Лирика Н.А.Некрасова 1870-х гг.: эволюция поэтических принципов, изменение эмоционального тона

В 70е гг строй поэзии Некрасова тяготеет к сжатости и лаконизму. Голые беспощадные факты подаются через сгущенную предметность, газетную информативность, буквальность, переходящую в иносказание – с тем, чтобы подчеркнуть то страшное, что происх. в современном мире с живой душой. (Проститутка домой на рассвете поспешает, покинув постель. Офицеры в наемной карете скачут за город, будет дуель («Утро»)).

Умирая, поэт не мог подвести единый итог жизненному пути. Проблема отношений с народом предстает как нерешенная, обращенная в будущее, как прекрасное, как сон: «Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой увидишь родину свою, баю-баю-баю..»

Цикл «Последние песни» создает образ многоликого мира. Свой приговор родине и поэту приносят Муза, мать, людская злоба, уходящая жизнь.

В стихах последних лет («Страшный год», «Уныние», «Поэту», «Подражание Шиллер», поэма современники») подымается твердый голос человека и поэта, уверенного в своей нужности и правоте: «Я лиру посвятил народу своему..!

Лирика Некрасова последнего периода - одно из высших художественных достижений его поэзии. Так, “Элегия” (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению:

Пуска нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая “страдания народа”

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

Н. в эти годы — деятельный участник революционно-демократического лагеря, ведущего упорную борьбу за торжество крестьянской революции. Но борьба эта. несмотря на всю ее ожесточенность, кончилась разгромом революционного движения. Сослан в далекую Сибирь Чернышевский, закрыты органы революционной журналистики, разгромлено хождение «в народ». «Смолкли честные, доблестно павшие, Смолкли их голоса одинокие, За несчастный народ вопиявшие...» В этой новой и глубоко трагической обстановке Н. мучится тем, что он слаб, что он не может разделить судьбы своих друзей. О своей слабости он говорит неустанно и в стихотворении «К неизвестному другу», и в трагическом ответе «остервенелой толпе», клеймящей его за «угоднические грехи», и в своих предсмертных элегиях. Н. мучит трагедия его оторванности от народа: «Я настолько же чуждым народу умираю, как жить начинал». Это представление было конечно неверным, ибо вся деятельность Н. шла по линии защиты крестьянских интересов, но оно питалось глубокими противоречиями самого революционного движения.

К этому времени Некрасов вполне сложился как поэт -- поэт русской революционной демократии и великий новатор, сумевший создать поэзию демократическую и народную не только по содержанию, но и по форме. Верностью традициям 1860-х гг., которую Некрасов сохранил до конца своих дней, объясняется одна из самых характерных черт его поэтического облика -- неразрывная связь с современным русским общественным движением, чуткая отзывчивость на его запросы.

В некоторых его стихотворениях ощущаются прямые отзвуки революционных событий. Так, в "Путешественнике" отразились впечатления от процесса долгушинцев, "Пророк" посвящен Чернышевскому, "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие..." писались под впечатлением событий, связанных с Парижской Коммуной.

Но таких стихотворений немного: у писателя, печатающегося на страницах легального журнала, возможности непосредственного отклика на революционные события крайне ограниченны, касаться их можно было лишь изредка и в сугубо зашифрованной форме.

Особенно показательны в этом отношении стихотворения, создававшиеся в годы подъема народнического движения. К 1874 г.-- году, когда "хождение в народ" приобрело наибольший размах,-- относится, кроме четырех только что названных, ряд замечательных произведений о судьбах народных -- поэма "Уныние", "волжская быль" "Горе старого Наума", знаменитая "Элегия (А. Н. Е<рако>ву)", а также стихотворения "Отъезжающему", "Ночлеги", "На покосе", "Поэту".

В 1876--1877 гг. народничество переживает острый кризис после неудач "хождения в народ", обсуждаются вопросы о путях и методах дальнейшей революционной пропаганды, начинается новый период революционной борьбы, период "Земли и воли". В это время также появляются стихотворения Некрасова, связанные с событиями и запросами народнического движения, настроениями революционной молодежи тех лет: "Сеятелям", "Молодые лошади", "Праздному юноше", "Отрывок", "Ты не забыта...", "Что нового?", "Молебен", "Есть и Руси чем гордиться...". В одном ряду с ними должны восприниматься и "Пир на весь мир", последняя часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и замечательные незавершенные замыслы последнего года жизни поэта (поэмы "Мать", "Ершов-лекарь", "Имени и роду...").

Завершается том шедевром некрасовской лирики -- "Последними песнями", циклом, создававшимся на смертном одре, своего рода лирическим дневником умирающего поэта и его поэтическим завещанием. "Последние песни" -- высший образец того органического сочетания личного, интимного с общественным, гражданским, которое всегда было характерно для Некрасова. Ни физические, ни нравственные страдания не могли заглушить в нем думы о России и ее народе, о русском освободительном движении, о судьбе его собственной поэзии.

70е – поэмы о декабристах «Дедушка», Русские женщины – княгиня Трубецкая и Княгиня Волконскаяэ Симпатия к грероям неудавшейся попытки восстания декабристов. Русские женщины о добровольном отъезде в сибирь жен декабристов. Поэма современники – сатирико-публиц начало. Незавершенная поэма Мать – герой в доме покойных родителей находит письма бабушки

Историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к “Дедушке” (1870): поэма была построена как беседа возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя несломленным ни морально, ни физически. Поэт откровенно любуется бывшим декабристом, подчеркивает его органическую связь с родной природой.

“Русские женщины” (1872-1873), воспевавшие подвиг жен декабристов, состоят из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической (“Княгине Волконская”). В“Княгине Трубецкой” повествование строится не по линейному принципу, а фрагментарно: настоящее перемешивается с прошедшим, действительность со снами. В “Княгине Волконской”темп более спокойный, даже несколько замедленный. Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Марии Волконской. Подробнее в поэме рассказывалось о разрыве Волконской со своей средой, с отцом. Сначала поэма была названа“Декабристки”, но в процессе работы Некрасов дал ей другое название: “Русские женщины”,придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Сатирическая поэма “Современники” (1875) тесно примыкает к двум другим поэмам, над которыми Некрасов работал почти одновременно: “Русские женщины” и “Кому на Руси жить хорошо”. Возникает своего ода трилогия, подводящая итог всему художественному творчеству поэта. “Современники” построены как портретная галерея (такой подзаголовок был в рукописи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: