» и даже того, у которого «сердце полно ран». Опять-таки, мы наблюдаем, как сложность души, разума самого поэта переноситься в любовную лирику Тютчева – его поэзия о любви тесно переплетается с размышлениями о жизни, о судьбах и поступках людей, о предназначении, судьбе и Пути. Исследователи любовной лирики Тютчева также отмечают данный факт и, при этом, свидетельствуют о том, что отдельные стихотворения Федора Ивановича не дают полной картины его творчества и не могут рассматриваться отдельно от остальных. Любовная лирика Тютчева в этом контексте «фольклорична» и «эпична», а отдельные стихи всего лишь небольшие фрагменты, элементы этого глобального Эпоса-Фольклора.Периодизацию творчества Федора Ивановича Тютчева чаще всего осуществляют путем разделения на такие этапы: этап раннего творчества – подражание стихам XVIII века, этап становления – появление характерного тютчевского поэтического стиля и заключительный этап – время политических стихов и «денисьевского цикла». Если же рассмотреть эти этапы с точки зрения любовной лирики Тютчева, получится несколько иная картина. Как увлекающаяся личность, лирический и романтический человек, Тютчев неоднократно испытывал на себе чарующее действие влюбленности-любви, отсюда и истоки любовной лирики Тютчева. Его первая любовь – Амалия Лерхенфельд, которой, кстати, и было посвящено знаменитое стихотворение, ставшее впоследствии романсом, «Я встретил Вас…». Именно благодаря присутствию в жизни Федора Ивановича Амалии Лерхенфельд и возникла любовная лирика Тютчева. Однако, эти отношения были недолгими, девушка вышла замуж за другого, а Тютчев через время забылся в новой страсти, которую звали Элеонора Петерсон. Именно Элеонора и стала первою женою поэта. Федор так любил ее, что в день, когда она умерла, он поседел от горя. Любовная лирика Тютчева этого периода полна трагизма, который, впрочем, со временем сменяется счастьем – Федор влюбляется в Эрнестину Дерпберг. Именно она и станет его второй его женой. Конечно, можно разделять этапы развития любовной лирики Тютчева по тем женщинам, которым она была посвящена. Но, с другой стороны, до определенного момента (а именно до 50-х годов XIX века) вся любовная лирика Тютчева была выстроена на чувствах страсти и обожания. Однако в 1850 году приходит новое время в любовной лирике Тютчева – начинается «денисьевский цикл», названный так в честь Елены Александровны Денисьевой, которой увлекся в то время поэт. Эта любовь была так сильна и разрушительна, что ради нее Федор и Елена пожертвовали почти всем, что у них было: семьей, родственниками, карьерой, положением в обществе. Общественное мнение осуждает их связь, но сила притяжения сильнее и они остаются вместе вплоть до смерти Денисьевой. Последний этап в любовной лирике Тютчева наиболее тяжелый и трагичный, что очень сильно отражается на поэзии. При этом, именно этот этап считают самым искренним и сильным из всего творчества поэта. Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя... Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нее?

В стихотворении «Предопределение» (1851) любовь осмыслена как «поединок роковой» в неравной борьбе «двух сердец», а в «Близнецах» (1852) - как гибельный соблазн, родственный соблазну смерти: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь!

Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести - в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет: Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать...

Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского - кстати, высоко ценившего творчество поэта. Любовная лирика Тютчева всем своим видом провозглашает великолепие Любви. Она чиста и сияюща, она живая и полная всевозможных чувств, она переливается как вино на стенках бокала и утверждается извечное «человек жив лишь тогда, когда он любит».

16 вопрос. Творческий путь А.К.Толстого. Толстой Алексей Константинович (1817 - 1875). 24 августа 1817 года в Петербурге родился будущий поэт - Алексей Константинович Толстой. Отец, однако, не играл в его жизни никакой роли: родители вскоре после рождения сына разошлись, и мать увезла его в Черниговскую губернию. Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем ее брата, Алексея Перовского, он провел свое детство, оставившее, по его собственным словам, одни только светлые воспоминания. Литературные интересы обнаружились у Толстого очень рано. Алексей Перовский - известный прозаик 20-30-х годов, печатавший свои произведения под псевдонимом "Антоний Погорельский", - культивировал в племяннике любовь к искусству и поощрял его первые литературные опыты.

Десяти лет Толстой впервые был с матерью и Перовским за границей. В Веймаре они посетили Гете. Сильное впечатление произвело на Толстого путешествие по Италии в 1831 году. Переезжая из города в город, он любовался все новыми и новыми памятниками искусства, посещал мастерские художников, присутствовал при покупках, которые делал Все это нашло яркое отражение в детском дневнике Толстого. В 1834 году Толстого определили "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей!, принадлежавших к знатным дворянским семьям, входили разбор и описание древних документов. В следующем году Толстой выдержал при Московском университете экзамен на право получения чина и был "признан достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы". В 1843 году он получил придворное звание камер-юнкера. Красивый, приветливый и остроумный молодой человек, одаренный незаурядной памятью и такой физической силой, что он винтом сворачивал кочергу, прекрасно знавший иностранные языки, начитанный, Толстой делил свое время между службой, то и дело прерываемой отпусками, светским обществом и литературой. Светская жизнь, по его собственному признанию, очень привлекала его в молодости.. К 30-м годам относится его любовь к княжне Елене Мещерской; Толстой хотел жениться на ней, но этому воспротивилась его мать. Служба и светская жизнь не заглушили литературных интересов Толстого; он относился к литературе глубоко и серьезно. До 1836 года главным его советчиком был А.А.Перовский (в 1836 году он умер), который показывал стихи молодого поэта своим литературным друзьям, в том числе В.А.Жуковскому. Сохранилось свидетельство, что первые опыты Толстого были одобрены Пушкиным. До нас дошла лишь небольшая часть его ранних произведений. Следует отметить, что наряду с "серьезными" стихами в духе романтизма у Толстого уже тогда обнаружилось влечение к юмору. В конце 3-х-начале 40-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - "Семья вурдалака" и "Встреча через триста лет". В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом "Краснорогский" (от названия имения Красный Рог) фантастическую повесть "Упырь".В 40-х года Толстой напечатал очень мало - одно стихотворение и несколько очерков и рассказов. Но уже тогда был задуман исторический роман "Князь Серебряный". Уже тогда Толстой сформировался и как лирик и как автор баллад. К этому десятилетию относятся многие из его широко известных стихотворений. С середины 40-х годов интерес к поэзии резко упал, основные задачи передовой русской литературы решались преимущественно в прозаических жанрах, стихов печаталось чрезвычайно мало, и Толстой, по-видимому, вполне удовлетворялся небольшим кружком своих слушателей - светских знакомых и приятелей. Идейные искания передовой русской интеллигенции и горячие споры 40-х годов прошли мимо него. В 1850 Поэт прожил в Калуге полгода. Он часто посещал жену губернатора, известную А.О.Смирнову-Россет, приятельницу Гоголя, Пушкина и других русских писателей первой половины XIX века, читал ей свои стихи и главы из "Князя Серебряного". У Смирновых Толстой более близко сошелся с Гоголем, который познакомил своих калужских друзей с отрывками из второго тома "Мертвых душ". В начале 50-х годов "родился" псевдоним Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали в самых различных жанрах: и стихи (басни, эпиграммы, пародии), и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы.В январе 1851 года была поставлена комедия Толстого и Алексея Жемчужникова "Фантазия", впоследствии включенная в собрание сочинений Козьмы Пруткова. Это пародия на господствовавший еще на русской сцене пустой, бессодержательный водевиль. Присутствовавший на спектакле Николай I остался очень недоволен пьесой и приказал снять ее с репертуара. В ту же зиму 1850-1851 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер, урожденной Бахметевой, и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.Толстой постепенно приобретал более широкие литературные связи. В начале 50-х годов поэт сблизился с Тургеневым, которому помог освободиться из ссылки в деревню за напечатанный им некролог Гоголя, затем познакомился с Некрасовым и кругом "Современника". В 1854 году, после большого перерыва, Толстой снова выступил в печати. В "Современнике" появилось несколько его стихотворений и первая серия прутковских вещей. В годы Крымской войны Толстой сначала хотел организовать партизанский отряд на случай высадки на балтийском побережье английского десанта, а затем, в 1855 году, поступил майором в стрелковый полк. Но на войне поэту побывать не пришлось: во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом. После окончания войны, в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адъютантом. В 1857 году наступило охлаждение между Толстым и редакцией "Современника". После этого стихи его в "Современнике" больше не появлялись.

Одновременно произошло сближение со славянофилами, которым особенно импонировал интерес Толстого к русской истории и народному творчеству. Толстой стал постоянным сотрудником "Русской беседы" и подружился с И.С.Аксаковым. Но через несколько лет обнаружились существенные расхождения. Толстой отрекся от своих симпатий к славянофилам и не раз высмеивал их претензии на представительство подлинных интересов русского народа. Толстой часто бывал при дворе - и не только на официальных приемах. Однако служебные обязанности все более неприятны ему. Еще при назначении флигель-адъютантом Толстой сделал попытку отказаться, но безуспешно. Лишь в 1861 добившись отставки, Толстой поселился в деревне. Он жил то в своем имении Пустыньке, под Петербургом, то - чем дальше, тем все больше - в далеком от столицы Красном Роге В Петербург поэт только изредка наезжал. Толстой неоднократно защищал от репрессий и преследований писателей. Еще в середине 50-х годов он активно участвовал в хлопотах о возвращении из ссылки Тараса Шевченко. Летом 1862 года он вступился за И.С.Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День", в 1864 году предпринял попытку смягчить судьбу Чернышевского.В 60-е годы Толстой подчеркнуто держался в стороне от литературной жизни, встречаясь и переписываясь лишь с немногими писателями - Гончаровым, Павловой, Фетом, Маркевичем. Печатался Толстой преимущественно в реакционном журнале М.Н.Каткова "Русский вестник", а с конца 60-х годов - одновременно в "Русском вестнике" и в либеральном "Вестнике Европы" М.М.Стасюлевича, несмотря на их враждебные отношения и постоянную полемику.В начале 60-х годов Толстой напечатал "драматическую поэму" "Дон Жуан" и роман "Князь Серебряный", а затем написал одну за другой три пьесы, составившие драматическую трилогию: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис" (1862-1869). Во второй половине 60-х годов Толстой вернулся к балладе и создал ряд превосходных образцов этого жанра; лирика занимает теперь в его творчестве гораздо меньше места, чем в 50-х годах. В конце 60-х и 70-х годах написана и большая часть его сатир. С середины 60-х годов здоровье Толстого пошатнулось. Он стал жестоко страдать от астмы, грудной жабы, невралгии, сопровождавшейся мучительными головными болями. Ежегодно он ездил за границу лечиться, но это помогало лишь ненадолго. Умер Толстой 10 октября 1875 года в Красном Роге, впрыснув большую дозу морфия.

50 вопрос. Книга Чехова «остров Сахалин». «Остров Сахалин» (1890 - 1894) Антона Павловича Чехова является уникальным произведением в его творческом наследии, единственным в жанре документального очерка, но характерным для Чехова. С момента выхода в свет первых его глав и до наших дней литературоведами неоспорим вопрос об огромном значении для творчества Чехова его поездки на Сахалин, последовавшей за этим книги.К этому времени Чехов уже приобрел известность. В «Острове Сахалин» сдержанно и осторожно высказаны некоторые идеи, характеризующие общее умонастроение писателя и его взгляды первой половины девяностых годов. При этом автор «Острова Сахалин» не делает установки на художественное изображение увиденного, не привносит никаких концепций заранее. Он хочет только сурово рассказать о том, свидетелем чего был, хочет быть только писателем – общественником.Современные исследователи Э. Полоцкая, А. Захаркин, М. Семанова, и др. отмечают, что в «Острове Сахалин» Чехов отказался от прежних своих художественных приемов, сбросил все, что казалось «литературщиной», упростил стиль и форму для того, чтобы выработать новый почерк, характеризующийся более четким звучанием, ощущением взаимосвязи между общественными явлениями. Книга явилась результатом поездки на полуостров, научной работы в крае, а также встреч с людьми, оторванными от цивилизации, и значительным образом повлияла на все дальнейшее творчество писателя.

Жанр «Острова Сахалин», путевые заметки позволил Чехову сцепить в единое полотно разнородные по тематике части, меняющиеся в калейдоскопе событий, судеб, проблем, освещенных в книге. В конце XIX и начале XX веков в условиях царской цензуры появляется «Остров Сахалин» А. П. Чехова. Антон Павлович погрузился с головой в исследование новой для себя темы - изучил все документы, свидетельства по этому вопросу до поездки, на месте смог встретиться почти со всеми, населяющими остров, в том числе и с «политическими». Свидетельство тому - многочисленные карточки-анкеты, заполненные во время переписи. По ходу этой работы ему раскрывались новые жизненные явления, обогащался личный опыт, раздвигались рамки дарования Чехова как писаетля и ученого, публициста и мыслителя Начиная работу над книгой, автор узнал о мнении А.Н. Плещеева, утверждавшего, что Чехов «изменяет» художественной литературе, и о мнении Вейнберга, видевшего смысл сахалинской поездки в собирании новых тем, сюжетов, которые иссякли уже у Чехова. Первые главы, которые Чехов печатал в виде статей в разных журналах, так же вызывали неоднозначные отклики. Основу сюжетно - композиционного единства цикла очерков «Остров Сахалин» составляют записки исследователя: и как особый авторский угол зрения, в соответствии с которым подбирается и компонуется материал; и как многозначный образ - символ, создающийся совокупным развитием многочисленных сквозных тем, образов и мотивов, благодаря внутренней созвучности настроений, форм и красок очерков. В «Острове Сахалине» внутренне сцеплены сюжетом путешествующего исследователя сменяющиеся эпизоды из жизни каторжного острова, его обитателей, истории, переплетение судеб, цифр и фактов. Начинается путешествие с описания чувств человека, прибывшего на крайнюю точку континента, «отрывающегося» от своей земли для «легкомысленной» цели. Такое традиционное начало путевых очерков должно настраивать на спокойный лад, но слова «каторга», «колония», «суровый край», «гиляки», «солдаты» и др. вносят интонации тревоги, настораживают с первых страниц знакомства с книгой о далеком, чужом крае.В первых главах своей работы Чехов рассказывает об истории освоения дальневосточного побережья и острова Сахалин. Эти экскурсы полны восторга перед величием и красотой природы края, глубокого уважения к русским людям, первооткрывателям этих суровых земель. В черновом варианте книги Чехов писал: «Татарский берег красив, смотрит ясно и торжественно, и у меня такое чувство, как будто я уже вышел из пределов земли, порвал навсегда с прошлым, что я плыву уже в каком - то ином и свободном мире.Быть может, в будущем здесь, на этом берегу, будут жить люди и кто знает? - счастливее, чем мы, в самом деле, наслаждаться свободой и покоем…».

Так как автор отказывается от прямых оценок и суждений о поступках героев своего очеркового произведения, а делает это только через описание природы, закономерно возрастает роль имеющихся в произведении пейзажных зарисовок. В них мы видим те чувства, которые испытывал путешественник, какой эмоциональный груз лежал на душе писателя, решившего самостоятельно исследовать этот остров.Подплывая к каторжному острову, автор описывает то, как их встретила эта земля: «Едва мы бросили якорь, как потемнело небо, собралась гроза, и вода, приняла необыкновенный, ярко-зеленый цвет…на берегу в пяти местах большими кострами горела сахалинская тайга...». В 12 главе автор описывает свое второе прибытия уже на южный Сахалин. Таким образом, происходит расчленение произведения, необходимое для решения двух задач, стоящих перед автором: рассказать о своем исследовании и о жизни сахалинцев, вскрыть причины такой жизни. Путешественник знакомит читателя с южным Сахалином, начиная свой рассказ с описания природы. Через картины природы Чехов выражает свои чувства и ощущения, открываются субъективные поводы оценивать сахалинскую жизнь как неблагоприятную для человека, что, в свою очередь, рождает дополнительные ассоциации и ощущения у читателя. Этот художественный прием является важным моментом и в оценке произведения как художественно-публицистического.В первой половине книги неоднократно возникает лирическая интонация, автор успевает на мгновение оторвать свой взгляд от бритых голов и увидеть экзотический сахалинский пейзаж, за звоном кандалов расслышать вечный шум моря. Исследователи творчества С. В. Максимова, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова сходятся в одном - каторга - место не исправления людей, а страшного истязания над ними, при этом совсем неважно, несет он наказание или нет. Ключевым образом линии каторги являются сахалинские тюрьмы. Жизнь в Дербинской тюрьме показана столь подробно не потому, что перед нами уникальное место, а, наоборот, потому, что это типичное явление. «За все время, пока я был на Сахалине, - говорит автор-, только в поселенческом бараке около рудника да здесь, в Дербинском, в это дождливое, грязное утро, были моменты, когда мне казалось, что я вижу крайнюю, предельную степень унижения человека, дальше которой нельзя уже идти». В связи с тем, что по законам реализма не исключительное является объектом художественного изображения, а обыденное, типичное, Чехов мало внимания уделяет закоренелым преступникам вроде известнейшей авантюристки Соньки Золотой Ручки. Его интересуют главным образом такие заключенные, как Егор, скромный, работящий мужик, попавший на каторгу совершенно случайно, из-за безразличия суда в вопросе досконального следствия, или бродяга Никита Трофимов, прозванный Красивым, вся вина которого состояла в том, что он не вынес тяжести тогдашней военной службы. Так рассказ о жизни каторжников оборачивается размышлением об участи простых русских людей, в силу трагического стечения обстоятельств оказавшихся на Сахалине. Поднимая тему тюремного существования, автор относит ее ко всей России. Печальна участь попавших на Сахалин законных жен, добровольно пришедших за своими мужьями. Уже в трюме парохода им описывали ужасы сахалинской жизни, но действительность оказывалась куда горше. От голода и безделия многие начинают «зарабатывать своим телом», пьют и бранятся. Отлична судьба этих женщин, которые «ехали жизнь мужей поправить и свою потеряли» от судьбы каторжных женщин. «Остров Сахалин» задумывался как научный труд, который «состоять будет из одних цифр». Но, работая, Чехов искал тон, который позволил бы писать художественно и вместе с тем «протокольно, без жалких слов», не отнимая у сюжета «его суровость и все то, что в нем достойно внимания».

В своей книге Чехов совершенно объективен. Он видел на каторге и настоящих преступников, готовых из жадности к деньгам на самое гнусное предательство, видел, что «у ссыльных наблюдаются пороки и извращения». Но писатель с полным основанием обратил внимание на социальную обусловленность этих пороков они были свойственны «по преимуществу людям подневольным, порабощенным, голодным и находящимся в постоянном страхе. Лживость, лукавство, трусость, малодушие, наушничество, кражи, всякого рода пороки - вот арсенал, который выставляет приниженное население или, по крайней мере, громадная часть его, против начальников и надзирателей, которые оно не уважает, боится и считает своими врагами. "Остров Сахалин" А.П.Чехова - не первый случай обращения в истории русской литературы к скрытой от общественности жизни людей, вынужденных находится в тюрьмах, ссылках, на каторжных работах. До него и после писатели обращались к той литературе, которые мы, выражаясь современным языком, называем лагерной. Но "Остров Сахалин" занимает здесь особое место. Антон Павлович провел на острове работу исследователя, медика, социолога. В течение трехмесячного пребывания на острове Антон Павлович проделал гигантский труд. Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльнокаторжных, он произвел перепись сахалинского населения. «Я объездил все поселения, заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра, и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: